Меню

На франшизу все надежды: казанские бизнесмены считают ее единственным входом на рынки

Начавшийся несколько лет назад бум франшиз до сих пор не сошел на нет. И в ближайшее время у рынка радужные перспективы, уверены как франчайзи, так и продавцы франшиз.

Выход на новые рынки за последние десять лет настолько подорожал, что как для стартаперов, так и для владельцев сетей, которые хотят удешевить экспансию, франшиза – оптимальный вариант.

Франчайзеры предпочитают общепит

Когда в конце августа в Казани прошла выставка франшиз, интерес к ней был огромный – толпы желающих купить бизнес и большие экспозиции тех, кто хочет его продать. Подобных выставок в Казани и других татарстанских городах становится год от года больше. Только в последний год прошли выставки франшиз на площадках IT-парков Казани и Челнов, три франчайзинговые ярмарки, семинары, лекции и  мастер-классы от участников рынка и экспертов.

И такой ажиотаж вокруг франшиз не только в Татарстане, говорят отраслевые эксперты. Столичный рынок франчайзинга перенасыщен, а в регионах еще много желающих, которые хотят начать бизнес с минимальными рисками для своего благополучия. Франчайзеры активно продвигаются на региональные рынки уже не только через миллионники, но и через средние и даже небольшие города с населением 200-500 тыс. человек, говорит член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга, генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак. И все же основная франчайзинговая активность сосредоточена в пяти городах России, в том числе в Казани. Молодых и активных людей здесь много, а вход в большой бизнес без больших финансовых вливаний им заказан – от этого и статистика, которая говорит, что недорогие франшизы стоимостью до трех миллионов сейчас в особенном спросе. Среднестатистическим покупателем франшизы является молодой предприниматель в возрасте 30-35 лет, обладающий стартовым капиталом в диапазоне 0,5 – 3 млн руб.

«На данный момент популярны франшизы из сферы услуг, так как не требуют больших вложений. Конкурентоспособны также франшизы предприятий общественного питания и сферы торговли», - отмечает Валерий Бабушкин, директор ООО «Микрофинансовые услуги» и основатель сети «Миладенежка», которую активно развивает по франшизе.

Производственных франшиз в Татарстане, как и в России по-прежнему мало, отмечают эксперты. Хотя именно на такие франшизы обращают внимания покупатели на отраслевых выставках, отмечает Павел Федоров, менеджер региональных выставок компании «Франчайзинг5».

Время легких денег прошло

Эксперты знают, почему франшизы переживают бум популярности сегодня. Совладелец сети кофеен Travelers coffee Кристофер Тара-Браун (продал 55 франшиз) считает, что время легкого выхода на рынок прошло. Любой, кто сегодня решит начать бизнес на новом для себя рынке, столкнется с необходимостью конкурировать с сетями с «бездонными карманами» инвестиций.

Traveler's Coffe нацелены на Казань, но пока франчайзи здесь не нашли

Валерий Бабушкин, который как и г-н Тара-Браун организует экспансию через франчайзинговую сеть, согласен с коллегой по цеху.

«Развитие «Миладенежка» по франшизе минимизирует риски для франчайзи, так как он получает уже отработанную на собственной сети офисов модель бизнеса и всю сопутствующую документацию. Также развитие по франчайзингу способствует укреплению позиций бренда на рынке и сохранению конкурентоспособности», - уверен г-н Бабушкин.

Его компания сегодня – это 14 офисов продаж: 10 в Казани (8 собственных и 2 офиса, открытых по франшизе) и 4 офиса в Йошкар-Оле (все по франшизе).

Владелец казанской сети "Миладенежка" Валерий Бабушкин считает, что франчайзинг экономит ресурсы и время на изнуряющую экспансию.

Официальная статистика в Татарстане по объемам рынка пока не ведется. Это доказывает незрелость франчайзинга в регионах. По словам Валерия Бабушкина, в Татарстане рынок франчайзинга только начинает набирать обороты. Эксперты отмечают юность концепций - примерно 60% франшиз, существующих на рынке республики, «моложе» пяти лет, при этом 47% франчайзеров имеют менее 10 франчайзи, 35% - от 11 до 50, и лишь партнерские сети 18% компаний насчитывают более 50 франчайзи.

«Можно отметить пока «незаработанный» имидж данного направления. Это происходит из-за того, что многие российские компании объявляют о продаже франшизы задолго до того, как реально ее разработали и это накладывает негативный отпечаток на российские франшизы», - сетует эксперт и рекомендует компаниям-франчайзерам придерживаться европейской организации бизнеса - сначала развить сеть собственных офисов и только потом продавать модель бизнеса.

Банки взялись за клиентов

Об активном развитии рынка франшиз говорит заинтересованность этой сферой банков. Так, с предложениями по кредитованию покупки франшизы к предпринимателям уже вышли Росбанк и Сбербанк. И если в Росбанке по программе «Успешный старт» можно купить пока только одну франшизу Tea Funny, то портфель франшиз Сбербанка в рамках программы «Бизнес старт» – достаточно увесистый. В него входят несколько десятков предложений из сегментов розничной торговли, услуг, питания и производства. Среди прочих в портфеле банка такие известные бренды как Subway, «33 Пингвина», Orby, «Экспедиция», «220Вольт», «Бегемотик», KANZLER, Jenavi, BAON.

При этом Сбербанк ведет ежеквартальную статистику популярности кредитуемых франшиз. По итогам второго квартала в ТОП-10 самых востребованных предложений программы Сбербанка попала и франшиза магазина одежды российского производства SERGINNETTI – компании - выходца из Казани.

Нынешний франчайзи магазина «БегемотиК» в Казани Виктор Ефимов пришел в бизнес именно по этой программе банка. В 90-е годы он уже был владельцем бизнеса, а позже наемным работником.

«За время работы менеджером я свой предпринимательский пыл подрастерял, а тут предлагаются решения, на основе которых можно быстрее начать бизнес, - обосновывает свое решение по покупке готового бренда г-н Ефимов. – Старту любого бизнеса всегда сопутствует множество самых разнообразных рисков. А готовые решения помогают начинающим предпринимателям снизить риск ошибки».

Бизнесмены выбирают франшизы, чтобы снизить себе порог доступа на новый для себя бизнес. Так поступил казанский франчайзи "Бегемотика" Виктор Ефимов.

Помимо банковских кредитов на франшизу, активно развиваются фонд «Лайф франчайзинг», который выступает своеобразным бизнес-ангелом для франчайзи: предоставляет до 90% инвестиций для открытия точки, делит риски проекта вместе с предпринимателем. Совместная работа длится пять лет, хотя можно выкупить свою долю бизнеса у фонда раньше. После этого предприниматель становится реальным и единственным владельцем бизнеса, которым сам и управляет. Сумма финансирования в рамках проекта составляет от 1 до 15 млн руб., а среди франшиз, предложенных к приобретению, такие известные бренды, как «Перекресток», «Копейка», «Папа Джонс», «Шоколадница», Columbia, «Спортландия» и Subway.

К слову, о Subway. В России на франчайзинговом рынке фаст-фуда, где почти 50% сегмента занято зарубежными брендами, Subway играет особую роль. Компания не только является лидером по количеству заведений, открытых в России (ежегодно Subway открывает в стране более 200 франчайзинговых точек), но и охотно адаптирует собственную модель под региональные особенности.

Так, в сентябре в Казани появился первый в России халяльный ресторан сети - результат эффективного сотрудничества трех партнеров: держателя франшизы Subway, франчайзи из Казани и инвестфонда «Лайф Франчайзинг». Инициатива создания халяльного ресторана всемирно известного бренда в Татарстане принадлежит казанскому франчайзи Александру Чеснокову, который говорит, что помимо Казани планирует развивать сеть халяльного фаст-фуда в разных регионах России.

МСБ вырастет на «Татфраншизе»

Между тем потенциал рынка франшиз велик. Ежегодный прирост рынка составляет порядка 98%. Республиканские власти считают, что поддерживая его они окажут существенную поддержку малому и среднему бизнесу в целом. Так, на последней ярмарке франшиз, прошедшей в Казани в конце августа, замминистра экономики РТ, начальник департамента поддержки

Республиканские власти, отыскивая новые варианты поддержки МСБ, обратили внимание на рынок франшиз

предпринимательства Рустем Сибгатуллин впервые объявил о серьезных намерениях развития франчайзинга в республике. Чиновники уже прорабатывают программу «Татфраншиза», которая заработает в ближайшие месяцы наряду с такими госпрограммами поддержки малого и среднего предпринимательства, как «Лизинг-грант» или «Инновации».

«Сейчас в республике основной программой поддержки МСБ  является «Лизинг – грант». Что касается франчайзинга, то стабильный рост рынка может быть обеспечен государственным субсидированием деятельности франчайзи в совокупности с предоставляемыми им госгарантиями. Запустив проект «Татфраншиза», мы хотим опробовать новую форму поддержки предпринимателей в регионе», - считает руководитель Центра поддержки предпринимательства РТ Артем Наумов.

Программа будет ориентирована, как на потенциальных франчайзеров, так и на франчайзи. Первым, по словам Артема Наумова, программа поможет в разработке качественного предложения. Ведь франчайзи, покупая франшизу, рассчитывает получить продуманную концепцию, технологию, права и обязанности по ведению бизнеса, а также масштабную поддержку со стороны франчайзера в рамках и в период действия заключенного договора.

«Мы будем помогать продвигать франшизы в Татарстане, привлекая потенциальных франчайзи, - поясняет г-н Наумов и добавляет, что последним программа гарантирует субсидирование покупки готового успешно функционирующего бизнеса. - Размер субсидии, скорее всего, не будет превышать 500 тыс. руб. Приоритет будет отдаваться производственным франшизам и компаниям, занятым в сфере услуг. Сфера торговли и ресторанный бизнес – на втором плане».

Эксперты уверены, что «Татфраншиза» будет востребована предпринимателями региона. Добавим, что Татарстану на реализацию программы минэкономразвития РФ уже выделило 10 млн руб. Деньги предоставлены сроком на один год, так что освоить их нужно в самое ближайшее время. Результатом «Татфраншизы», по словам Артема Наумова, должно стать минимум десять успешных бизнес-проектов в сфере франчайзинга.