По информации официальных дилеров иномарок, с начала августа падение продаж составило порядка 70%, однако это пока не сказалось на бизнесе владельцев автомастерских. Последствия экономическог
По информации официальных дилеров иномарок, с начала августа падение продаж составило порядка 70%, однако это пока не сказалось на бизнесе владельцев автомастерских. Последствия экономического кризиса они ощутят через 2-3 года, когда закончится срок гарантии у проданных сейчас автомобилей. Пока высокие цены на обслуживание и ремонт иномарок на дилерских СТО способствуют росту спроса на услуги независимых автомастерских.
Автосервисы делятся на 2 категории — дилерские и независимые. Независимые подразделяются на мелкие гаражные мастерские с одним постом и неавторизованные станции техобслуживания, специализирующиеся на ремонте иномарок.
По истечении гарантийного срока (от 1 года до 3 лет) или пробега (как правило, 100 тыс. км) 80% автомобилей разъезжаются по «гаражам» и независимым СТО. Там стоимость обслуживания машин в 2‑5 раз ниже, чем у официального дилера.
Как выбрать место под автомастерскую?
Специалисты рекомендуют арендовать под автомастерскую гаражный бокс или ангар. Рисковать, вкладываясь в покупку или строительство помещения, не стоит: сервисное обслуживание автомобилей — достаточно рискованный бизнес. Он по большей части строится на знакомствах и хороших отношениях. Так что если у новичка не получится раскрутить сервис, он сможет расторгнуть договор аренды. Это гораздо проще, чем продать здание, тем более в нынешних непростых условиях.
Автомастерскую обязательно должно быть видно с проезжей части. Эксперты рекомендуют открываться не в спальных, а в деловых или промышленных районах: большинство автовладельцев ремонтируются в рабочие часы и обслуживаются на автостанциях поближе к месту службы.
Выбирать помещение эксперты рекомендуют из расчета 36 кв. м на один пост. Соответственно, площадь автомастерской на 5 постов должна составлять не менее 180 квадратов. Арендные ставки на подобные помещения колеблются в пределах 280‑350 руб. за кв. м в месяц.
Автосервис должен иметь собственную парковочную зону, которую лучше разделить на 3 участка — место для аварийных машин, участок для стоянки автомобилей клиента и зону для машин сотрудников СТО. Расчет площади — 18 кв. м на один автомобиль. Общая парковочная зона у автосервиса на 5 постов с учетом подъездных путей должна составлять не менее 250 кв. м (4 машиноместа для сотрудников, столько же для автомобилей клиентов, 2 места для аварийных машин). Цена аренды — 50‑80 руб. за кв. м в месяц.
Минимальная высота потолков в здании зависит от того, какие автомобили собирается обслуживать автомастерская. Для СТО легковых машин высота помещения составляет не менее
4 м. Если станцию оборудуют под вэны и минивэны, высота потолка должна быть как минимум 6 м. Если есть возможность, лучше выбрать помещение с двух‑ или односкатной крышей. Там, где высота потолка максимальна, ставят подъемники. Под скатами лучше расположить мойку и яму. Такая планировка уменьшает объем бокса, что позволяет экономить на отоплении.
4 м. Если станцию оборудуют под вэны и минивэны, высота потолка должна быть как минимум 6 м. Если есть возможность, лучше выбрать помещение с двух‑ или односкатной крышей. Там, где высота потолка максимальна, ставят подъемники. Под скатами лучше расположить мойку и яму. Такая планировка уменьшает объем бокса, что позволяет экономить на отоплении.
Владельцы автомастерских не рекомендуют оборудовать станцию в помещениях без окон. «Естественный свет избавляет от необходимости освещать СТО утром и днем, что сокращает расходы на электроэнергию», — советует
Владислав АГЛЯМОВ, собственник автосервиса
«А‑Клуб». Естественно, к зданию должны быть подведены коммуникации — водопровод и канализация.
«А‑Клуб». Естественно, к зданию должны быть подведены коммуникации — водопровод и канализация.
Лицензии для открытия автосервиса не требуется.
Совет от автосервиса «А‑Клуб»
Не стоит открывать новый сервис рядом с уже известным и давно работающим. Расчеты на то, что люди будут заезжать к новичку из любопытства, оправданы только в том случае, если вновь открывшаяся мастерская предложит ряд дополнительных услуг и низкие цены на уже существующие при высоком качестве.
Не стоит открывать новый сервис рядом с уже известным и давно работающим. Расчеты на то, что люди будут заезжать к новичку из любопытства, оправданы только в том случае, если вновь открывшаяся мастерская предложит ряд дополнительных услуг и низкие цены на уже существующие при высоком качестве.
Сколько стоит оборудование?
Один из пяти постов автосервиса владельцы мастерских советуют оборудовать автомойкой. «Грязь и пыль на лакокрасочном покрытии — это жесткий абразив. Механики сервиса, работая, например, с двигателем, могут оставить след на ЛКП, прикасаясь к крылу или бамперу автомобиля. Если машина грязная, не спасут даже мягкие чехлы — набортники», — говорит г‑н Аглямов. Немецкая автомойка KARCHER стоит порядка 22 тыс. руб., комплект набортников — 12 тыс. руб.
Один из пяти постов автосервиса владельцы мастерских советуют оборудовать автомойкой. «Грязь и пыль на лакокрасочном покрытии — это жесткий абразив. Механики сервиса, работая, например, с двигателем, могут оставить след на ЛКП, прикасаясь к крылу или бамперу автомобиля. Если машина грязная, не спасут даже мягкие чехлы — набортники», — говорит г‑н Аглямов. Немецкая автомойка KARCHER стоит порядка 22 тыс. руб., комплект набортников — 12 тыс. руб.
Как минимум на трех постах необходимо установить подъемники, один пост должна занимать яма. Подъемник лучше купить импортный. По мнению специалистов, оптимальным соотношением обладает электрогидравлическое оборудование итальянской фирмы «ОМА». Во многих мастерских до сих пор стоят электромеханические подъемники. «Несколько лет назад они стоили в разы дешевле электрогидравлики. Сегодня разница в цене составляет порядка 10‑15%, но электрогидравлические подъемники служат гораздо дольше электромеханических и реже ломаются», — уточняет г‑н Аглямов. В среднем двухстоечный подъемник грузоподъемностью до 3,5 т стоит около 120 тыс. руб. Стоимость монтажа — порядка 4 тыс. руб.
Для ремонта тяжелых автомобилей до 4,5 т (джипы и кроссоверы) рекомендуется использовать четырехстоечный подъемник. Цена — от 150 тыс. руб. (монтаж — 7 тыс. руб.). На этих подъемниках проводится процедура регулировки колес. Стоимость импортного универсального стенда «сход‑развал» — 230‑720 тыс. руб.
Каждый рабочий пост необходимо укомплектовать инструментальной тележкой с набором из 90‑150 предметов (ключи, отвертки и головки). Цена таких тележек колеблется от 40 до 70 тыс.руб. В обязательном порядке на сервисе должен быть компрессор, желательно винтовой (минимальная стоимость — 120 тыс. руб.), пневмолиния (500 руб. за метр) и две катушечных вытяжки для удаления выхлопных газов (35‑90 тыс.руб.). Покупка дополнительного оборудования — домкратов, траверсов, трансмиссионной стойки — обойдется примерно в 20 тыс. руб.
Обязательный атрибут автомастерской, обслуживающей и ремонтирующей иномарки, — диагностический сканер. Даже если сервис открывается под определенную марку, специалисты рекомендуют приобретать универсальное оборудование, позволяющее диагностировать любой автомобиль. Средняя цена подобного сканера — 200 тыс. руб. Для диагностики электронной «начинки» необходимы специальные компьютерные программы, для каждой марки — своя. Цена лицензионной версии — в среднем 3 тыс. руб. Примерно столько же стоит ее обновление, которое рекомендуется проводить не реже чем раз в полгода.
Евгений КАРАСЕВ, соучредитель СТО «Канон‑АС», советует приобрести оборудование для шиномонтажа (40 тыс. руб.): «Большую часть времени оборудование будет простаивать, однако само наличие такой установки повысит лояльность к новому автосервису. Клиенту важно знать, что на «его» станции в случае чего можно починить и колеса». В сезон смены резины (март‑апрель, ноябрь‑декабрь) шиномонтаж приносит до 30 тыс. руб. в месяц.
Где искать сотрудников?
Автомастерской на 4 рабочих поста (пятый — автомойка), работающей пять дней в неделю, требуется технический директор, мастер‑приемщик и 6 слесарей. Первое время основную работу будет выполнять технический директор, его зарплата должна быть не меньше 30 тыс. руб. Примерно столько же придется платить мастеру‑приемщику, который определяет неполадку и стоимость работ. Остальных сотрудников лучше искать среди людей, которые несколько месяцев проработали на сервисах у официальных дилеров. По мнению Евгения Карасева, сотрудники, проработавшие на авторизованной СТО, приходят на независимую станцию с опытом, подкрепленным теоретическими знаниями.
Зарплата слесаря в первые 2‑3 месяца может быть весьма невысокой — 5‑6 тыс. руб. Впоследствии сотрудников переводят на сдельную оплату труда. Как правило, это 20‑40% от выполненного заказа. В среднем слесарь зарабатывает 20 тыс. руб. в месяц.
Эксперты считают, что сотрудникам необходимо устанавливать испытательный срок от двух недель до месяца. «Этого времени достаточно, чтобы оценить не только квалификацию новичка, но и его способность к адаптации в коллективе», — уверен Андрей ВЛАСЕНКОВ, собственник автосервиса «Крейт».
Как раскрутить автосервис?
Первых клиентов в новый сервис могут привести сотрудники, имеющие опыт работы в других мастерских. Если качество обслуживания их устроит, они будут рекомендовать мастерскую своим друзьям и коллегам.
Чтобы стать узнаваемым, новому автосервису нужен фирменный стиль. Создание самого простого, в два цвета, логотипа стоит не менее 3 тыс. руб. Световая вывеска обойдется в 15 тыс. руб. Комплект спецодежды для слесарей и мастера‑приемщика (комбинезон, бейсболка) стоит 2 тыс. руб., нанесение логотипа — порядка 2 тыс. руб. на все комплекты.
Самый экономичный вариант рекламы — раздача визиток на автостоянках и заправках. Разработка дизайна и печать двусторонней визитки (в два цвета, на обратной стороне обычно указывается схема проезда) тиражом в 1500 экземпляров обойдется в 4500 руб.
Г‑н Карасев рекомендует публиковать рекламу в специализированных газетах: «Первые 2‑3 месяца модуль лучше размещать на дорогих, цветных полосах, в дальнейшем можно увести его на внутренние страницы». Цветной модуль в газете «Автоклуб» стоит 6 тыс. руб., публикация в тематических таблицах — 250 руб.
Наибольшую отдачу, по мнению специалистов, приносит адресная рассылка буклетов с информацией о фирме. «Если сервис планирует обслуживать автомобили определенных марок, можно рассылать рекламу владельцам только таких машин», — говорит г‑н Власенков.
За разработку дизайна полноцветного буклета, печать и рассылку 30‑тысячного тиража рекламные агентства берут порядка 45 тыс. руб.
Радиорекламу владельцы автомастерских считают малоэффективной. В начале 2000‑х гг. реклама на FM‑станциях имела наибольшую отдачу. Тогда радиостанций было всего 5, сегодня их — 20. Размещение на одной‑двух неэффективно, заказать рекламу на всех — нереально.
Не рекомендуют эксперты тратиться и на «наружку» — на участке дороги с интенсивным движением щит с рекламой нового автосервиса будет незаметен среди остальных билбордов. «Большинство автовладельцев привязаны не к сервису, а к конкретному специалисту, личный контакт с мастером очень важен. Когда мы начинали, мы размещали на щитах фотографии наших мастеров и сопровождали их слоганом «Вы знаете нас, мы знаем вас». Сегодня, к сожалению, это не сработает — ваш щит просто потеряется в массе других», — говорит г‑н Власенков.
Совет от автосервиса «Канон‑АС»
Если вы рассчитываете привлекать корпоративных клиентов, к примеру, крупные бюджетные организации с автопарком из иномарок сегмента middle и middle‑up, рекомендую получить сертификацию — чиновники отдают предпочтение автосервисам, имеющим подобный документ. Сертификат выдает Федеральное агентство по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ) при представлении необходимого пакета документов — заключений СЭС, Госпожнадзора, Ростехнадзора и экологического паспорта. Цена вопроса — 20 тыс. руб.
Если вы рассчитываете привлекать корпоративных клиентов, к примеру, крупные бюджетные организации с автопарком из иномарок сегмента middle и middle‑up, рекомендую получить сертификацию — чиновники отдают предпочтение автосервисам, имеющим подобный документ. Сертификат выдает Федеральное агентство по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ) при представлении необходимого пакета документов — заключений СЭС, Госпожнадзора, Ростехнадзора и экологического паспорта. Цена вопроса — 20 тыс. руб.
Когда окупятся вложения?
Стоимость обслуживания рассчитывается из цены нормо‑часа, установленного компанией‑производителем автомобиля. Для иномарки — 700 рублей. Обычно пост загружен на 75%. Ежедневно через него проходит 3 автомобиля со средним чеком 1500‑2000 руб. Таким образом, дневная выручка с каждого поста составляет 5250 руб. Рентабельность успешных автосервисов может достигать 80%, однако на большинстве СТО она не превышает 40%. Срок окупаемости автомастерской, по словам владельцев, — полтора‑два года.