эксперты Эльберт Галимов генеральный директор АН «Мегалит» Валерий Ларин директор казанского филиала «ТД «ПРОПЛЕКС» Рауф Лутфуллин директор «ОТК «Авангард XXI» Наиля Миннувалиева директор «МОРОЗОВ»
эксперты
Эльберт Галимов
генеральный директор АН «Мегалит»
Валерий Ларин
директор казанского филиала «ТД «ПРОПЛЕКС»
Рауф Лутфуллин
директор «ОТК «Авангард XXI»
Наиля Миннувалиева
директор «МОРОЗОВ» Каньон»
Константин Самойлов
заместитель директора «Компании «Фенстер»
на кого
надеются производители окон: на частных клиентов или корпоративных
почему
производители окон перепрофилируют производства
вырастут ли
цены на окна в этом году
До сих пор рынок светопрозрачных конструкций Казани рос на 30-50% ежегодно. Спрос привлекал новых игроков. В том числе тех, для кого производство и продажа окон стали дополнительным бизнесом. Например, в начале 2008-го на рынок светопрозрачных конструкций вышло агентство недвижимости «Мегалит», чтобы через риэлторов продавать окна по имеющейся базе клиентов.
За первое полугодие 2008-го рынок СВК резко увеличился — на 43%. Но с осени под воздействием начавшегося кризиса спрос резко пошел на спад. По итогам года оконный рынок все же показал рост на 29%.
Для изготовления окон игроки используют российские и немецкие профильные системы. Небольшая доля приходится на китайских производителей. Собственное производство профиля в Казани до сих пор есть только у компании «Оконные технологии и конструкции «Авангард XXI».
Динамичный рост продаж стеклопрозрачных изделий начался в 2006-м. На рынке с того времени закрепились основные игроки-производители и продавцы окон: «Морозов» Каньон», «Строймодуль — Окна СОК», «ОТК «Авангард XXI», «ПО КОМЗ» «Мирокон», «Компания «Фенстер», «Завод кровли и фасадов «Эстель». Ежегодно в сезон (с апреля по декабрь) количество участников рынка прирастало временными фирмами с кустарным производством. Этой весной из-за падения покупательского спроса появление сезонных игроков вряд ли будет массовым.
С 2007-го росло на рынке СВК и количество дилеров, не производящих, но умело реализующих окна.
По словам Валерия Ларина, директора казанского филиала «ТД «ПРОПЛЕКС», прошлый 2008-й стал первым бездефицитным годом. «В прошлом году мы прогнозировали рост рынка в 65%, а вырос он на 30%. Таким образом, образовался некий запас товара», — отметил бизнесмен.
Игроки рынка подтвердили — переизбыток есть. Связан он с неожиданным снижением спроса со стороны корпоративного сектора, заказы которого обеспечивали 70% объема рынка. Строители — основные оптовые заказчики окон — оказались без денег. Пока контракты с оконными дилерами они не прерывают, но и денег за товар не вносят. Так как большинство производителей окон работает со строителями по предоплате, товар остается на складах на неопределенный срок.
Таким образом, перепроизводство коснулось тех, кто в основном изготавливал стандартные окна под конкретные долговременные потребности строительных фирм. У других игроков объем производства снижается пропорционально падению числа заказов. Константин Самойлов, заместитель директора «Компании «Фенстер», рассказал, что их цеха с ноября 2008 г. сократили производство на 80%. «Из-за кризиса сезон покупки и установки окон в прошлом году закончился раньше — вместо декабря, как обычно, в середине октября», — отметил эксперт.
Рауф Лутфуллин, директор «ОТК «Авангард XXI», отметил, что основной объем нереализованного корпоративного заказа будет продан заказчикам, строящим дома по соцпрограммам. По данным Минстроя РТ, в 2009-м по этим программам будет построено 800 тыс. кв. м жилья. Бюджеты на это строительство открываются весной.
Потеряв корпоративных клиентов, лидеры рынка растерялись. Они снижают производство, но не готовы озвучить четкий план действий на ближайшее время.
Пережить безденежный период производители стараются за счет розницы. Для этого многие расширяют линейку предложений: например, не штампуют стандартные окна, а работают над дизайном и материалами. Это, по словам участников, «живые» деньги, которые способны под-держать жизнедеятельность компаний.
По словам Валерия Ларина, многие начинают практиковать комплексный подход к продажам. Например, производитель окон дополнительно закупает деревянные межкомнатные двери и продает их в комплекте с окнами. Эта схема, по оценке экспертов, может увеличить продажи в «благополучные» годы на 20-30%. Однако как она поведет себя в период кризиса, не совсем ясно — ведь уровень платежеспособности упал и среди частных клиентов.
Смена окон для большинства населения остается дорогим удовольствием. Валерий Ларин отмечает, что раньше продавцы СПК активно привлекали к сотрудничеству кредитные отделы банков. Сейчас положение дел меняется — банки стали выдавать вдвое меньше займов. «Спрос на покупку и установку окон со стороны частника снизился с осени в 3 раза. Обычно в зимний сезон он снижался вдвое», — пояснил Константин Самойлов.
Завод «Авангард XXI» с осени столкнулся со снижением покупательского спроса более чем вдвое. Завод выручило то, что для диверсификации рисков еще в мае 2008 г. было запущено производство других видов продукции: пластиковых уголков, панелей и прочего профиля. С декабря 2008 г. начали выпускать алюминиевые конструкции. «Доход от этого производства значительно меньше, чем от окон. Но он позволяет заводу покрыть расходы на содержание и поддержать рентабельность», — отметил Рауф Лутфуллин. Инвестиций в проект не потребовалось — новое производство налажено на имеющемся оборудовании.
Бизнесмен полагает, что удорожание импортного профиля подогреет интерес казанских производителей к отечественному.
Удобную схему продаж придумал Эльберт Галимов, генеральный директор АН «Мегалит». Его компания продает окна впридачу к квартирам. В прошлом году агентство недвижимости открыло цех по производству окон — и стало предлагать их покупку и установку как дополнительную услугу для клиентов. Продажи окон идут через риэлторов компании — они получают вознаграждение вдобавок к обычному гонорару. «Спрос на покупку окон хороший. Те, кто покупает квартиру, как правило, планирует ремонт и легко соглашается сразу поменять окна. Тем же, кто сдает квартиры, мы говорим о повышенном спросе на аренду жилья с новыми окнами», — рассказал Эльберт Галимов. Однако снижение спроса наблюдается и на рынке недвижимости.
Рост валют привел к удорожанию для казанских оконных компаний импортных комплектующих: герметика, фурнитуры и других. По словам Наили Миннувалиевой, директора «МОРОЗОВ» Каньон» на 15-20% подорожал популярный у казанских производителей немецкий профиль. Фактически эту разницу казанские производители доплачивают из своего кармана. Однако повышать цены на продукцию не намерены.
Между тем, по данным отраслевого маркетингового центра «О.К.Н.А. Маркетинг», рост цен на окна в регионах России в среднем составил 4,5%.
Некоторые игроки, как Эльберт Галимов, стремятся зафиксировать цены закупок. «Мегалит» не будет в этом году поднимать цены, так как заключил договор на закупку фурнитуры по фиксированным ценам.
В связи с падением рынка все без исключения игроки оптимизируют расходы. Валерий Ларин рассказал, что группа компаний «ПРОПЛЕКС» за последние месяцы снизила затраты в среднем на 10%. В частности, экономия производилась за счет более продуманной логистики. Константин Самойлов рассказал, что «Фенстер» с ноября сократил расходы на 40%: снизили заработную плату при условии сохранения максимума персонала, урезали рекламный бюджет.
Прогнозы на 2009 г. очень разные. Так, «О.К.Н.А. Маркетинг» обещают в этом году сокращение объема российского рынка ПВХ-конструкций на 45%. Казанские игроки с этим не согласны и надеются сохранить объемы продаж. От марта оконные производители ждут традиционного сезонного спроса.
валерий ларин: 2008 г. стал первым бездефицитным годом. Мы прогнозировали рост рынка в 65%, а вырос он на 30%.
рауф лутфуллин: Основной объем нереализованного корпоративного заказа будет продан заказчикам, строящим дома по соцпрограммам