эксперты Алия Валиуллова гендиректор «Капитал-Тур» в Казани Рамиль Мифтахов президент АТАРТ, гендиректор компании «Персона Грата» Леонид Пресс гендиректор компании «Стен» Вячеслав Самолин директор
эксперты
Алия Валиуллова
гендиректор «Капитал-Тур» в Казани
Рамиль Мифтахов
президент АТАРТ, гендиректор компании «Персона Грата»
Леонид Пресс
гендиректор компании «Стен»
Вячеслав Самолин
директор компании «Волжские путешествия»
Виктор Степанцов
гендиректор «Казань-Интур»
Юлия Таланова
директор «Travel&Work»
Как закон о фингарантиях изменил структуру рынка?
Зачем туроператорам собственные офисы продаж?
Но до исполнения заявленных планов пока далеко. Местные игроки туристического рынка ждут от властей не просто имиджевых разработок, а реальных действий: например, городу не хватает гостиниц, особенно эконом-класса — в дни проведения в городе крупных мероприятий свободных мест в отелях Казани просто нет.
По оценкам экспертов, в Казани работает не менее 500 турагентств и около 10 туроператоров. Всего в 2007 г. из Казани за границу (включая страны СНГ) вылетели почти 118 тыс. человек (для сравнения: из Нижнего Новгорода — 48,5 тыс. человек, из Уфы — 146,1 тыс. человек).
В целом, по неофициальным данным, объем рынка выездного туризма в Казани составил более $110 млн. Специфика рынка в том, что довольно большая часть туристов летит за границу из Москвы. По данным пресс-службы международного аэропорта «Казань», пропускная способность аэропорта составляет 790 пассажиров в час. РАМИЛЬ МИФТАХОВ, президент Ассоциации турагентств Татарстана, говорит, что пока аэропорт не может обслужить все заказы туроператоров, потому что самолетов не хватает. «Около 20% (примерно 25 тыс. чел.) всего казанского турпотока за границу идет из Москвы, ведь самолеты авиакомпании «Татарстан» осуществляют международные рейсы в основном только в Турцию и ОАЭ. Перелеты по остальным направлениям из Казани производят в основном «КД Авиа» и Lufthansa», — рассказывает ЛЕОНИД ПРЕСС, гендиректор местной туркомпании «Стен».
Самым массовым направлением остается Турция: по данным г-на Мифтахова, на эту страну в 2007 г. пришлось примерно 70% (около 65 тыс. человек) всех казанских туристов. Летом, помимо Турции, популярны Италия и Испания, зимой — ОАЭ, Египет, Таиланд, Индонезия, горнолыжные курорты Болгарии, Австрии и Франции.
В сегменте продуктов «миддл» и «премиум» операторы предлагают событийные и индивидуальные туры. По данным г-на Мифтахова, доля индивидуальных туров составила в прошлом году примерно 15%, в этом году прогнозируется на уровне 20%. «Есть клиенты, которые насытились шведскими столами и системой «все включено», — делится ВИКТО СТЕПАНЦОВ, гендиректор «Казань-Интур». — За счет них спрос на индивидуальные туры растет». При этом, по словам г-на Мифтахова, индтуры — это, скорее, прерогатива местных игроков: «федералы» не хотят связываться с небольшим объемов таких туров в регионах, им интереснее развивать массовые направления.
Федеральные операторы как альтернативу массовому пляжному отдыху начинают предлагать событийные туры. По словам АЛИИ ВАЛИУЛЛОВОЙ, гендиректора «Капитал-Тур» в Казани, «Евровидение», футбольные матчи, Олимпийские игры — турпродукт новый, но на него уже есть спрос. Однако оценить объем спроса она затрудняется.
Средняя цена на массовые пакетные туры — $1 тыс., индивидуальные в среднем вдвое дороже. Ежегодно все путевки дорожают минимум на 20%. «Удорожание обусловлено растущими расходами на стоимость авиаперелетов и проживания в популярных отелях», — объяснила г-жа Валиуллова.
Поправки к ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», вступившие в силу 1 июня 2007 г., изменили структуру рынка туруслуг Казани. Согласно этим поправкам, отменено гослицензирование для турагентов и туроператоров. «С одной стороны, госрегулирование рынка — это неправильно. С другой — лицензирование хоть как-то сдерживало появление на рынке непрофессиональных игроков. Сейчас каждое агентство недвижимости, у которого есть свободное офисное помещение, считает своим святым долгом открыть турагентство», — делится г-н Мифтахов. «Турагентства открываются каждый день в каждом дворе. Такие «агенты» продают в лучшем случае десять путевок в месяц. Политика многих туроператоров в погоне за объемами продаж — работать со всеми агентствами — только усугубляет ситуацию», — сетует Виктор Степанцов. По словам эксперта, обычно туроператор дает агентству 10% скидки, а недавно открывшиеся агентства, в свою очередь, дают своим клиентам скидки в размере 8%. «Как можно жить на оставшиеся 2%? Понятно, что прибыль этих агентств складывается из неуплаченных налогов. Такой демпинг развращает рынок — потребители ждут от нас все больших скидок», — уверен Степанцов.
Еще одно изменение, предусмотренное поправками в ФЗ, — введение обязательных банковских гарантий, или страхования туроператорских компаний, на выплату ущерба туристам в случае ненадлежащего оказания услуг. Размер фингарантий для операторов международного туризма составляет 5 млн руб., а с 1 июня 2008 г. будет 10 млн руб. «100-120 тыс. руб. у нас ежегодно уходит на страховку. Часть компаний, для которых такие выплаты оказались неподъемными, добровольно переквалифицировались в агентов. Из трехсот туроператоров, работавших до принятия поправок, сейчас осталось не больше десяти», — рассказывает Рамиль Мифтахов. Другая часть, а это, по его данным, до 95% туроператоров, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью — продолжают самостоятельно формировать туры.
По словам опрошенных экспертов, сейчас все большую долю казанского рынка туруслуг перетягивают на себя федеральные структуры. «Денег у них на порядок больше, что не позволяет местным игрокам конкурировать с ними», — поясняет Виктор Степанцов.
По словам Рамиля Мифтахова, местные туроператоры занимают в Казани около 20% рынка, остальное принадлежит пришлым игрокам. В 2007 г. в Казань вышли «Mostravel» и «Капитал Тур», в 2008 г. — «Coral Travel», «Данко», «Ланта-Тур». «Еще три года назад ситуация была противоположная: доля федералов едва достигала 15%», — вспоминает Мифтахов.
Среди лидеров массовых направлений опрошенные эксперты назвали «Tez Tour», «Пегас-Туристик» и «Mostravel». Европейских — «Капитал Тур» и «Русский экспресс». Все это — федеральные бренды.
Рамиль Мифтахов: «У нас был эксклюзивный тур в Таиланд с вылетом из Казани. Мы поднимали эту программу четыре года. Но тут в Казань пришел «Tez Tour», предложил то же самое, установил более низкие расценки, и наша программа умерла».
Одни федералы предпочитают заходить в Казань через уполномоченные агентства, другие — открывать свои офисы продаж. Виктор Степанцов: «Раньше на местном рынке было джентльменское соглашение: туроператор продавал путевки через агентства, не работая напрямую с физлицами». Сейчас федералы сами продают свои туры, выступая конкурентами своим же уполномоченным агентствам. По словам Степанцова, для многих эта мера вынужденная — не все могут установить с местными такие отношения, какие бы им хотелось. Хотя, по данным г-на Мифтахова, казанские турагентства предпочитают работать именно с федералами, потому что те могут предложить большую комиссию.
По информации Рамиля Мифтахова, самая яростная битва на казанском рынке в 2008 г. развернется между федералами за массовые направления. Сейчас предложение по ОАЭ примерно поровну поделено между компаниями «Интурцентр», «Капитал Тур», «ИнтАэр», «Русский экспресс». Лидеры турецкого направления по мере убывания доли рынка — «Пегас-туристик», «Tez Tour», «Mostravel» и «Coral Travel». Г-н Мифтахов говорит, что в этом году туроператоры договорились с отельерами — «Tez Tour» взял отели цепочки «Амара», «Пегас-Туристик» — отели «Джой». И если клиент хочет остановиться в отеле «Амара», он будет вынужден купить путевку у «Tez Tour».
Виктор Степанцов: «Что произойдет в этом сезоне — страшно представить. Вместе с ценами на путевки снизятся и комиссионные агентств». С насыщенного предложением турецкого направления операторы переключаются на другие. Так, в новом сезоне «Tez Tour» и «Натали» полетят в Барселону и на Крит.
Если международные туры предлагают в основном федералы, то на внутреннем и въездном туризме сосредоточились местные игроки. Среди наиболее активных игроков в этих сегментах называются: «Волжские путешествия», «Адмирал», «Турист», «Столица». Уровень рентабельности операторского бизнеса по внутреннему и въездному туризму Виктор Степанцов оценивает максимум в 10%.
Как отмечают специалисты, внутренний, а особенно въездной туризм в Казани развит слабо, хотя показатели по посещаемости и растут. По данным мэрии Казани, в 2007 г. город посетили 600 тыс. чел., львиная доля приезжих приходится на гостевых, деловых туристов и на трудовых мигрантов. «В прошлом году мы вернулись к показателям конца 80-х годов по въездному туризму в Казань», — заявляет ВЯЧЕСЛАВ САМОЛИН, директор компании «Волжские путешествия».
«Для развития въездного туризма нужно создать условия, чтобы туристы приезжали не на сутки. К сожалению, пока Казань — город одного дня, за который можно обойти все достопримечательности», — делится Виктор Степанцов.
Впрочем, по словам экспертов, Казань имеет потенциал для развития, в частности, паломнического туризма. «Туристов-мусульман привлекает мечеть «Кул Шариф», неподалеку от Казани расположен древний город Булгары, историческое место принятия Ислама волжскими булгарами. Православные паломники приезжают к Иконе Казанской Божией Матери», — перечисляет ЮЛИЯ ТАЛАНОВА, директор компании «Travel&Work». Но, по словам Юлии Талановой, въездной туризм не будет развиваться без посторонней помощи — необходимы инвестиции в создание инфраструктуры.
Аналогичная ситуация с внутренним туризмом. По словам Вячеслава Самолина, сильнейшие игроки в данном сегменте — «ИнтурВолга», «Тройка плюс», «Казань». Круизы по России предлагают «Адмирал», «Татфлот», «ПрестижТурВолга» и «Волжские путешествия». Общей проблемой для этих операторов Самолин считает рост цен на топливо. «В позапрошлом году топливо выросло на 27%, в прошлом — на 15-17%. Повышать цены на путевки мы не рискуем — в июне и сентябре на теплоходах лишь половинная загрузка», — делится Самолин.
Пока компании, специализирующиеся только на внутреннем или въездном туризме, вынуждены работать агентами международных операторов.