Меню

Мнение: Марат Хуснуллин, заммэра Москвы

  Марат Хуснуллин пришел в столичное правительство осенью прошлого года. Вначале он возглавил департамент городского строительства, а вскоре, уже в ранге заместителя мэра Москвы, и весь градос

 
Марат Хуснуллин пришел в столичное правительство осенью прошлого года. Вначале он возглавил департамент городского строительства, а вскоре, уже в ранге заместителя мэра Москвы, и весь градостроительный комплекс. Времени для знакомства и с коллективом комплекса, и с задачами, которые он решает, прошло вполне достаточно, тем более что строительная тематика для Марата Хуснуллина не является новой - до переезда в столицу он возглавлял Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В беседе с корреспондентом «Московской перспективы» Марат Хуснуллин рассказал о том, кто предложил ему переехать в Москву, о своих взаимоотношениях с Владимиром Ресиным, о перспективных планах развития города, о мерах, которые предпринимаются для нормализации транспортной ситуации на столичных автомагистралях, и о снятии административных барьеров в строительстве.

- Кто и когда сделал Вам предложение возглавить департамент городского строительства Москвы?

- Приглашение поработать в Москве поступило от мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина. Я часто выступал на различных мероприятиях. В прошлом году докладывал премьер-министру Владимиру Владимировичу Путину о концепции развития жилищной политики в Приволжском регионе. А в конце года на открытии нефтеперерабатывающего завода в Татарстане - президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву о концепции энергоэффективного города на реализованном примере в Набережных Челнах. Может быть, исходя из этого Сергей Семенович и пригласил меня. Сомнений никаких не было - посоветовался с родными, коллегами и решил ехать в Москву.



- Как Вы себя чувствуете на новом месте, успели уже познакомиться с коллективом стройкомплекса?

- В первый же день меня представили коллективу департамента городского строительства. Надо сказать, что коллектив оказался очень работоспособным, организованным, с хорошей дисциплиной. Уже на следующий день у меня был объезд строительных площадок - ведь лучше один раз увидеть. Сейчас я регулярно езжу в субботние объезды, чтобы иметь наглядное представление о текущем положении дел. Считаю, в нашей работе такие объезды жизненно необходимы: из кабинета стройкой руководить нельзя.

В целом я доволен, мне досталась нормальная команда, с которой можно работать. В дальнейшем планируем ее усилить под новые функции и задачи. Считаю, что на работу нужно брать тех, у кого за спиной есть удачно реализованные проекты. Например, в департамент градостроительной политики я пригласил Сергея Левкина, работу которого знал по строительству особых экономических зон. И она была успешной.





- Какие первоочередные задачи стоят перед Вами на новом посту?

- Прежде всего займемся снятием административных барьеров в строительстве, упрощением системы выпуска разрешительной документации, сокращением сроков согласования. К 2012 году надеемся сократить в два раза. Уже в ближайшее время мы начнем внедрять использование информационных технологий и переходить на электронный документо­оборот. Необходимо создать единое информационное поле для всех служб: департаментов, комитетов, которые работают в области градостроительной политики, чтобы не тратить время на общение с чиновниками. Именно поэтому услуги государства должны быть стандартизированными и предоставляться в электронном виде.

За счет использования информационных систем ускоряются процессы принятия решений, а значит, увеличивается скорость движения капитала, что положительно влияет на экономический результат в целом, то есть на эффективность расходования бюджетных средств, ведь правительство Москвы - крупнейший заказчик. Кроме того, создание единого информационного поля делает градостроительный процесс прозрачным, убирает коррупционную составляющую. Более того, это позволяет гражданам, простым жителям, активно участвовать в процессе и получать оперативную информацию. Благодаря такому взаимодействию, снижается конфликтность в строительстве. И наконец, просто экономится наше время и средства, а это важно.

Еще одна приоритетная задача: в 2011 году по плану предстоит построить 606 000 кв. метров жилья по горзаказу. Социальные градостроительные программы остаются прежними. В этом году построим 50 детских садов, еще 50 - в следующем.

Правительство Москвы увеличило бюджет горзаказа почти в два раза по сравнению с фактическим выполнением 2010 года. Существенно увеличены объемы строительства дорог и метро. Например, за 5 лет мы должны построить 75 километров линий метрополитена. Всего сейчас в работе у нас находится около 1500 объектов. Это дороги, тоннели, развязки, пешеходные переходы, больницы и другие объекты, строящиеся за счет средств городского бюджета.



- Расскажите о перспективных направлениях, по которым в ближайшее время будет развиваться город?

- Одним из самых серьезных вопросов я считаю подготовку федеральной целевой программы «Жилище», которую необходимо разрабатывать с учетом того, что жилая застройка Москвы переуплотнена. Необходимо взвешенно подойти к дальнейшему развитию программы жилищного строительства в столице. Исходя из новой, измененной транспортной схемы города мы будем определять объемы и места дальнейшего жилищного строительства. В некоторых районах плотность застройки, возможно, будет уменьшена.

Другой серьезный вопрос - сложнейшая транспортная ситуация в Москве.

- Думаете, ее удастся изменить кардинально?

- Мы понимаем, что сделать это непросто. Ведь современная Москва обеспечена дорожной сетью в два раза меньше, чем требуется. Поэтому - а эту работу мы выполняем совместно с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры - на первом этапе ставим перед собой задачу найти механизмы, как минимум не ухудшающие транспортную обстановку в столице, а также обеспечить «беспробочное» передвижение для общественного транспорта, которым сегодня пользуется 80% населения.

Очень важно, чтобы люди имели возможность передвигаться из дома на работу и с работы домой без помех. Чтобы достичь поставленной цели, мы планируем создать выделенные полосы для общественного транспорта; где возможно, будем расширять дороги и строить заездные карманы.

Кроме того, перспективным направлением в облегчении транспортной ситуации в городе остается массовое строительство парковочных мест, в том числе перехватывающих парковок.



- Какие меры предпринимаете, чтобы сбалансировать пропускную способность Москвы и Московской области?

- Прежде всего, мы планируем привести в порядок «вылетные» магистрали. Чтобы скоординировать планы по решению транспортных проблем, строительству дорог и перехватывающих паркингов, а также по трудовым ресурсам и жилищному строительству, мы создали с Подмосковьем единый штаб, на котором все вопросы решаем совместно.



- Ваше видение программы по ликвидации в Москве ветхого и некомфортного жилого фонда?

- Сейчас эта программа анализируется. Но думаю, что в той или иной форме она будет продолжена - такая программа нужна москвичам.



- Как Вы собираетесь решать проблему долгостроев в столице?

- Сейчас решения по вопросу дальнейшей реализации инвестиционных контрактов принимаются градостроительно-земельной комиссией города Москвы, созданной в ноябре прошлого года. В составе комиссии сформирована рабочая группа по вопросам завершения исполнения инвестиционных контрактов (договоров), находящихся в различной стадии реализации - она рассматривает все случаи долгостроя. По каждому объекту будут приняты конкретные решения.

Мы ведем большую работу по пересмотру всех инвестиционных контрактов, а не только объектов долгостроя. В первую очередь изучаем, как проект влияет на транспортную доступность, обеспечение инженерией, социальными объектами. Планируем рассмотреть до 1 апреля наиболее горящие объекты, остальные - основную часть - до конца года. Сложные инвестконтракты займут больше времени. Не исключаю, что некоторые из них могут иметь судебные последствия. Чтобы не было остановки строительства, всем без исключения застройщикам продлили разрешения на строительство.



- В одном из выступлений Вы заявили, что намерены широко использовать типовые проекты. Как это будет происходить?

- В рамках разработки и реализации городской программы «Жилище» мы планируем более практично подойти к строительству жилья и социальных объектов - школ, детских садов и т. п. - по горзаказу. Использование типовых проектов позволит значительно сократить сроки как проектирования, поскольку существующий типовой проект будет нуждаться лишь в привязке на местности, так и прохождения экспертизы. Кроме того, это позволит четко выстроить процессы в обеспечении строительными материалами, применении тех или иных строительных технологий и создать определенную гарантию безопасности для граждан в части применяемых строительных и технологичных решений.

Я понимаю, что людей в этом вопросе больше всего беспокоит архитектурный облик и внешнее разнообразие объектов. Могу сказать, что типовые проекты - не значит одинаковые. Когда мы говорим «типовые», то речь, прежде всего, идет о конструктивных частях. А современное разнообразие отделочных материалов, возможность комбинировать детали конструкций, по-разному формировать объемы здания дает возможность строить дома с яркой индивидуальностью, красивые и запоминающиеся.



- Правительство Москвы сейчас активно сотрудничает с администрацией Московской области, по многим вопросам вырабатывается единая стратегия. Но еще при Лужкове была идея выкупать подмосковные земли для комплексной застройки. Насколько сейчас актуальны эти планы?

- Принятие таких решений - это скорее вынужденная мера, так как земельных ресурсов в городе остается все меньше. Однако, чтобы это стало реальностью, нужна всесторонняя и глубокая экономическая оценка: во что это обойдется городу, позволит ли полученный результат решить имеющиеся проблемы. Проработка комплекса мероприятий по освоению территорий Московского региона - это вопрос тесного сотрудничества с Московской областью и в части идеологии, и в части механизмов. Это и выстраивание единого транспортного и инженерного каркаса, и формирование городов-спутников, и создание сегмента загородного арендного жилья, и вывод промышленных зон, и организация рекреационного сектора, создание сфер приложения труда: производство, транспорт, логистика. Все это в комплексе должно вести к единой цели - повышению качества жизни москвичей и жителей Московской области.



- В начале января Сергей Собянин поручил Вам подготовить проект реконструкции участка дороги от Химок до аэропорта «Шереметьево». Удалось ли продвинуться в этом вопросе?

- На последнем заседании президиума правительства Российской Федерации был подписан протокол о распределении зон ответственности по Ленинградскому шоссе до аэропорта «Шереметьево». До 29-го километра Ленинградкой будет заниматься правительство Москвы, и весь имущественный комплекс будет находиться в его ведении. Минтранс даст финансовые ресурсы на строительство развязки на этой трассе. Московская область будет заниматься всей остальной дорогой до Шереметьева. Это один из примеров тесного сотрудничества Москвы и Московской области.



- Отличается ли работа в стройкомплексе Москвы от руководства Министерством строительства Республики Татарстан?

- Я по-прежнему бываю на планерках, объездах, как будто ничего и не изменилось. Проблемы одни и те же - разница только в масштабах. Ведь Москва имеет один из самых больших объемов строительства в мире. И работать здесь непросто. Но на своем прежнем месте работы в Татарстане мне довелось обрести полезный опыт строительства масштабных объектов: я возглавлял штаб строительства крупнейшего на территории России нефтеперерабатывающего завода, кроме того, за год мы спроектировали и построили 29 спортивных объектов к универсиаде. Ни за один объект мне сегодня не стыдно. Поэтому уверенно говорю: масштабов предстоящей работы не боюсь.

- Сегодня Казань является лидером страны по вводу жилья; скажите, пригодится ли опыт казанских строителей в Москве?

- В Москве мощный строительный комплекс, способный решать сложнейшие задачи. Повторяю, работать здесь непросто, и далеко не всякий к этому готов. Я не исключаю, что под какие-то проекты мы будем привлекать дополнительные ресурсы, возможно, иностранные или из других регионов России. Не обязательно из Казани. Я хорошо знаю многие российские регионы, их возможности. Не везде сохранился такой сильный строительный комплекс, как в Москве, но профессиональные строители в России есть. Если есть желание прийти на московский рынок - пожалуйста. Мы открыты для сотрудничества. Работы в Москве много.



- Как складываются Ваши взаимоотношения с Владимиром Ресиным, до недавнего времени возглавлявшим строительный комплекс? Как вы взаимодействуете?

- Мэр Москвы Сергей Собянин в конце января подписал распоряжение о распределении обязанностей между мэром Москвы, первым заместителем и заместителями мэра Москвы в правительстве Москвы. Тем самым он четко определил круг обязанностей всех своих заместителей, в том числе и первого заместителя Владимира Ресина.

Как первый заместитель мэра Москвы, Владимир Иосифович осуществляет функции по общей координации деятельности заместителей мэра, замещает его в периоды отсутствия и ведет ряд крупных градостроительных проектов, таких, как реконструкция Большого театра, развитие метростроения, строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити» и другие. Я же, как заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства, занимаюсь градостроительным процессом в столице - от разработки и актуализации Генплана до контроля за реализацией конкретных объектов. Наши полномочия четко разграничены распоряжением мэра.

Что касается отношений, то я считаю, Владимир Иосифович - тот человек, у которого многому можно поучиться: чтобы управлять таким комплексом, надо быть очень талантливым. В Москве много профессиональных строителей, и то, что столице удалось их сохранить, - это достижение и во многом личная заслуга Владимира Иосифовича. Ведь большинство регионов потеряли свои строительные комплексы.



- Вы ведете живой журнал. Как давно и почему Вы начали это делать, о чем в основном пишите? С момента назначения на пост руководителя департамента Вы не сделали в свой блог ни одной записи. С чем это связано?

- Да, живой журнал - очень полезная вещь. С точки зрения обратной связи и получения оценки того, что делаешь. Там разные вещи пишут, порой и неприятные тоже. Я бы хотел публиковать в своем блоге вопросы, которые меня волнуют сегодня, предлагать их к обсуждению. Мне важно и общее видение этих вопросов, и конкретные примеры. Но я пока не уверен, хватит ли времени для того, чтобы сделать свой блог информационной площадкой, какой я хотел бы ее видеть. Сейчас, к сожалению, на это нет времени.

______________________________________________________________________________________________

Личное дело

Родился в 1966 году
В 1984–1986 гг. служил в армии
В 1990 г. окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «экономист», с 1987 г. работал сначала главным бухгалтером, а затем председателем строительного кооператива «Темп» (Казань)
1997 г. – гендиректор строительной торгово-промышленной фирмы «Ак барс»
2000 г. – заместитель гендиректора ГУП «ПЭО «Татэнерго»
2001 г.  – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана
2010 г. – руководитель департамента городского строительства, а затем  заместитель мэра Москвы.

Источник: Московская перспектива