Сооснователь ИТ-компании Flatstack Олег Курносов рассказал DK.ru, как компания, основанная выпускниками КАИ, выходила на мировой рынок, искала заказчиков и открывала представительство в США.
Десять лет назад трое выпускников КАИ решили создать ИТ-компанию, ориентированную на глобальный рынок. Сейчас компания Flatstack входит в рейтинги лучших разработчиков в своем сегменте. Один из сооснователей Flatstack Олег Курносов рассказал DK.ru, на чем стоит сконцентрироваться ИТ-компаниям, чтобы добиться успеха, и как российским программистам получить международных заказчиков.
Досье компании
Flatstack (ООО "Эф-эс")
Зарегистрирована в 2011 г.
63 млн руб. - выручка за 2015 г. Прирост к 2014 г. +36%.
21 млн руб. - прибыль в 2015 г. Прирост к 2015 г. +32%
Данные предоставлены сервисом Seldon
Первой зарплаты хватило на телефон
С самого начала у меня было желание заниматься именно международными проектами, потому что учась в 11 классе я целый год провел в США, в Калифорнии. Я поехал туда по программе школьного обмена Flex. И это мне впоследствии очень помогло в общении с иностранными заказчиками – до сих пор половина внутри меня говорит по-английски. Вместе со мной работают многие другие выпускники этой программы, что позволяет нам реализовываться, участвуя в международных проектах.
Я закончил кафедру компьютерных систем института компьютерных технологий и защиты интернета КАИ. После окончания вуза я задумался о том, что делать дальше. На тот момент у меня уже был опыт работы в компании «1C», где совместно с Рустемом Гиниятуллиным, я сделал один из первых своих сайтов для завода пластиковых окон.
Первой зарплаты мне хватило на покупку телефона Nokia. По рекомендации отца в это же лето я сделал сайт для международного отдела КХТИ. Он же посоветовал мне продолжить карьеру в команде казанского портала e-kazan, где я в итоге задержался на пять лет и получил очень важный опыт работы.
Досье:
Олег Курносов, сооснователь компании Flatstack
Родился в 1984 г. в семье инженеров-программистов.
Первые программы начал писать еще в первом классе, родители купили ему очень дорогой и редкий для того времени компьютер.
Закончил гимназию №122 с углубленным изучением английского языка.
Закончил КНИТУ (КАИ) им. Туполева
С 1 курса начал работу в компании "Казанский Портал" под управлением Николая Никифорова (нынешнего министра связи и массовых коммуникаций РФ - DK.ru), где принимал участие в разработке сайтов как e-kazan.ru, tatcenter.ru, tatneft.ru, uslugi.tatar.ru и ряда других проектов.
В 2006 г. вместе с Алексеем Мамаевым и Тимуром Вафиным основал ИТ-компанию, первое название Flatsoft.
В 2010 г. – слияние брендов Flatsoft и американского Flatsourcing. Появляется бренд Flatstack. Компания становится лидером Ruby on Rails разработки в мире (15-е место в рейтинге лучших разработчиков по версии сервиса CrowdReviews).
В 2012 г. - в компании создаются отделы по разработке мобильных приложений для iPhone и Android.
В 2016 г. Flatstack насчитывает 75 сотрудников по всему миру, включая Казань, Набережные Челны и несколько штатов в США.
Так вышло, что с одним из моих будущих партнеров по бизнесу мы учились в одной группе в университете, а с другим были знакомы еще со школы. Мы объединились, чтобы попробовать силы в качестве предпринимателей. Начав с команды из трех программистов, Flatstack выросла в серьезную организацию с коллективом в 75 ребят, которые живут в разных странах мира.
У нас не было никаких первоначальных накоплений или вложений, кроме компьютеров с принтерами и трех столов. Постепенно офис, который мы арендовали, становился больше и больше.
Вначале мы все делали все. Лучше всех из нас троих программирует Тимур Вафин. Рисует - Алексей Мамаев. Я исторически отвечал за верстку, программировал на Ruby on rails, все вопросы, связанные с переговорами на английском языке и экономической составляющей, были на мне.
Каждый из нас участвовал во всех процессах в компании. Однако сейчас ни у кого из нас нет времени на то, чтобы программировать каждый день, но мы стараемся.
С самого начала мы брались за любую работу, но предпочтение отдавали не российским проектам, потому что здесь конкуренция гораздо выше. Я понимал, что перед нами может открыться гораздо больший рынок. Изначально сделав ставку на глобальное позиционирование, стратегически мы через десять лет оказались в выигрыше.
Сначала на нас работало сарафанное радио, мы брали отдельные проекты, потом наладили канал продаж. Для продвижения использовали такие же механизмы, как и другие ИТ-компании – это реклама в Интернете.
Казань-Новый Орлеан
На американский рынок вышли тоже через сарафанное радио. Сначала один заказчик порекомендовал нас другому, потом второй.
Репутация начинает работать на тебя, когда ты начинаешь делать проекты не для заказчика, а для друга своего заказчика.
У России всегда была репутация сильной ИТ-страны. Когда мы начинали, то стали ориентироваться на те технологии, которые еще никто не использовал здесь. Мы выбрали технологию программирования Ruby on Rails, редкую на тот момент среди программистов в России, и это стало нашим преимуществом.
Повезло нам еще и в том, что за последнее десятилетие с какой-то невероятной скоростью стали появляться телефоны на платформе AiOS и Android, для которых мы создавали продукты.
В Америку мы вошли нестандартным путем. Уже позже, когда все получилось, мы оценили рынок и поняли, что Новый Орлеан и сама Луизиана (город и штат, где находится второй офис компании Flatstack – DK.ru) – это такой же выгодный для бизнеса компромисс по талантам и затратам между Нью-Йорком или Сан-Франциско, как Казань между Москвой и Санкт-Петербургом. Именно поэтому связка Казань-Новый Орлеан сработала, только сейчас мы понимаем почему. В больших городах все дорого и перенасыщено. Здесь же все не так дорого, также есть университеты и талантливые ребята.
У нас нет классического офиса в Америке. Это несколько людей, которые могут сидеть в разных штатах, но они вместе встречаются и ездят на конференции. Нет строгого распорядка - они могут работать из дома, из коворкинга. Главный фокус – на конференциях и результате работы, а количество времени, затраченное на это, уже вторично. В основном, в Америке у нас работают маркетологи.
Мы в России умеем делать, но не умеем продавать, а там – наоборот.
Мы на 100% глобальная компания.
Отдельная наука
Я бы не сказал, что мы испытываем сложности с поиском клиентов. Конкуренция выросла, но спрос – еще больше. Гаджеты, мобильные телефоны также постоянно обновляются. Нам это только на руку.
Мы видим, что уперлись в границы нашего офиса в Казани и начинаем рассматривать новые города для расширения. У нас уже был опыт размещения в набережночелнинском ИТ-парке, но сейчас решили сконцентрироваться на развитии казанского офиса, потому что это проще. Главная площадка, которую мы для себя рассматриваем в перспективе, – это Иннополис.
Мы стараемся взаимодействовать с татарстанскими вузами, которые готовят айтишников – наших потенциальных сотрудников. Есть наработки в этом вопросе с КАИ и с КФУ, где открыли целую школу ИТИС для подготовки специалистов в этой отрасли.
Управление командой программистов – это отдельная наука. Нужно постоянно расти, развиваться. Айтишники отличаются от обычных людей точно так же, как и врачи. У нас есть свой юмор, свой «птичий» язык, дресс-код, манеры поведения. Чаще всего, такие ребята - очень непубличные люди, сидящие за компьютерами, не умеющие коммуницировать с людьми, поэтому мы разделяем инженерную и менеджерскую составляющие.
Олег Курносов и Алексей Мамаев
Например, в нашей компании не принято обращаться на «вы» или по имени-отчеству. Наверное, мы в целом мягки по отношению к нашим сотрудникам, потому что понимаем важность каждого человека. Помогаем им решать даже мелкие проблемы, которые возникают в жизни. У нас можно ходить по офису в носках. Есть свои качели.
С точки зрения пунктуальности и работы «от звонка до звонка», у нас тоже не очень строго, потому что можно проработать восемь часов, но мозг может быть не очень эффективен. А можно отоспаться, прийти и сделать гораздо больше.
Мы всегда находимся в каком-то стрессе, что-то кодим, отвечаем, все время заняты деловыми вопросами. И даже график работы мы сдвинули – работаем с 11:00 до 20:00, потому что многие клиенты находятся в другом часовом поясе. Мы с ребятами понимаем, что мы должны быть лучше, чем компании, не ориентированные на глобальный рынок. Мы работаем еще больше и интенсивнее.
Карина Каримова