О том, как использовать возможности Сети на благо народа и еще заработать на этом, «ДК» рассказала Кристина Таланова. Она создала и внедрила в этом году в Татарстане программу «Народный контроль»
Первым крупным проектом Кристины Талановой стал портал электронных госуслуг.
«Мы делали этот проект на бюджетное финансирование, заключали годовые контракты под конкретные задачи», — говорит г‑жа Таланова. В рамках этих проектов контактировали напрямую с Минсвязи Татарстана. Такой тесный обмен опытом и мнениями помогал бизнесу лучше понимать задачи ведомств, а властям — делать новые и новые шаги навстречу пользователям.
Интернет-бизнес всегда социальный
В качестве руководителя проекта «Электронные услуги» в компании «Управление информационными проектами» Кристина Таланова курировала такие эпохальные проекты для республики, как создание инфоматов. Специалисты в министерстве отмечают, что до сих пор ни один из регионов России не только не превзошел этот продукт, но и не повторил. Хотя у ряда регионов, которые не захотели взять в использование готовый татарстанский проект, и были собственные попытки сделать что‑то подобное.
По словам Кристины Талановой, инфоматы были для ее команды долгое время сверхзадачей. «Мы мечтали, что когда-нибудь сделаем такой «банкомат», в котором можно будет оплачивать все квитанции, штрафы, пошлины, там же записываться на прием, отправлять заявления в ведомства. Чтобы человек без очередей по дороге с работы мог легко провести все необходимые операции. И у нас это получилось», — отмечает г‑жа Таланова.
Первые инфоматы были выпущены в 2009 г., и их сразу по госконтракту закупила республика. «Но, конечно, работа велась задолго до этого — с первой версии портала электронных услуг. Первое, с чего мы начали — написание пошаговой инструкции, как получить ту или иную госуслугу, — рассказывает Кристина Таланова. — Много сил и времени ушло на то, чтобы добиться упрощения функционала. Нам было важно, чтобы люди, которые будут пользоваться инфоматом, интуитивно понимали, как с ним работать. Ведь к каждому инфомату не поставишь обучающего специалиста. Более того, переводя услуги в электронный вид, мы руководствовались тем, что получение государственной или муниципальной услуги должно быть не менее, а может, и более удобным и легким, чем любой коммерческой». Второй важной задачей стало совмещение различных операций: инфомат должен был принимать и наличные, и карту оплаты, и выдавать фискальные чеки, и содержать веб-камеру для связи со службой поддержки, и другое. «В результате появился инфомат, который стал ноу‑хау в свой области», — отмечает Кристина Таланова.
Само производство инфоматов было отдано на аутсорсинг. «Я не вижу смысла содержать полный цикл. Конкуренция на данном рынке хотя и растет, но невелика, и гораздо выгоднее заниматься совершенствованием одной какой‑то операции, чем инвестировать во все процессы».
Инициировала «Народный контроль»
Если первый проект, в котором Кристина Таланова работала в качестве управляющего, был скорее госзаказом, чем традиционным бизнесом, то второй продукт — проект «Народный контроль» — изначально чисто коммерческая идея.
Работая над госуслугами, еженедельно встречая в IT‑парке разные интернет-проекты, г‑жа Таланова задумалась о создании собственного бизнеса. «Тогда начались массовые приезды в Казань бизнес-ангелов, венчурных инвесторов. Я встречалась с ними, смотрела, в какие проекты они инвестируют, и все чаще думала о том, что наши идеи и бизнес-планы, которые на тот момент уже сформировались, весьма конкурентоспособны», — отмечала она.
Так Кристина Таланова нашла инвестора и создала собственный проект — сервис «Народный контроль», действующий в рамках портала электронных услуг.
Сама Кристина говорит, что сервисов, внешне похожих на ее проект, существует довольно много. Но есть одно существенное отличие. «Народный контроль» — это не просто сайт, куда можно пожаловаться. Это еще и набор регламентов и инструкций, серьезная система рассмотрения заявок для чиновников и инструмент контроля для руководства республики. Более того, система получила статус «Государственная информационная система», а это означает, что чиновники должны в ней работать, она официальная. «Удивительно, что наша власть поддержала такой демократичный проект, ведь получается, что «Народный контроль» обнажил все недоработки и проблемные вопросы инфраструктуры республики, это поступок действительно сильного руководителя», — отмечает г‑жа Таланова.
Второе важное отличие — сам принцип работы. Система помогает найти ответственного за решение проблемы в недрах власти, ускорить процесс решения и сделать его максимально открытым. «Теперь все отписки налицо, и с ними можно бороться», — отмечает г‑жа Таланова.
На данный момент проект работает полгода. Пока профведомства решают не больше 30% всех поступающих заявок. Но и это помогает разрешить часть городских проблем. Например, при помощи сервиса удалось практически победить проблему несанкционированных свалок в городе.
«Это не «Росяма», которая настроена оппозиционно. Мы решили подойти к решению городских проблем конструктивно. Если хотите, это моя гражданская позиция — не идти на митинг, а что‑то сделать небольшое, чтобы улучшить ситуацию в отдельно взятом районе или даже дворе», — объясняет Кристина Таланова.
Внешняя часть системы оказалась довольно проста. «Самое сложное было создать удобный back‑end для чиновников, участвующих в процессе рассмотрения заявок, интегрировать его с существующими системами, которыми пользуются госслужащие», — отмечают разработчики.
Однако чиновники в большей степени сами выражали заинтересованность в подобной системе. Кабинет министров РТ даже согласовал сокращение контрольных сроков для ответа на запрос граждан до 10 дней, хотя закон позволяет растягивать этот процесс на целый месяц.
Отличие сервиса — оперативная модерация. Каждая заявка сразу просматривается. Сначала она проходит простейший фильтр на наличие реальной проблемы и отсутствие ненормативной лексики, потом публикуется и получает статус «в работе». В тот же момент заявка уходит по почте ответственному лицу — в госорганы, муниципалитет, управляющие компании.
Часть заявок удается удовлетворить сразу, особенно по каким‑то аварийным ситуациям. Часть, прошедшая обсуждения, но требующая выделения средств, остается в работе. «Мы сделали так, что пользователь на всех стадиях контролирует судьбу своей заявки. Если выполнить просьбу невозможно, то получает мотивированный отказ. Например, однажды казанец написал заявку, чтобы во дворе его многоэтажки сделали озеро — по понятным причинам ему отказали», — пояснила Кристина Таланова. Есть статус «отложенное решение», который означает, что проблема будет решена после выделения финансирования в конкретные сроки.
«Чем больше у заявки поддерживающих голосов, тем внимательнее к ней относятся власти. Однако есть и тут исключения. Однажды сразу несколько пользователей попросили увеличить скоростной режим на участке Горьковского шоссе с 60 до 80 км/ч. Госинспекция создала комиссию, которая признала изменение режима опасным, и в удовлетворении просьбы отказали», — отмечает г‑жа Таланова.
Вдохновением к развитию проекта, по ее словам, стал сайт Вашингтона с электронными петициями. «Это действительно площадка для дискуссий, где каждый житель страны и даже мира может внести предложение по развитию региона, в том числе законодательное, другие пользователи могут поддержать любое понравившееся предложение, самые популярные официально могут стать законами», — поделилась она.
Регионы стремятся в «Народный контроль»
Раскрывая бизнес-схему, Кристина Таланова пояснила — власти не инвестировали в создание сервиса и не выкупали его: «Мы внедряем программу на добровольных началах, и все инвестиции были частными». Однако, благодаря решению государственно важных задач, сервис быстро набирает популярность, заполучив уникальную огромную аудиторию.
С апреля в Татарстане на портале электронных услуг зарегистрировано 160 тыс. личных кабинетов, и их число продолжает расти. Меньше месяца назад запустили проект в Приморье — 1,5 тыс. кабинетов за 2 недели.
«К продукту есть интерес со стороны властей Тюменской, Иркутской, Тульской, Кировской, Ленинградской областей и других регионов», — рассказывает г‑жа Таланова. По ее словам, с каждым из регионов подписывается некоммерческое соглашение: «Мы должны быть уверены, что власти готовы к запуску этой системы, что она действительно будет работать: неэффективное использование может дискредитировать проект».
Монетизировать проект создатели рассчитывают за счет продажи рекламы, коммерческих услуг и сервисов. «Уже сейчас проявляют интерес банки, другие крупные компании. Уверена, что еще год-полтора, и проект достигнет пика своего развития», — прогнозирует г‑жа Таланова.
Рост спроса гарантирован — указом президента России с 2013 года все губернаторы страны должны будут создать подобный сервис для получения оперативной обратной связи от населения. Аналогичные порталы жалоб и предложений, по которым можно отслеживать работу чиновников, регионам придется либо создавать, либо покупать.
Кристина Таланова
Директор ООО «Мой регион»
Родилась 3 ноября 1983 г. в Казани
Образование:
Казанский федеральный университет, экономический факультет, специальность «Менеджмент»
Карьера:
1999-2006 гг. — ООО «Казанский портал», руководитель раздела «Отдых», руководитель отдела маркетинга, главный редактор.
2006-2009 гг. — ООО «Управление информационными проектами», менеджер проектов.
2009-2012 гг. — ООО «УИП», заместитель директора.
С 2012 г. — директор ООО «Мой регион».