Меню

Первые среди вторых

Перспективы развития Казани прозрачны и понятны каждому инвестору. На фоне столицы остальные города остаются темной лошадкой, презентуя потенциал не города, а отдельных предприятий. «ДК» решил повн

Перспективы развития Казани прозрачны и понятны каждому инвестору. На фоне столицы остальные города остаются темной лошадкой, презентуя потенциал не города, а отдельных предприятий. «ДК» решил повнимательнее присмотреться к пяти наиболее развитым городам Татарстана — Набережным Челнам, Альметьевску, Нижнекамску, Елабуге, Зеленодольску.

Основной объем инвестиции так же, как и наибольшие налоговые отчисления в казну республики, прерогатива не столицы, а «вторых» городов Татарстана: Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска. Как отмечает Марат Сафиуллин, руководитель Управления ФНС России по РТ, сегодня бюджетная система Татарстана формируется чуть более чем на половину нефтяными компаниями. Причем 53% поступлений в бюджет обеспечивают альметьевская Татнефть и 32 малые нефтяные компании. Значительная часть отчислений приходится на остальные градообразующие предприятия республики.

Несмотря на развитость бюджетообразующих предприятий, инвестиции достаются не всем городам.

Большой куш Набережных Челнов

Увеличить

Второму по величине городу республики пришлось сложнее остальных в период кризиса. Остановившееся производство на автогигианте «КАМАЗ» практически парализовало город. Однако именно тяжелое положение автограда помогло привлечь дополнительные денежные вливания в местную казну. Самая крупная победа города за последние годы — его включение в список 27 поддерживаемых государством моногородов. Выбранным городам федеральные власти посулили 10 млрд руб. бюджетных субсидий напрямую и еще 10 млрд руб. в виде трехлетних кредитов. Автоград заявил в предлагаемом федеральным властям инвестиционном плане, проекты аж на 39,5 млрд руб. и 34 млрд руб. ему одобрили. В том числе производство синтетического сапфира для оптоэлектроники, производство инновационных автоматизированных железнодорожных сортировочных комплексов, индустриальный парк строительных материалов и технологий «Квад-ро», национальную кухню в наноупаковке «Здоровье нации». А также заявлена реконструкция уже функционирующих предприятий. Например, только на реконструкцию птицефабрики «Челны-Бройлер» город попросил 4,3 млрд руб. А в программе еще заявка на капитальный ремонт жилого фонда (900 млн руб., из которых 476 млн руб. только на модернизацию лифтового хозяйства), программу по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (130 млн руб.) и многое другое. Всего 153 проекта. Инвестиционный план готовился еще экс-мэром автограда Ильдаром Халиковым, ныне возглавляющим Правительство РТ. По его замыслам, реализация всех заявленных проектов к 2015 г. позволит создать и сохранить в Набережных Челнах более 53 тыс. рабочих мест. А вопрос безработицы в городе стоит по-прежнему крайне остро.

Эти инвестиции хотя и ключевые, но не единственные для предприятий города. Так, ЗАО «Челныводоканал» выиграл грант Международного банка реконструкции и развития на 750 млн руб. и в августе-сентябре получит первые 20% от суммы. Благодаря гранту водозабор в Набережных Челнах должен перейти с открытой системы на закрытую. Примечательно, что это единственное предприятие в России, защитившее свой проект перед МБРР на 97%.

Однако у такого активного привлечения инвестиций есть большой недостаток — растут долги города. По данным депутата постоянной комиссии по экономической политике и бюджету Айдара Камалетдинова, в бюджете Челнов на текущий год на погашение кредитов заложено лишь 105 млн руб. А сумма задолженности уже на начало года превышала возможности по выплатам в несколько раз. Так, на 1 января внутренний долг городского бюджета автограда достигал 455 млн руб., а задолженность муниципальных предприятий — 185 млн руб. Итого 641 млн руб. долгов. Эти долги город накопил еще с 90-х.

Благодаря поддержке республики в прошедшем году Набережные Челны погасили долги в социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся в 1996-1998 гг., на сумму 194,7 млн руб. Однако оставшиеся 262 млн руб. необходимо было погасить силами города. Отсутствие дополнительных доходов в городском бюджете не позволило закрыть эту кредиторскую задолженность, которая с учетом пени и штрафов к началу года достигла 332 млн руб. — основную часть долга автограда.

Эксперты полагают, что отчасти проблемы города связаны с плохим развитием предпринимательства и малой активностью муниципальных властей в этом направлении. Экономика города по-прежнему остается слишком зависимой от успехов КАМАЗа. Показательной оказалась ситуация, когда автогигант встал и в Челны поступали федеральные средства на поддержку населения. По мнению многих аналитиков, эти средства были потрачены впустую. «Я был удивлен, узнав, что большая часть федеральных средств направлена на оплату общественных работ, — вспоминает Александр Салагаев, директор Центра аналитических исследований и разработок. — Мне казалось, что они должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы — быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий».

Нужно развивать не только производство, но и инфраструктуру

Ильдар Халиков
премьер-министр Республики Татарстан

Безусловно, стратегическое преимущество республики — наличие собственной сырьевой базы, вокруг которой и построены большинство крупных городов республики. Правительство будет продолжать политику стимулирования активных инвестиционно-инновационных процессов, связанных с разработкой и внедрением новых технологий в области нефтедобычи. В Татарстане уже производится более 28% нефтехимической продукции Приволжского Федерального округа и порядка 13% от общероссийского производства. Существенный прорыв — строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане.

Однако республика должна быть сильна не только промышленным комплексом. Большинство городов республики страдает от плохой инфраструктуры. Особое внимание правительство будет уделять дальнейшему расширению в республике жилищного строительства. Мы ставим задачу сохранить лидерство республики в этой отрасли. Приоритетными задачами в социальной сфере правительство считает снижение экономической дифференциации населения и сокращение бедности. Основное внимание при этом будет уделено росту доходов населения, созданию эффективных рабочих мест.

Еще одной инфраструктурной составляющей республики, определяющей качество человеческого капитала, становится здравоохранение. В городах республики получит дальнейшее развитие высокотехнологичная медицинская помощь.

В Набережных Челнах уже построен третий высокотехнологичный медицинский центр. В дальнейшем качество медицины будет повышаться и в других районах.

Увеличить

Города ждут резидентов

Остальные города республики в последние годы стремятся заполучить с помощью проектов Правительства республики на свою территорию крупных промышленных резидентов. Но это удается не всем. Нижнекамск живет развитием нефтеперерабатывающего комплекса. Елабуга создает туристический оазис Камские Поляны. Особая экономическая зона «Алабуга» становится самостоятельным проектом — промышленным городом, который и собирает основных резидентов. Инвесторов привлекают льготные условия для развития производства. В результате на ее территории уже обосновались 8 резидентов, в числе которых крупные мировые корпорации Isuzu, Fiat, ROCKWOOL, строится завод по производству кислорода и азота «Эр Ликид Алабуга». Туда же идут турецкие инвесторы с мировым именем: концерн Sisecam вкладывающий $325 млн в производство листового стекла, и Kastamonu Entegre — в производство древесно-плитной продукции.

Даже сеть ресторанов «Макдоналдс», заявив о намерении продолжить экспансию на восток России через Татарстан, добавила, что планирует строительство в особой экономической зоне «Алабуга» крупного распределительного центра (РЦ) с производством полуфабрикатов для организации поставок в рестораны Тюмени.

Единственная выгода для остальных городов республики от соседства с «Алабугой», помимо трудоустройства своих специалистов, — в возможности поставок своего сырья для нужд предприятий. И хотя конкретных договоренностей пока нет, чиновники идею поддержки местных производителей лоббируют. Так, замминистра промышленности и торговли Татарстана Олег Власов предложил компании «Макдоналдс» в обмен на право реализовывать свой бизнес «определенные взаимоотношения с теми производителями, в которые регион и правительство республики вкладывают миллиарды инвестиций». Чиновник отметил тогда, что сегодня предприятия республики «производят продукты и полуфабрикаты, которые предлагаются европейским ресторанам», заверив руководство «Макдоналдс» в необходимости сотрудничества.

«Вторые» города на собственной территории также реализуют проекты, но привлекательными для массового инвестора их не назовешь. В основном они касаются модернизации имеющихся предприятий, строительства новых городских и жилых объектов. Инвесторы, в основном банки с государственным участием, вкладывались в строительство, но до кризиса, да и не во все города. Преимущественно выбор банкиров падал на Челны. Строительство коммерческой недвижимости там профинансировал и Банк «ВТБ» и «АК БАРС» Банк. Сегодня и в автограде финансирование новых проектов инвесторами не начинается.

Города остановили строительство

Наименьший удар кризис нанес на экономику Альметьевска, ключевое предприятие которого исправно отчитывается о хороших показателях добычи нефти и продолжает «кормить» большую часть населения города. Однако остальные рынки, по словам экспертов, в этих промышленных городах развиваются медленно. Например, в Альметьевске и Нижнекамске не ведется строительство жилых домов, и спрос на покупку недвижимости в этих городах небольшой. Андрей Савельев, директор АН «НЛБ-Недвижимость» рассказал, что альметьевцы уже давно предпочитают покупать недвижимость в Казани, в том числе и с целью инвестирования свободных средств.

В качестве противопоставления он привел в пример Набережные Челны, которым в кризис пришлось сложнее всех городов республики. В Набережных Челнах жилая застройка ведется, в город приходят все больше казанских девелоперов. «Уже строит Татстрой, «Фон»», — отметил он. Из намеченных к сдаче на 2010 г. 200 кв. м жилья за первые три месяца года в автограде сдано 44 тыс. кв. м.

По оценкам риэлторов, несмотря на то, что в 2008 г. в автограде обанкротилось 18 предприятий, а остановка автогиганта спровоцировала рост безработицы до 16 тыс. человек, покупательский спрос на жилье в городе есть. Кроме того, в Челнах как ни в каком другом городе республики растут цены на недвижимость. По данным агентства «МИАН», по итогам 1 квартала 2010 г. в Челнах цены на новостройки выросли на 2,5%, а на вторичном рынке — на 4,5%. В то время как в Казани этот рост не превысил и 1%.

Определенный спрос на жилье сохраняется в Зеленодольске. «Сюда в основном приезжают переселенцы. Причем в основном не из Татарстана. Для них Зеленодольск — это удаленный район Казани и цены на жилье их устраивают», — отметил Андрей Савельев.

Анна Саушина

Бюджет Казани превышает сумму бюджетов всех городов РТ

Социально-экономические характеристики крупнейших городов Республики Татарстан


Город

Годовой бюджет, млн руб.

Глава администрации

Год основания

Площадь, кв. м

Население

Основные отрасли

1

Казань

32 700*

Ильсур Метшин

1005 г.

613

1 136 566

машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность

2

Альметьевск

5 407

Ришат Абубакиров

1953 г.

41

142 143

нефтедобыча, нефтегазопереработка

3

Набережные Челны

4 163

Василь Шайхразиев**

1930 г.

171

508 700

машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность

4

Нижнекамск

1 860

Айдар Метшин

1966 г.

61

227 211

нефтехимическая, нефтеперерабатывающая и энергогенерирующая промышленность

5

Зеленодольск

249

Сергей Батин**

1932 г.

37,73

99 116

машиностроение, судостроение

6

Елабуга

190

Валерий Чершинцев**

1780 г.

18,4

70 505

нефтедобывающая промышленность, машиностроение, производство бытовой техники. С декабря 2005 г. на территории Елабужского района открыта ОЭЗ «Алабуга».

* в графе «Годовой бюджет» приводится сумма доходов и расходов городских бюджетов за 2009 г. , ** Исполняющий обязанности

Источник: данные официальных порталов городов

Топ-6 инвестгородов татарстана*

Нижнекамск

Объем инвестиций

88,7** млрд руб.

Комплекс глубокой переработки

Объем инвестиций: 88,5 млрд руб.

Заказчик: ОАО «ТАИФ»

Описание проекта: переработка высокосернистых тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода в светлые высокорентабельные нефтепродукты

Производство АБС-Пластиков

Объем инвестиций: 2,78 млрд руб.

Заказчик: ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Описание проекта: производство АБС-пластиков на свободных площадях Нижнекамскнефтехима, мощность установки составит 60 тыс. т в год

Переработка нефти

Объем инвестиций: 1,66 млрд руб.

Заказчик: ОАО «ТАИФ-НК»

Описание проекта: переработка высокосернистых тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода в товарные высокорентабельные нефтепродукты

Создание топлива «Евро-5»

Объем инвестиций: 900 млн руб.

Заказчик: ОАО «ТАИФ-НК»

Описание проекта: получение высококачественных моторных топлив стандарта «Евро-5» (автомобильного и дизельного)

Альметьевск

Объем инвестиций

18,9 млрд руб.

Жилой комплекс «Алсу»

Объем инвестиций: 5 млрд руб.

Заказчик: МУ «Земельная инспекция Альметьевского муниципального района»

Описание проекта: строительство малоэтажного жилья общей площадью 275,8 тыс. кв. м, с планируемым количеством жителей более 12 тыс. чел., строительство школы и детского сада на 270 мест, детских и спортивных площадок

Очистные сооружения

Объем инвестиций: 1,3 млрд руб.

Заказчик: ОАО «Альметьевск-Водоканал»

Описание проекта: строительство новых очистных сооружений канализации мощностью 75 тыс. кв. м3 / сут.

Станция доочистки воды

Объем инвестиций: 659 млн руб.

Заказчик: ОАО «Альметьевск-Водоканал»

Описание проекта: строительство новых сооружений мощностью 90 тыс. кв. м.3/сут.

Объездная дорога

Объем инвестиций: 566 млн руб.

Заказчик: ГУ «Главтатдортранс»

Описание проекта: протяженность дороги – 5,477 км, предусмотрено кольцевое пересечение с автомобильной дорогой Альметьевск-Старое Шугурово

Набережные Челны

Объем инвестиций

10,6 млрд руб.

Жилой район «Прибрежный»

Объем инвестиций: 14 млрд руб.
80% — собственные средства

Заказчик: администрация города

Описание проекта: жилой комплекс в центральной части города на берегу Нижнекамского водохранилища

Поселок на Орловском поле

Объем инвестиций: 2,2 млрд руб.

Заказчик: администрация города

Описание проекта: комплексное освоение Орловского поля, строительство поселка и его включение в пилотный проект «Малоэтажная Россия»

Элитный жилой поселок
«Грин-Лайн»

Объем инвестиций: 1,7 млрд руб.

Заказчик: администрация города

Описание проекта: строительство в городской черте элитного индивидуального жилого поселка вдоль береговой линии

Создание оконной фурнитуры

Объем инвестиций: 700 млн руб.

Заказчик: ООО «Сатурн»

Описание проекта: создание производства поворотно-откидной оконной фурнитуры

Производство вездеходов

Объем инвестиций: 240 млн руб.

Заказчик: ООО «НПО «Атон-Импульс»

Описание проекта: инициаторы проекта разработали вездеходное транспортное средство, получили международный VIN производителя и готовы к запуску производства

Зеленодольск

Объем инвестиций

2 млрд руб.

Комплексная застройка
«Зеленый дол»

Объем инвестиций: 75 млрд руб.

Заказчик: ОАО «Ипотечное агентство РТ»

Описание проекта: комплексная жилая застройка между Казанью и Зеленодольском

«Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический комплекс»

Объем инвестиций: 11,58 млрд руб.

Заказчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ

Описание проекта: проект создаст условия для максимального привлечения грузопотоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территории РФ (запад-восток, север-юг), а также минимизирует затраты на перевозки

«Зеленодольский фанерный завод»

Объем инвестиций: 1,4 млрд руб.

Заказчик: «Зеленодольский фанерный завод»

Описание проекта: модернизация завода, увеличение объема экспорта продукции за рубеж свыше 70%

Добыча и фракционирование песка

Объем инвестиций: 221,1 млн руб.
30% — собственные средства

Заказчик: ОАО «Золотой Остров»

Описание проекта: по проекту предусмотрена организация добычи песка и производства по его фракционированию для литейной, стекольной и строительной отраслей

Елабуга

Объем инвестиций

1,7 млрд руб.

Строительство горнолыжного спуска

Объем инвестиций: 610 млн руб.

Заказчик: «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий»

Описание проекта: строительство комплекса, в который входят многофункциональное здание с насыпной горой, гостиница, лобби-бар, конференц-зал, прогулочная площадка, бар для горнолыжников

Диагностический центр
со стационаром

Объем инвестиций: 500 млн руб.

Заказчик: «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий»

Описание проекта: лечебно-диагностический медицинский центр, включающий лаборатории, стационар, подсобные помещения

«Камские Поляны»

Объем инвестиций: 270 млн руб.

Заказчик: «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий»

Описание проекта: туристско-оздоровительный парк на берегу реки Кама и острове Свиногорском. Планируется строительство гостиничных и обслуживающих зданий, организация конного, рыболовного, охотничьего и других видов туризма

Александровский сад

Объем инвестиций: 8,3 млн руб.

Заказчик: «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий»

Описание проекта: реставрационные работы в парке площадью 6,14 га

Чистополь

Объем инвестиций

0,97 млрд руб.

Строительство молочного
комплекса

Объем инвестиций: 200 млн руб.

Заказчик: ООО АПК «Чистое поле»

Описание проекта: строительство второй очереди молочного комплекса на 1200 голов в с. Александровка

Кондитерское и макаронное
производство

Объем инвестиций: 43,1 млн руб.

Заказчик: ОАО «Чистопольский хлебзавод»

Описание проекта: расширение производства кондитерских и макаронных изделий

Молочный комбинат

Объем инвестиций: 26,2 млн руб.

Заказчик: ОАО «Чистопольский молочный комбинат»

Описание проекта: реконструкция устаревшего оборудования

Производство пластмассы

Объем инвестиций: 15 млн руб.

Заказчик: ООО «Восток-Амфибия»

Описание проекта: литье пластмасс на производстве ООО «Восток-Амфибия»

* В рейтинге представлены инвестиционные проекты, реализауемые и планиуремые на территории городов РТ
** Объем инвестиций в основной капитал в 2009 г.

Источник: Министерство экономики РТ