Меню

Наиль Бикмуллин: Бетонный патриот

15 лет назад Наиль Бикмуллин стремительно вывел бренд «Еврокаскад» в лидеры казанского стройритейла. Теперь г-н Бикмуллин основные силы направил на создание завода газобетонных блоков BIKTON.

Наиль Бикмуллин с самого начала мечтал быть производителем, а не продавцом. «Только производство приносит реальную прибавочную стоимость, — обрисовал «Деловому кварталу» свою бизнес-стратегию предприниматель. — И мне кажется, сейчас самое время расставить точки над i. Я остаюсь в стройритейле, но сильно развивать это направление не вижу большого смысла. Казань настолько перегружена торговыми площадями, что я почти не сомневаюсь: после Универсиады-2013 многие сегменты розницы ждет значительное снижение потребительского спроса. А газобетон — материал, доля которого в строительстве будет только расти. У нас уже сейчас много заказов. Из нашего материала строят в Среднем Поволжье, Закамье, Москве».

Время, на которое пришлось строительство завода по производству газобетона, оказалось сложное — 2008 г. Но уже спустя два года предприятие было открыто и стало стремительно набирать обороты. А уже к 2013 г., прогнозирует Наиль Бикмуллин, годовой оборот завода BIKTON, выпускающего газобетонные блоки, клей для их укладки и сухие смеси на цементной и гипсовой основе, увеличится в 1,5-2 раза.


Командир «евроспецназа»
Своим звучным именем магазин «Еврокаскад» обязан вовсе не обилию выставленной на продажу сантехники от ведущих европейских фирм, как можно было бы предположить. Наиль Бикмуллин раскрыл «ДК» секрет названия — спецподразделение «Каскад», воевавшее в Афганистане, оставило значительный след в прошлом офицера-пограничника. Отсюда и пошло название фирмы.Кстати, частным бизнесом в 1993 г. г‑н Бикмуллин занялся тоже отчасти благодаря боевому прошлому. Он начал на этом поприще с должности коммерческого директора Вахитовского отделения Союза инвалидов Афганистана.

«Основным занятием, конечно, была торговля. В то время все торговали. О производстве еще речь не шла, — рассказывает бизнесмен. — Через 4 года я решил вместе со своим ближайшим помощником, соратником и партнером Шамилем Гайнутдиновым создать собственный бизнес».
Партнеры довольно быстро определились с нишей. В 1997 г. конкуренция на рынке отделочно-строительных материалов и сантехники была еще довольно слабой. Крупнейшей компанией в Казани в то время считалась «Галактика». Другим сильным игроком на рынке стройритейла татарстанской столицы был «Евроинтерьер». «Еврокаскад» включился в конкурентную борьбу и довольно скоро занял солидную нишу.

«Думаю, к концу 90‑х гг. нам принадлежало не менее 20% казанского рынка, — считает г‑н Бикмуллин. — Мы сделали ставку на средний ценовой сегмент от российских и европейских производителей. Не возили премиум, но и слишком дешевый товар не брали. Принципиально».
Эта стратегия, считает Наиль Бикмуллин, позволяет «Еврокаскаду» удерживать своего клиента вот уже 15 лет. Бизнесмен является категорическим противником появления в «Еврокаскаде» дешевых китайских товаров. Исключение было сделано лишь для душевых кабин, и то немногих. Г‑н Бикмуллин к расширению линейки брендов за счет новых наименований подходит осторожно. Объясняет: некоторые фирмы придут на год-два, а клиент потом подходящую запчасть на рынке найти не может. Зато в «Еврокаскаде», заверяет бизнесмен, начинку могут подобрать даже к сантехнике, купленной 15 лет назад. При условии, конечно, что покупалась сантехника именно в этих магазинах.

Тем временем, в нулевые рынок стройритейла претерпел серьезные изменения: «Закрылась «Галактика». Стала стремительно набирать вес «Агава», которую мой коллега Володя Малыгин раскрутил, превратив в настоящую мощную сеть гипермаркетов — «Мегастрой». Он молодец: из тех, кто занимался стройматериалами в Казани с девяностых, он пошел дальше всех. У меня тоже одно время были мысли построить огромный центр стройритейла», — рассказал Наиль Бикмуллин.
Бизнесмен даже уже присмотрел подходящее место в центре Казани. У него было желание выкупить недостроенное здание на ул. Нариманова, 30, которое в середине нулевых было превращено в гипермаркет «Рамстор» и в котором сейчас расположен ТЦ «Бахадир». К слову, комплекс располагается практически по соседству с центральным офисом «Еврокаскада».

Помешала болезнь. Тяжелая травма позвоночника, полученная во время службы в Афгане, прогрессировала настолько, что встал вопрос об операции: «Я не знал, смогу ли я вообще нормально функционировать после хирургического вмешательства, были опасения, что не вытяну этот груз».
Из розницы в опт

Вынужденный перерыв в работе, впрочем, заставил бизнесмена внимательней присмотреться к рынку. И вскоре он пришел к выводу, что увеличивать долю стройритейла не имеет большого смысла.

«Зачем создавать друг другу нездоровую конкуренцию? Я считаю, что у нас в Казани рынок уже перенасыщен торговлей, в том числе и стройритейлом. Сейчас он еще поддерживается Универсиадой, но как только ее объекты будут достроены, половина наших магазинов опустеет. Просто надо понять, что Универсиада в Казани это не просто сооружения, это люди, которые на строительстве зарабатывают немалые деньги. И эти деньги они потом несут на рынок. Конечно, еще и соципотека отчасти поддержит стройрынок, но падение спроса неминуемо. 3‑4 года назад, будучи депутатом Казгордумы, я подсчитал: на тысячу казанцев приходится 850‑900 кв. м площадей. В Москве, говорили, в ту пору было соотношение тысяча к тысяче. С тех пор в Казани открылось очень много новых торговых центров, магазинов — мне кажется, мы уже превышаем Москву. Притом что там покупательский спрос, по понятным причинам, гораздо выше. И приезжих гораздо больше», — делится своими наблюдениями г‑н Бикмуллин. И сетует: в Казани крайне мало промышленных предприятий, которые воспринимались бы как бренды.
Впрочем, полностью рынок стройритейла г‑н Бикмуллин покидать не собирается. 3а 15 лет «Еврокаскад» наработал себе устойчивую базу клиентов. Правда, сейчас, по мнению бизнесмена, магазину принадлежит максимум 5% рынка Казани. Причем по оптовым продажам оборот в несколько раз превышает розницу, заверяет предприниматель: «Мы очень много продаем строителям».

Дополнительно укрепил свои позиции на рынке стройритейла предприниматель с помощью итальянского бренда Kerama Marazzi. На сегодня «Еврокаскад» является официальным дилером этого производителя керамической плитки в Казани. Причем продажи ведутся как оптом, так и в розницу — в магазине на Чистопольской. И еще в одном — в Нижнекамске.

«Напрямую с Kerama Marazzi в Казани практически работаем только мы. Им интересны объемы продаж, которые мы можем им предложить», — говорит бизнесмен.

«На мой взгляд, в случае с Kerama Marazzi компании еще есть куда расти,  — считает директор журнала «BLIZKO Ремонт» в Казани Самат Алишев. – Сужу по Екатеринбургу, где сеть магазинов по продаже этой итальянской плитки более развита. Что касается «Еврокаскада», то он хотя и не перерос в сеть гипермаркетов, в нише супермаркетов по-прежнему чувствует себя уверенно. Насколько мне известно, один магазин «Еврокаскада» дает большие объемы продаж, чем аналогичные супермаркеты».

Что касается Kerama Marazzi, г‑н Бикмуллин все‑таки счел нужным увеличить свое присутствие на розничном рынке Казани. Вскоре в столице РТ откроется второй магазин под этим брендом. Плитку бизнесмен намерен продавать в «Солнечном городе» — микрорайоне, который как раз сейчас активно застраивается.

Бетонный аргумент
Во второй половине нулевых бизнесмен решил заняться производством строительных материалов. Выбор пал на газобетон — удобный в обращении материал, который уже вовсю использовался в Европе, но на российском рынке был представлен довольно слабо. Г‑н Бикмуллин долго подыскивал подходящую площадку на окраине столицы РТ — и в результате принял решение строить завод в соседней Марий Эл. В Казани, как и в целом по Татарстану, сложилась неадекватная стоимость подключения к электроэнергии, сетует бизнесмен. И приводит такой пример: в столице РТ для того, чтобы получить мощности, необходимые заводу, он должен был заплатить 108 млн руб.

«И это только за подключение. Поэтому я, будучи патриотом своего города и своей республики, к великому своему сожалению, вынужден был построить завод в Волжске, — объясняет Наиль Бикмуллин. — Кстати, когда мы назвали цифру в 108 млн банку, в котором оформляли кредит, нам ответили: «Это ненормально. Таких денег ни один проект выдержать не может». К тому же для завода нужно много газа, а у нас в городе с этим тоже есть проблемы. Ну и стоимость земли в Волжске оказалась гораздо дешевле, чем в Казани».

Проект стартовал в разгар кризиса 2008 г. Кредит Внешэкономбанка был получен в декабре. Стоило больших усилий убедить ВЭБ, что компания сможет построить завод, а главное, окупить этот проект.
«Для защиты проекта мне пришлось задействовать все свои знания о газобетоне, — вспоминает бизнесмен. — В основном, из зарубежных источников, которые относят газобетон к наиболее передовым и экологичным материалам. Доля газобетона в европейских странах каждый год растет и в некоторых уже доходит до 40%. В одной только Польше работает более 30 заводов, аналогичных построенному нами в Волжске».

В том, что Россия будет перенимать европейский опыт, а газобетон стремительно набирать свою долю на рынке, г‑н Бикмуллин нисколько не сомневался. Еще один козырь, пригодившийся в переговорах с банком, — специалист из Белоруссии Андрей Полянчиков, уже имевший опыт реализации подобных проектов. Кстати, вышел на г‑на Полянчикова сын Наиля Бикмуллина Рустем — во времена, когда предприниматель еще подыскивал подходящий для серийного производства материал. Так что идея выпуска газобетона принадлежит именно Рустему Бикмуллину, который ведет финансовую сторону проекта.

В итоге кредит был одобрен. По словам бизнесмена, ВЭБ предоставил эту сумму на 7 лет под «12 с небольшим процентов». Чтобы получить деньги, г‑н Бикмуллин внес в качестве залога все недвижимые активы «Еврокаскада» — магазины, склады и офис. В завод пришлось вложить больше, чем планировалось. Инвестиции превысили 2 млрд руб. Активное участие в проекте приняли московские соинвесторы.

Но наладив выпуск продукции уже в 2010 г., Наиль Бикмуллин столкнулся с проблемой: спрос на газобетон был низким. Сказались и кризис, из которого еще только выходил строительный рынок, и недоверие к относительно новому материалу. К тому времени некоторые местные производители уже выпускали газобетон. Но на старых мощностях. Кроме того, многие поначалу не верили, что материал годится для строительства комфортного жилья. Даже строители путали газобетон с пенобетоном, который, как правило, изготавливался допотопным способом, практически вручную.

«По немецкому стандарту одним из самых экологичных материалов является газобетон, — уверяет бизнесмен. — Скептики пусть почитают соответствующую немецкую литературу».

Кстати, г‑н Бикмуллин с самого начала серьезно подошел к техническому оснащению, установив на заводе новейшее немецкое оборудование.

Его расчет начал оправдывать себя уже в 2011 г. — интерес к газобетону за минувший год существенно вырос. И продолжает расти.

«Достаточно проехать по Казани — и вы увидите, что очень много домов строят из газобетона. Это в основном наш газобетон», — говорит г‑н Бикмуллин.

Кредит, полученный именно в ВЭБ, считает он, сделал свое дело. Республика не могла проигнорировать проект, реализованный при участии госкорпорации. Газобетон начали использовать именитые казанские застройщики — «Казаньцентрстрой», «Ак Таш», «Кулонстрой».

Впрочем, тот же «Казаньцентрстрой» сейчас сокращает использование газобетона в строительстве. Причина в государственной политике ценообразования — компания строит объекты Универсиады и соципотеки, стоимость которых регулируется «сверху».

«Цена превышает сметную стоимость», — пояснил «ДК» гендиректор ОАО «Казаньцентрстрой» Ринат Сафин. В то же время строитель согласен: завод вышел на рынок своевременно.

«Газобетонные блоки — это востребованный материал. При сохранении сегодняшних темпов строительства потребность в них снижаться не будет. Нам приходилось возить блоки из Набережных Челнов, были большие транспортные издержки, что повышало себестоимость строительства. BIKTON ближе к Казани, соответственно расходы на перевозку материалов меньше: экономически для нас это более выгодно, чем возить из других городов и регионов», — говорит г‑н Сафин.
Наблюдения Наиля Бикмуллина говорят о том же самом: и время, и место вхождения на рынок оказались подходящими.

«По моим расчетам, 60-70% рынка Казани по газобетону уже принадлежит нам. Думаю, в Чебоксарах наша доля — порядка 50%, в Нижнем Новгороде — порядка 20%. В республике большие потребители, кроме Казани, — партнеры в Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах, где у нас серьезный дилер ООО «РенАвтоЦентр». В Москву очень много газобетона мы поставляли зимой. Сейчас не возим. Очень большой спрос здесь. Просто не успеваем», — объясняет г‑н Бикмуллин.

1 июня в Казани открылся торговый дом BIKTON, где продается газобетон и смеси собственного производства. Его бизнесмен зарегистрировал именно в Казани, чтобы налоги хотя бы с торговли оставались в родном городе.

 

Наиль Бикмуллин
Родился в 1955 г. в Казани
Образование:
1977 г. — окончил Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР.
Карьера:
1977–1983 гг. — служба офицером в погранвойсках.
1983 г. — завод «Теплоконтроль», заместитель начальника литейного цеха.
1984–1990 гг. — Приволжский райком, инструктор.
1990 г. — Казанский медико-инструментальный завод, секретарь парткома, заместитель директора.
1993 г. — коммерческий директор Вахитовского отделения Союза инвалидов Афганистана.
1997 г. — основал магазин стройматериалов «Еврокаскад», совладелец.
2010 г. — совладелец, директор Волжского завода строительных материалов BIKTON
Источник: данные компании