«Деловой Квартал» составил рейтинг самых посещаемых ресурсов Казани. Оказалось, что наибольшей популярностью пользуются новостные СМИ – они занимают подряд первые три строчки топа.
Продвигаются местные новостные порталы при помощи соцсетей и уникального контента. При этом Seo-оптимизация отходит на второй план: владельцы сайтов пришли к пониманию, что трафик уже не столь важен для рекламодателей.
Интернет-рынок республики и ее столицы активно начал формироваться с середины нулевых, когда стали появляться федеральные доски объявлений – slando.ru, olx.ru, российские интернет-магазины –ozon.ru и т.п. В других городах-миллионниках пользователи уже вовсю читали местные СМИ в Сети и пользовались городскими интернет-площадками, развивались сервисы объявлений, блогов и знакомств. Универсальными городскими порталами стали, к примеру, e1.ru в Екатеринбурге или ngs.ru в Новосибирске. А казанские пользователи массово пришли в интернет на пару лет позднее, когда интернет-пространство заполонили соцсети: их стали воспринимать не только как развлекательные площадки, но и как способ продвижения своего продукта.
В поисках ниши
В 2008 году в Казани был запущен сайт «Бизнес Онлайн» (вторая строчка в рейтинге) - этот проект положил начало новому тренду: чтобы завоевать внимание читателей, необязательно выпускать бумажную версию газеты или журнала. Проект постепенно стал популярным: создатели признаются, что ежедневную посещаемость в 50-80 тысяч сейчас обеспечивает эксклюзивный контент для делового сообщества. Аудиторию наращивали постепенно и с помощью рекомендаций: пользователи делились ссылками друг с другом.
Через несколько лет, в начале нового десятилетия, в республике появились электронные площадки, которые помогали решать проблемы в сфере ЖКХ и благоустройства. Например, портал государственных и муниципальных услуг РТ. Вопросы и жалобы казанцы стали оставлять и в интернет-приемной мэра. А достучаться до подрядчиков, чтобы решить коммунальные проблемы, стало возможно с помощью проекта «Открытая Казань».
Вообще, взаимодействие потребителей с крупными госструктурами – один из трендов, отличающих республиканский интернет-рынок. Татарстан – в числе первых, кто реализовал подобные проекты. По мнению Марата Гайфуллина, генерального директора ГК «Такснет», инновации, связанные с госсектором, будут расти, будут развиваться и сервисы электронного документооборота.
Некоторые из весьма успешных интернет-проектов появились совсем недавно. Например, около года назад зародился Kazanfirst – сейчас он в лидерах республики по региональному трафику. Как рассказали создатели проекта, они и не предполагали такого успеха. Первое время нужно было приучить аудиторию к тому, что появился еще один новостной сайт, теперь в день у них порядка 80 тысяч уникальных посетителей, и новости они пишут для разных городов республики. Так появилась конкуренция за медиапространство.
Самый яркий пример успешного онлайн-бизнеса из региона - это ресурс adme.ru. Создан казанцами, а работает на федеральном уровне.
«Они сделали огромный рывок, нашли новую нишу, новый путь развития», - говорит основатель агентства интернет-рекламы «Реаспект» Нияз Гараев.
То есть местным сайтам ничего не мешает выходить на федеральный рынок, главное – уловить спрос. Но завоевание большого пространства – не самоцель, утверждает директор ООО «РуПромо» Марат Машков:
«Например, ресурс business-gazeta.ru наполнен исключительно региональным контентом. На федеральном рынке ни с кем не конкурирует, зато на региональном равных ему нет».
«Если говорить о чисто информационных ресурсах, то в последнее время я вижу развернувшуюся борьбу между победителями рейтинга, - описывает конкурентную ситуацию в регионе Нияз Гараев. – Видно, что растут те, кто целенаправленно работает над привлечением читателей».
Региональные компании, продвигающие свои услуги через интернет, однозначно будут конкурировать не только между собой, но и с федеральными компаниями, расширяющими свои зоны интересов и ищущими новые рынки, добавляет Софья Назмутдинова, директор по маркетингу и PR компании FIX:
«В тех зонах, где федеральные компании будут проигрывать региональным (по цене, сроку, качеству услуги/товара/контента), будет оставаться место для региональных компаний».
Технологии vs содержание
За несколько лет активного развития интернет-рынка создатели местных проектов попробовали все способы продвижения: осваивали seo-оптимизацию, штурмовали социальные сети, нанимали smm-специалистов.
«Без помощи социальных сетей у нас не было бы столь успешного старта, - признается Игорь Тишин, исполнительный директор сайта Kazanfirst. – Однако сейчас процент переходов из пабликов (в общей сложности их вместимость – порядка 550 тысяч человек) составляет только 30-40 процентов, остальное – прямые заходы на сайт, переходы с Яндекса и так далее».
В проекте «Бизнес-Онлайн» считают, что социальные сети, как и любые другие способы привлечения трафика, могут быть даже опасными – они создают скачок трафика, но это лишь временный эффект.
«Мы осознанно отказывались от разного рода технологий, в том числе seo-продвижения – если контент интересен, пользователь сам придет и расскажет о проекте всем вокруг», - комментирует шеф-редактор деловой электронной газеты Ринат Билалов.
«Недооценивать соцсети не стоит, - возражает Нияз Гараев, основатель агентства интернет-рекламы «Реаспект». – Это лет десять назад считалось, что там одни школьники и студенты. Теперь в соцсетях вполне платежеспособная аудитория, которая и нужна рекламодателям».
Но все эксперты сходятся во мнении: рост посещений, который провоцируют соцсети, – это хорошо, но недостаточно. Самое ценное для ресурса – ядро (количество постоянных читателей).
«Одно дело привлечь трафик, другое дело его удержать, сформировать ядро лояльной аудитории, подсадить ее на информационную иглу, заставить ее приходить каждый день, а еще лучше 2-3 раза в день», - добавляет г-н Гараев.
Эксперты говорят: рекламодатель в интернете стал грамотным, его счетчиком посещений не проведешь. Владельцам ресурсов пришлось задуматься о концепции и о контенте. Большинство уверены: простой дизайн и эксклюзивная информация – прямой путь к успеху. Нагромождение визуальных элементов раздражает искушенных пользователей (их сейчас большинство), а уникальность продукта – главный критерий выбора, который делает потребитель.
«Запуская новый проект в интернете, не стоит перегибать палку, тратя деньги на дизайн и программистские примочки, - подтверждает Нияз Гараев. - Сколько было уже таких историй, когда люди вкладывались в это и закрывались. Читатель идет в интернет в первую очередь за контентом, а не за дизайном. Посмотрите на первых двух лидеров в рейтинге – там все очень просто и скромно. Главное там - информация. Если говорить о технологиях для информационных порталов (и всего остального, кстати, тоже), то здесь все просто – делать качественный контент, делать его много, регулярно, и у вас будет аудитория».
Упрощая жизнь
Несмотря на то, что сейчас основной акцент – на содержании сайтов, от технологий отказываться никто не собирается.
«Бизнес стремится стать ближе к своим клиентам. Поэтому будут развиваться технологии, которые позволят бизнесу получать больше информации - где бывают, что едят, как проводят досуг, где живут потенциальные клиенты. В итоге, пользователи будут видеть рекламу, которая им действительно полезна и поможет решить их проблемы, а бизнес существенно повысит эффективность продвижения», – прогнозирует Софья Назмутдинова.
Еще один тренд ближайшего будущего – единая точка входа для решения вопросов, говорит Софья Назмутдинова: пока же мы пользуемся разными ресурсами – почтой, соцсетями, несколькими поисковиками и так далее. Рано или поздно вместо множества точек входа должно появиться единое пространство.
Сайты поменяют свой облик и формат. Исполнительный директор сайта Kazanfirst Игорь Тишин считает, что будущее – за сайтами, в которых контент сможет формировать сам пользователь, размещая на них эксклюзивные фото и видео. Будет ли это называться СМИ, пока непонятно.
В этом году в республике ведется разработка множества различных сервисов , которые упрощают жизнь пользователям – например, в казанском IT-парке работают над проектом RoadAr. Это приложение распознает дорожные знаки и заменяет видеорегистратор. Появляется все больше социальных сервисов, помогающих людям оптимизировать контакт с городской средой и инфраструктурами — от сервисов записи в больницы и вызова такси до инструментов, помогающим делать ежедневный потребительский выбор.