Меню

Рамиль Хайруллин, вице-президент ФАР: Обращаюсь к мэру Казани лично

С нового года Рамиль Хайруллин занял должность вице-президента Федерации Автовладельцев России. Со стороны общественности он комментирует активность городских властей по организации движения в Казани.

И чиновники, и общественники не устают хвалить новые дороги, построенные к Универсиаде. Рамиль ХАЙРУЛЛИН - не исключение. Но он призывает смотреть на ситуацию шире - центральные улицы в порядке, но город фактически не занимается периферией и перекладывает ответственность за состояние этих дорог.

Безопасности движения так и нет

Состояние дорог в Казани за последнее время улучшилось в разы. Так, недавние исследования, во время которых были опрошены десятки тысяч автомобилистов из 15 крупнейших российских городов, показали, что магистрали в столице Татарстана по качеству даже превосходят аналогичные в Москве и Санкт-Петербурге. Не отметая достигнутых результатов, ФАР пытается внедрить жизнь множество недорогих мер, которые могут еще существенно улучшить ситуацию.

На что автомобилисты Казани жалуются чаще всего?

- Жалобы в основном одни и те же. Качество дорог, страховые компании, занижающие выплаты, работа ГИБДД – это основная масса обращений в ФАР. Хотя ГИБДД в последнее время, конечно же, изменилось. Это и внутренняя дисциплина (регистраторы в патрульных авто не дают вести себя по-хамски), большая уверенность самих автомобилистов, которые стали более уверенными в себе и грамотными. У каждого второго авто в машине установлен видеорегистратор, который и расставляет все точки над i. Повального как было раньше нарушений правил дорожного движения самими сотрудниками инспекторами сейчас наблюдается мало. Тут, конечно, играет большую роль главы ГИБДД Рифката Минниханова, который давал ход расследованиям по тем видеоматериалам, что направляли ему водители. Вообще то, что раньше можно было скрыть – сейчас сделать практически невозможно.

После Универсиады, наверное, большую критику на качество дорог вы уже не получаете?

Конечно, новые развязки сняли большое число проблем. Но они же создали другие. Пробки плавно перетекли чуть дальше от развязок, и вообще развязки решают проблему на короткий срок. Необходимо где это возможно расширять проезжие части, наносить ясную и видимую разметку независимо от времени года. Конечно, к дорожным службам претензии никогда не закончатся. То, как они ремонтируют дороги, уже даже не смешно. И это очень плохо. Стало нормой проводить ремонт в дождь или в снег, расковырять только что отремонтированную дорогу. А нанести разметку не по ГОСТу – это вообще отдельная история. Такое ощущение, что их просто взяли и отменили.

И все же, Казань всегда ругали за качество дорог, и вот недавно она вошла в рейтинг городов с лучшими дорогами. Это незаслуженная оценка?

- Благодаря Универсиаде дороги у нас, конечно же, изменились в лучшую сторону. Так что мы вполне заслуженно ушли с последних мест рейтингов. Но на второстепенных дорогах качества как не было, так и нет до сих пор. Есть немало дорог, которые не ремонтировались десятилетиями. Их, периферийные дороги и промзону, почему-то считают неважными и ненужными для нас автомобилистов. Даже больше скажу, мэр предложил, чтобы эти дороги ремонтировались силами тех предприятий, которые на этой дороге работает. Правда, от налогов освободить за это он предложить забыл. Ситуация очень интересная складывается: компании должны отдать казне налоги и сборы и еще они же должны обслуживать и ремонтировать дороги.

В минувший год в Казани также был введен комплекс довольно жестких мер: отмена левых поворотов на крупнейших улицах, повальный запрет на парковку в центре. Такую деятельность городских властей вы тоже считаете неэффективной?

- Нет, это действительно эффективно. Что касается отмены левых поворотов, то мы в свое время тоже предлагали эту меру для улучшения дорожной ситуации в Казани. К этому просто нужно привыкнуть. Сделать три правых поворота проще и быстрее, чем стоять и ждать пока несколько авто совершат один левый поворот. На самом деле количество тех, кто едет прямо всегда больше, чем количество поворачивающих. Думаю, пройдет некоторое время, и автомобилисты привыкнут и будут воспринимать это как благо. По паркингам отдельная история. Они есть и это здорово! Но о них нет достаточной информации. Нет информации на дорогах о наличии ближайших трех-четырех паркингов, количестве мест и стоимости в час. На то, чтобы установить информационные щиты, у властей города почему-то денег не нашлось, хотя это копеечные затраты. Между тем именно хорошей подачей информации большая часть проблем была бы снята, ведь на вопрос – что вам мешает оставлять свое авто на паркингах? Ответ один – а где они? Такое ощущение, что максимально утаивают от нас информацию, чтобы мы ничего не знали. А потом жалобы – паркинги заполнены на треть или наполовину.

Информацией основные проблемы организации дорожного движения в Казани не решить…

- На мой взгляд, информирование сильно улучшит ситуацию. Допустим, изменилась организация движения на данном перекрестке – мало водителей знают заранее и многих ставят просто перед фактом уже на самом перекрестке. На информационных щитах можно предупредить водителя о дорожной ситуации, что изменилась схема движения, что левые повороты отменены, как размечены полосы на перекрестках с более чем одной полосой движения. Причем они должны быть установлены заблаговременно до перекрестка и дублироваться несколько раз. Эти очень полезные знаки сняли бы очень много вопросов по поводу как на данном перекрестке организовано дорожное движение.

Мы видим, что движение в эту сторону идет. Какие проблемы вы считаете для Казани совсем не решеными?

Это безопасность движения. К примеру, на пешеходных переходах совсем отсутствует освещение. Мы предлагали освещать не пространство вокруг перехода, а непосредственно сам переход. Пешехода лучше видно и водитель вовремя успеет притормозить или снизить скорость. Встречные потоки на многополосных дорогах необходимо разделять отбойниками, чтобы физически не было возможности совершить выезд на «встречку» и избежать лобовых столкновений, при которых у водителей шансов выжить практически нет. Необходимо ставить вдоль дорог ограждения, чтобы не давать пешеходам переходить дорогу там, где им вздумается. Также мы предлагали сделать движение в центре города односторонним по максимуму. В этом случае решается сразу несколько проблем: увеличивается пропускная способность потока, решается проблема левых поворотов, а также проблема с парковкой вдоль дорог. Также на дорогах с более чем четырьмя полосами пешеходные переходы должны быть регулируемыми. Хватит уже пешеходам играть в рулетку – перейду или нет, пропустят или нет. Эти идеи, которые мы доносили до властей, как и многие другие по улучшению ситуации в городе, не нашли своего применения. Казань так и не стала безопасной для всех участников дорожного движения.

Одной из обсуждаемой мер по повышению безопасности называли снижение разрешенной скорости до 40 км/ч в городе. Это должно сработать?

- Это обсуждение появилось после инициативы депутата Вячеслава Лысакова о введении ненаказываемой штрафом погрешности превышения скорости в 20 км/ч, которая, на мой взгляд, является чистой воды бредом. Как при нашем стиле вождения и полной безнаказанности можно делать такие «подарки»? В итоге подарок был принят: фактически скорость в городе выросла до 80 км/ч. Это разве нормально? И вполне естественно, что статистика аварийности поползла вверх. А бедные пешеходы теперь практически остались без единого шанса выжить при наезде авто мчащегося со скоростью 80 км/час.  Поэтому я понимаю Рифката Минниханова, который ратует за снижение разрешенной скорости в городе до 40 км/ч. Но ФАР была одной из сил, которая воспротивилась снижению разрешенной скорости, потому что мы считаем, что нужно отменить погрешность, а не вводить новые ограничения.

Развязки есть, диалога - нет

ФАР по словам г-на Хайруллина всегда ищет возможности выстроить диалог с властями. Но общение идет со скрипом - инициативы разбиваются о законодательство, и претворение в жизнь инициатив становится возможным на личных связях - ФАР сдружился с главой ГИБДД по РТ Рифкатом Миннихановым. При этом городские власти саботируют работу даже суда, сетует г-н Хайруллин.

В свое время ФАР объявлял об охоте на водителей-нарушителей ПДД с помощью видеорегистраторов. Каковы итоги?

- Увы, наша идея разбилась о наше же законодательство. Немало водителей включилось в проект. Но процесс привлечения к ответственности автохама и нарушителя оказался совсем не прост. Мало просто прислать видео в ГИБДД, необходимо туда прибыть и написать заявление. Так что наш проект разбился о бюрократию. И очень жаль, потому что когда начнутся массовые съемки с последующей отправкой в ГИБДД и с реальным привлечением виновников к ответственности только тогда каждый водитель почувствует, что на дороге он не может вести себя как захочет. И только совместными усилиями (водители и ГИБДД) мы и сможем навести порядок на дорогах. Мы не раз выходили с предложениями максимально упростить подачу материала и привлечения к ответственности водителя, однако это пока так и осталось только лишь инициативой.

Как происходит взаимодействие ФАР с властями?

- ФАР наладил очень неплохие отношения с ГИБДД РТ и Казани: мы сейчас можем напрямую обратиться к руководству ГИБДД или лично к Рифкату Минниханову с той или иной проблемой или предложением. А вот городские власти до сих пор никаким образом на прямой контакт с нами не идут. Пока мы можем донести до властей города те или иные проблемы или предложения только через СМИ или официальным письмом. Но это время. А есть проблемы, которые необходимо решить быстро. Увы, наши городские власти даже не утруждают себя исполнять решения суда. Например уже в октябре 2013 г. вступило в силу решение Верховного суда Татарстана о том, что исполком Казани обязан выполнить ремонт дороги по ГОСТам, но оно до сих пор не исполнено. Для сравнения по отношению к водителям судебные приставы начинают применять все методы для принуждения их исполнения. Те же самые неоплаченные штрафы. Нет денег – забирают имущество и точка. То есть когда исполком города нас всех отправляет в суд, то это как минимум цинично – чиновникам известно, что решение суда исполнено не будет. Поэтому мы обратились к законодателям, чтобы те в свою очередь выступили с инициативой о личной и персональной ответственности чиновников на местах за те или иные ошибки и промахи. Хочется обратиться к мэру лично:  Уважаемый Ильсур Раисович! Неоднократно приходилось наблюдать картинку в СМИ как Вы ругаете судебных приставов-исполнителей, что они плохо работают с должниками...Самый главный должник - это ИКМО г.Казани, который не исполняет решения судов...Вы собираетесь через судебных приставов воздействовать на исполком или решения судов обязаны исполнять только рядовые граждане?

Подготовил: Василий Андреев

Читайте также интервью с Айдаром Абдулхаковым, главой Комитета по транспорту исполкома Казани