Меню

Обзор: Интернет-провайдеры

эксперты Ильгиз Азизов генеральный директор ЗАО «Татинтелком» (группа компаний «Вымпелком») Дмитрий Ахмадулин, исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Казани Михаил Егоров начальник отде

Местный рынок интернет-провайдинга на протяжении последних трех лет ежегодно удваивается. Операторы активно наращивают абонентскую базу, основные сражения разворачиваются за частных пользователей. До насыщения, по прогнозу экспертов, осталось 3-4 года, но уже сейчас выигрывает тот, кто предлагает абонентам хорошее качество связи и сервис.

эксперты
Ильгиз Азизов
генеральный директор ЗАО «Татинтелком» (группа компаний «Вымпелком»)
Дмитрий Ахмадулин,
исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Казани
Михаил Егоров
начальник отдела маркетинга ОАО «Таттелеком»
Олег Талдыкин
заместитель генерального директора компании «МЭЛТ»
Алексей Терехов
коммерческий директор ОАО «ТВТ»

почему
Снизились цены на магистральный трафик
сколько
Тратят операторы на строительство собственных сетей
как
Будут завоевывать местный рынок федералы

 

Казань «питают» Интернетом три магистральных кабеля, принадлежащие компаниям «Транстелеком», «Ростелеком» и «Голден Телеком». На розничном рынке пока работает лишь «Голден Телеком», пришедший в город в конце 2006 г. и выкупивший контрольный пакет акций ЗАО «Татинтелком». Тогда же на местном рынке появился второй федеральный игрок — ЗАО «ЭР-Телеком». За два года ему удалось занять второе место в тройке компаний-лидеров: сегодня ему принадлежит примерно 25% общегородской абонентской базы широкополосного доступа.

Лидером по количеству абонентов широкополосного доступа является оператор «ТВТ» — на сегодняшний момент количество абонентов составляет примерно 49 тыс.

Замыкает тройку лидеров компания «Таттелеком» — в 2006 г. «ТТК» стал правопреемником КГТС, получив «в наследство» всю ее абонентскую базу, насчитывающую на тот момент около 20 тыс. пользователей. «Правда, тогда все они «сидели» на коммутируемом доступе, доля ШПД в общем порт­феле составляла не более 5%», — отмечаетМихаил Егоров, начальник отдела маркетинга компании «Таттелеком». Позже «Таттелеком» стал монопольным обладателем городской телефонной канализации.

Кроме того, именно «Таттелекому» принадлежит сегодня 80% «последних миль» (оставшимися 20% владеет «Телесет»).

Остальные игроки рынка вынуждены арендовать их у компаний-владельцев. «Телесету», «МЭЛТу» и «Голден Телекому» принадлежит лишь четверть городской пользовательской базы.

По мнениюАлексея Терехова, коммерческого директора ОАО «ТВТ», благодаря укрупнению местных и начавшейся экспансии федеральных компаний в регионе стал заметно расти рынок и начали снижаться тарифы на Интернет. Любое объединение влечет за собой доступ к новым услугам и технологиям для конечных пользователей. Абоненты получают возможность подключения Интернет по технологии ADSL, доступ к внутренним медиаресурсам операторов, которые могут быть дешевле внешних до 80%. Наконец, объединенная компания предлагает абонентам новые тарифы, поскольку закупает больший объем трафика у магистральных провайдеров, что снижает себестоимость 1 Мб.

Интернет-рынок растет за счет частных абонентов

По оценкам экспертов, сегодня общая база широкополосного доступа в Интернет приближается к 150 тыс. абонентов, включая юридические и физические лица.

Ильгиз Азизов, генеральный директор ЗАО «Татинтелком»: «Емкость казанского рынка ШПД — 500-700 млн руб. в месяц. Общий трафик сегодня приближается к 500 Гб, а суммарная загрузка каналов — примерно 5 Гбит/сек. К концу года оба этих показателя могут вырасти на 50-100%».

Ежегодное удвоение рынка происходит главным образом за счет увеличения абонентской базы интернет-провайдеров. Наиболее заполненным специалисты считают сегмент абонентов — юридических лиц: уровень проникновения ШПД здесь составляет около 80%, а рост не превышает 10-15% в год. «Большинство местных компаний уже пользуются услугами того или иного оператора, и менять провайдера они не склонны, — считаетОлег Талдыкин, заместитель генерального директора компании «МЭЛТ». Эксперт говорит, что доля абонентов — юридических лиц, которые с той или иной периодичностью меняют провайдеров, не превышает 25% от общего числа. Это небольшие фирмы, переезжающие с места на место. При этом, по мнению г-на Азизова, существуют предприятия, которые никогда не будут подключены к общим каналам, — например, банки, которые в целях защиты информации используют внутрикорпоративные выделенные сети. В целом долю таких компаний г-н Азизов оценивает не более чем в 5% от общего числа юрлиц.

Сегмент абонентов — физических, лиц пользователей широкополосного доступа, также близок к насыщению. По данным агентства IKS-consulting, уровень проникновения достиг 20%, из 370 тыс. казанских домохозяйств доступ в сеть имеет каждая пятая квартира. «Рынок считается насыщенным, когда уровень проникновения достигает 25%. Таким образом, стопроцентное насыщение рынка ШПД — вопрос года-двух», — считает Алексей Терехов.

По мнению эксперта, доля абонентов, «сидящих» на Dial-up, колеблется от 10 до 15%. Так, у компании «ТВТ» порядка 14% пользователей используют коммутируемый доступ, и их количество постоянно снижается. «Учитывая доступность подключения к ШПД, когда операторы фактически дарят пользователям кабельные или ADSL-модемы, при насыщении рынка доля абонентов с Dial-up-доступом не будет превышать 8-10%», — считает г-н Терехов.

Из всех казанских провайдеров преобладающую долю абонентов, пользующихся коммутируемым доступом, имеет лишь «Таттелеком» — 59% пользователей.

Эксперты отмечают, что борьба за новых абонентов с каждым годом становится все жестче — прогноз трехлетней давности, согласно которому операторы географически поделят город на зоны и будут получать постоянную прибыль со «своих» абонентов, не сбылся. Сейчас почти во всех районах Казани присутствуют как минимум два интернет-провайдера, а абоненты, живущие в районах массовой жилой застройки, могут выбирать из шести операторов. Исключение - промышленные окраины Казани, где протягивать кабель к обособленно расположенным предприятиям или складам провайдерам неинтересно. Торговые же и офисные центры, где велика концентрация абонентов, напротив, находятся в зоне особого внимания провайдеров.

Борьбу за оптовых покупателей ведут и магистральные провайдеры. После прихода в Казань «Голден Телекома» работающие здесь «Транстелеком» и «Ростелеком» были вынуждены снизить тарифы на оптовый трафик почти в пять раз. Хотя, тарифы для конечных абонентов снижались далеко не так стремительно. «Кардинально изменить тарифную политику и повысить рентабельность могли лишь провайдеры, которые имели свои сети и закупали магистральный трафик не помегабайтно, а приобретали flat rate . «Те же операторы, что арендовали каналы у монополистов, были вынуждены держать тарифы на довольно высоком уровне, поэтому розничные тарифы снизились не более чем в 2 раза», — поясняет Ильгиз Азизов.

Провайдеры строят собственные сети

Единственный способ избавления от необходимости арендовать оборудование и телефонную канализацию у «Таттелекома», по мнению экспертов, — это строительство собственных сетей по технологии Ethernet («оптика до дома»). Инвестиции в прокладку собственных коммуникаций составляют не менее $5-6 млн, а чтобы покрыть сетью весь город, компании необходимо выложить порядка $10 млн. «Для локальной компании инвестиции в строительство собственной сети достаточно «длинные». Срок окупаемости вложений может колебаться от 7 до 10 лет, — говорит Олег Талдыкин. — Более крупные игроки «отбивают» затраты за 3-5 лет».

Сегодня собственную сеть строят «Татинтелком» (к настоящему времени покрыты Ново-Савиновский, Московский и часть Кировского района), «ЭР-Телеком» (к осени завершит строительство большого оптического кольца) и компания «МЭЛТ», которая за два года покрыла собственной сетью не менее 10-15% площади города.

Компания «МЭЛТ» в этом году планирует завершение строительства оптоволоконной сети в Вахитовском и Ново-Савиновском районах Казани. В связи с введением сети в эксплуатацию компания планирует увеличить количество абонентов — физических лиц примерно в 2 раза.

По словам Олега Талдыкина, поставка трафика формирует 40% выручки компании «МЭЛТ», остальные 60% компания зарабатывает перепродажей трафика, который она выкупает у «Таттелекома».

Строительство собственных сетей передачи данных эксперты рассматривают и как способ нарастить абонентскую базу.Дмитрий Ахмадулин, исполнительный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Казани, директор по маркетингу «ЭР-Телеком» в Казани: «Как только будет достроено кольцо «ЭР-Телекома», сеть дойдет до непокрытых пока Кировского, Авиастроительного и большей части Вахитовского районов Казани, что позволит увеличить зону проникновения компании до 170 тыс. квартир».

Наконец, прокладка собственных коммуникаций позволяет провайдерам заметно повысить рентабельность. Ильгиз Азизов: «Арендуя канал у другого оператора, компания работает с рентабельностью не более 5%. Используя собственные каналы, оператор повышает этот показатель до 25%, что при условии комфортного социально-административного климата в регионе позволяет окупить вложения в 100-процентное покрытие города за 3-4 года».

«Татинтелком» приступил к строительству собственных магистралей в конце 2007 г., до этого времени компания транслировала трафик исключительно по каналам «Таттелекома».

Интернет-операторы предлагают контент и сервис

Еще одним фактором роста абонентской базы операторы считают массовое распространение безлимитных тарифов. Сегодня в совокупных продажах операторов «безлимитка» составляет порядка 30%, и, по единодушному мнению экспертов, эта доля будет расти как минимум на 15% в год. Сегодня в качестве главного инструмента для привлечения абонентов на безлимитные тарифные планы провайдеры используют кардинальное снижение цен. Так, в июне компания «ТВТ» уменьшила тариф на «безлимитку» более чем в два раза, при этом весьма незначительно «уронив» скорость подключения — с 128 до 100 Кбит/сек. Жесткая конкуренция заставляет провайдеров снижать цены практически одновременно. Однако некоторые эксперты полагают, что крупные провайдеры используют «безлимитку» исключительно в качестве рекламной наживки. «Предлагая низкие цены при невысоких скоростях, провайдеры вынуждают абонента, образно выражаясь, спать перед монитором», — убежден г-н Ахмадулин.

Впрочем, аналитики убеждены: по мере насыщения рынка цена перестанет быть определяющим фактором при выборе абонентом провайдера — и считают, что главную ставку компании должны делать на качество и сервис. «Тариф является определяющим фактором при выборе оператора только для вновь подключающихся абонентов, — считает г-н Терехов. — Существующим пользователям не менее важны стабильность соединения, скорость обмена интернет-трафиком с другими пользователями (особенно это актуально для пользователей игровых интернет-ресурсов), контент внутренних медиа-ресурсов и оперативность реагирования провайдера на технические проблемы». Солидарен с коллегой и Дмитрий Ахмадулин: «Все больше востребованы возможность управлять своим аккаунтом через закрытый «личный кабинет» на сайте компании, консультации через call-центр и оплата услуг провайдера через платежные терминалы и банки».

По мнению экспертов, наибольшие перспективы для развития на местном рынке имеют игроки, способные предоставлять пользователям сразу несколько услуг — доступ в Интернет, кабельное и IP-телевидение и стационарную телефонную связь. Уже сегодня плата за доступ в сеть для абонентов компаний «ТВТ» и «ЭР-Телеком», являющихся пользователями Интернет и кабельного телевидения, ниже, чем цена на один интернет-доступ.

Новые игроки придут уже на конкурентный рынок

По мнению аналитиков, в ближайшие год-два на местном рынке интернет-провайдинга может появиться сразу несколько московских компаний. О планах завоевания розничных региональных рынков уже заявил магистральный провайдер «Транстелеком», причем, по мнению Ильгиза Азизова, Казань будет одним из первых российских городов, куда компания зайдет с розничными предложениями. Немногим более месяца назад об экспансии в регион заявила компания «Ситроникс» (структурное подразделение АФК «Система») с брендом «Стрим-ТВ». Местные игроки уверены, что федералы придут в Казань со своими сетями и демпинговыми ценами, благодаря чему и будут наращивать абонентскую базу. Эксперты не исключают, что в условиях демпинга возможно даже снижение среднерыночного ARPU частного клиента, которое сегодня составляет порядка 400 руб. в месяц.

Впрочем, по мнению представителей уже работающих в Казани федеральных компаний, казанское будущее новых игроков не столь уж безоблачно — во-первых, конкуренция на местном рынке интернет-провайдинга достаточно жесткая, во-вторых, гибкость по отношению к запросам абонентов. Эксперты рынка, анализирующие опыт работы «Ситроникса» в Перми, где компания работает под брендом «Канал-ТВ», констатируют, что доходы даже от юридических лиц у «Ситроникса» в городе в 10 раз ниже, чем у других федералов, общее число абонентов меньше в два раза. Участники рынка уверены: чтобы закрепиться на казанском рынке, игроку нужно выводить бренд «Стрим-ТВ», так как эта марка уже ассоциируется с интернет-провайдингом. Вслед за этим должны последовать технический аудит и качественное наполнение контента.

Однако самым заметным событием на местном рынке может стать объединение крупнейших игроков — компаний «Таттелеком» и «ТВТ», о чем было заявлено еще год назад на очередном собрании акционеров «Таттелекома». Предположительно, слияние компаний начнется в первом квартале будущего года. «Объединение компаний повлечет за собой, в первую очередь, объединение технологий. Абоненты получат доступ практически ко всем существующим сегодня технологиям доступа в сеть — Dial-up, Wi-Fi, ADSL, Ehternet и кабельному Интернету. Кроме того, абонентам станут доступны IP-TV и «видео по запросу». К тому же планируется снижение производственных и управленческих затрат объединенного оператора», — поясняет Алексей Терехов. В «ТВТ» не исключают возможности продажи объединенного оператора московскому или зарубежному оператору.

 

Алексей Терехов:«Рынок считается насыщенным, когда уровень проникновения достигает 25%. Таким образом, стопроцентное насыщение рынка ШПД — вопрос года-двух».

Дмитрий АхмадулиН:«Предлагая низкие цены при невысоких скоростях, провайдеры вынуждают абонента, образно выражаясь, спать перед монитором».

Олег Талдыкин:«Срок окупаемости вложений в прокладку собственных коммуникаций для локальной компании составит 7-10 лет, более крупные игроки «отбивают» затраты за 3-5 лет».

Flat rate — каналы с конкретной пропускной способностью, то есть без учета трафика.

ARPU (Average revenue per user — англ.) — средняя выручка на одного пользователя.

Последняя миля — участок кабеля от ближайшего к клиенту узла до абонентского устройства.

Уточнение. В материале «ТОП-Лист: Проф­участники фондового рынка», опубликованном в № 9 «ДК» от 18 августа 2008 г., была допущена ошибка. Название компании ЗАО ИК «Тат­ИнК» следует читать как ИГ «ТатИнК», а сумму активов в доверительном управлении ИГ «ТатИнК» — 61,486 млн руб.