Меню

Сергей Миров: У меня клинический бизнес-кретинизм

По идее организаторов название «Сотворение мира» должно отражать оба значения слова «мир». На сцене фестиваля встречаются как граждане не слишком дружественных стран, например, Сербии и Хорватии, и

Генеральный продюсер казанского фестиваля «Сотворение мира» Сергей Миров рассказал «ДК», почему практически ничего не заработал на празднике в этом году и будет ли проводить фестиваль в следующем.

По идее организаторов название «Сотворение мира» должно отражать оба значения слова «мир». На сцене фестиваля встречаются как граждане не слишком дружественных стран, например, Сербии и Хорватии, или Израиля и Палестины, так и представители различных религий, и даже различных музыкальных жанров и школ.
В прошлом году звездами фестиваля были Кейт Эмерсон, Патти Смит, Земфира*, «Машина времени». В этом— «Мумий Тролль», Kultur Shock (Босния и Герцеговина), украинская группа «Вопли Видоплясова» и грузинка Нино Катамадзе.
Казанский фестиваль в прошлом году собрал около 150 тыс. зрителей, в этом— более 200. Уже второй год «Сотворение мира»— главное культурное событие городской жизни, а может, и всего многонационального музыкального мира
Какие мотивы побудили вас сделать «Сотворение мира»?
— Ха-ха, интересно вопрос сформулирован На самом деле идея подобного фестиваля довольно давно витала в воздухе. Например, была программа Ришада Шафи (лидер туркменской джазовой группы «Гюнеш».— Прим. ред.), где играли индусы, грузины, арабы. Еще ранее был блестящий проект Питера Гэбриэла под названием «One world— one music», где гениально стыковались композиции людей, играющих на разных континентах, в разных жанрах. И тогда стало понятно, что разные законченные произведения в музыке, если их правильно составить вместе, могут явить собой новое произведение. Ну и, наконец, творчество израильско-палестинской группы «Белый флаг». Я понял, что именно музыканты могут объяснить всему миру, что существует возможность не воевать даже тем народам, которые делали это поколениями, веками. Вот после всего этого возникла идея «Сотворения мира», и не только идея, а идеологическая база. Я задумался о месте, и тут Андрей Макаревич* мне рассказал, что есть в Казани Кремль, а в нем рядом— мечеть и православный храм. Мы приехали, и после того, как увидели все собственными глазами и получили гарантии того, что под стенами Кремля можно поставить сцену, образ фестиваля сложился целиком и полностью.
После такой предыстории сложно разглядеть у вас какие-то меркантильные интересы, но, тем не менее, вы продюсер фестиваля, а у нас деловой журнал
— Естественно, цель заработать присутствует у любого человека. На что-то надо есть, семью кормить и т.д. Но я могу признаться в тотальном, клиническом бизнес-кретинизме. Он заключается, в первую очередь, в том, что когда начинаешь какое-то дело, для хороших людей хочется сделать все бесплатно, а плохой человек все равно обманет. Тем не менее, мысль о том, чтобы получить выгоду с этого фестиваля, конечно же, была, и она до сих пор есть.
И что? Не удалось ни на первом, ни на втором?
— Насколько я знаю, продюсеры подобных мероприятий за один такой фестиваль могут себе построить дом. Я, к сожалению, с первого фестиваля такого не сделал. Ну, заработал какую-то сумму, которая позволяла несколько месяцев хвастаться проведенным мероприятием. Что касается второго фестиваля, и сейчас нахожусь фактически в минусе. Когда мы поняли, что экономика не успела приподняться к нашему фестивалю, что мы размахнулись на достаточно дорогих артистов, и в смету они не укладываются, чтобы не ронять уровень фестиваля, мы практически отказались от своих интересов. Мы объяснили казанскому оргкомитету, что в этом году практически ничего не заработали, поэтому очень рассчитываем на то, что когда у вас будет возможность, вы сможете нас отблагодарить. Пока этого не произошло. Обиды нет, есть только надежда.

Артисты готовы петь бесплатно
Оргкомитет фестиваля возглавляет мэр Казани Ильсур Метшин. Он давний поклонник группы «Машина времени», несколько раз принимал Андрея Макаревича* в Казани и однажды даже спел с ним на одной сцене. Андрей Макаревич* стал президентом и постоянным участником фестиваля. Сергей Миров рассказал, что в Казани ему повезло с единомышленниками.
Расскажите, как шли переговоры с казанской мэрией? Это было совпадение идей, музыкальных вкусов, или в основном стремление продвинуть город?
— Просто сошлись несколько людей в одном месте в нужное время со схожими интересами. Я как человек, выросший в Москве, очень любящий свой город, при этом много работавший с Петербургом, могу сказать, что амбиции в этих городах очень сильно поутихли, и люди по большей части работают на свой собственный карман. Меценатов, за исключением тех, кто содержит своих любовников и любовниц, практически нет. У высоких людей нет амбиций в хорошем смысле этого слова, в Казани они есть. Ильсуру Метшину нужно было поднять город на такой уровень, на котором он еще не был, официально доказать, что Казань— третья столица России.
А были артисты, которые отказались участвовать? По экономическим или политическим причинам?
— Отказов не было. Другое дело, что некоторые не смогли сопоставить сроки и возможности. Более того, музыканты выставили свои самые низкие расценки. Особенно в этом году— все работали за гонорары значительно меньше своего среднего уровня, в том числе Ману Чао— музыкант мирового уровня. Совсем бесплатно предложил отработать Шевчук, но мы не приняли его предложения, потому что он лично за идею отработать может, но у него есть музыканты, которые должны получать зарплату, не из своего же кармана он будет оплачивать им работу!
А каков сейчас средний уровень гонораров?
—- Про наших не хочу говорить, скажу вообще. Уровень музыкантов высшего эшелона, таких как Стинг, Элтон Джон, меньше миллиона долларов сейчас практически не опускается.
Но у нас таких не было...
— Как вам сказать, обычный гонорар Ману Чао — это полмиллиона. У нас он работал значительно дешевле. Вы знаете, конкретные цифры не являются по большому счету секретом, но их нельзя оглашать, потому что люди, которые хотят пригласить артиста на следующее выступление, могут ему попенять, мол, а почему вы в Казани работали за другие деньги?
По неофициальным данным, бюджет фестиваля в прошлом году составил $2 млн. В этом году говорили, что в два раза меньше— значит, около миллиона. Эти суммы верны? И кто оплачивает фестивали?
— Могу подтвердить, что нынешний фестиваль был дешевле первого в два раза. А откуда деньги, не имею ни малейшего представления. Это казанская мэрия договаривалась с партнерами, со спонсорами, с рекламодателями.
Уровень шоу-бизнеса отражает ситуацию в стране
Первый фестиваль «Сотворение мира» состоялся через две недели после начала грузино-осетинского конфликта. Организаторы вспоминают, что один человек из состава группы «KTU» отказался ехать в Россию из политических соображений. На финальном банкете Сергей Миров произнес: «Существует не та Россия, о которой вы читаете в ваших газетах, и не те мусульмане, о которых вам рассказывают ваши телеканалы. Вы видите дружелюбный город, чудесную атмосферу, куда можно ехать, расскажите об этом!» Тогда Киммо Пойхонен, солист группы «KTU», рассказал, что все музыканты группы, не сговариваясь, отправили электронные письма другу, который остался. И все письма дословно повторяли одно и то же: «Дурак ты!»
В России фестиваль заметили?
— Вы же в России достаточно давно живете, понимаете, что к чему. Пока будет возможно, этот фестиваль будут стараться не замечать. Но поздравление от Президента России пришло и на первый фестиваль, и на второй. Сейчас уже огромное количество музыкантов и продюсеров посылают заявки на следующий фестиваль. При этом все наши могучие телеканалы делают вид, что нас нет. Если признать значимость такого события, как «Сотворение мира», это будет означать, что тот шоу-бизнес, который они высасывают из пальца, весит и стоит значительно меньше. Вот и все. Значит, нужно продолжать делать вид, что мы устроили маргинальное собрание непонятно для кого, непонятно для чего. Тогда еще несколько лет можно продержаться на собственных носиках-курносиках.
А как же «Крылья», «Максидром» и другие громкие фестивали? Впечатление, что они были замечены сразу.
— Нет, не сразу. Сколько лет уже они существуют? Достаточно давно, не два года Я вас уверяю, что на третий год мы, наверно, даже не будем никого просить, а будем выбирать из тех, кто предложит нам трансляцию. Что касается «Крыльев» и «Максидрома», то за эфиры, по крайней мере, первые, они платили телеканалам. Мы считаем, наше событие сильно, важно и значимо само по себе, а они, естественно, продолжают торговаться и ждут, когда же все-таки мы им дадим деньги.
Вы скептически относитесь к современному шоу-бизнесу
— Шоу-бизнес— абсолютное зеркало того, что происходит в стране. Проблема в том, что культура народа упала достаточно давно, а не за последние 20 лет. Я могу посетовать, что на протяжении всего советского времени любое западное достижение, особенно в культуре, отвергалось напрочь, и поэтому у нас не могло появиться рок-музыкантов мирового уровня. Негде, не у кого и не на чем было учиться. Вместо этого появлялись в основном самые худшие образчики западной поп-культуры— на радио, в телевизоре, на пластинках. Не возникло разумной системы ценностей. А вот попса наша выросла не из западной, а как раз из всего того, что мы слышали в 60-е, 70-е, 80-е годы. Рейтинг определяет все, наш шоу-бизнес зарабатывает деньги. Конечно, некоторые продюсерские объединения позволяют себе некоторые эстетские выходки. Они уже заработали себе достаточно, поэтому пробуют здесь и там. Очень сильно дает о себе знать государственный монополизм, сейчас шоу-бизнес и политика слились в одно. Необходимо стадо, и его воспитывают с помощью Евгения Петросяна.
«Сотворение мира» в Казани без участия политиков вряд ли бы состоялось
— К счастью, везде есть люди, которые пытаются что-то делать. Еще не все потеряно, особенно, если вспомнить, что Президент Медведев любит группу «Deep Purple».
Кто будет на следующем фестивале?
— Есть примерный список, но контракты пока не подписаны. Изъявил желание выступить сэр Пол Маккартни. Был в прошлом году разговор, но не было возможности пригласить его с полным цехом. Он, было, думал один с гитарой, но вся его продюсерская команда, весь менеджмент воспротивился, нужно ехать полным составом. Сейчас ожидается, что он будет у нас закрывать следующий фестиваль. В этом случае в других крупных хедлайнеров вкладываться не будем. Но есть еще одна история, дело в том, что мы разговаривали с Сашей Градским, и есть идея на фестивале «Сотворение мира» возродить группу «Скоморохи». Приедут те музыканты, которые сейчас живут в Штатах, Юра Фокин и др. Ему интересно, он очень хочет это сделать.
А в следующем году вы на чем планируете заработать?
— Да, есть идея открыть некий продюсерский рынок. Продакшн-компании будут в течение двух подготовительных дней в отеле, где мы будем жить, выставлять свои шоу-кейсы: раздавать альбомы своих артистов, представлять их возможности и т.д. Рынок бывшего СССР и вообще Евразии пока мало окучен. И Россия, и та же Туркмения, и Казахстан имеют огромное количество этнических артистов, на которых посмотреть негде. Хотим дать возможность привязать это к фестивалю «Сотворение мира». Не на большой сцене, а на нескольких малых сценах вне основной площадки, чтоб продавцы и покупатели в шоу-бизнесе имели возможность сойтись вместе. Причем главное не столько продавцов собрать, сколько потребителей— тех, кому интересно на это смотреть, а у нас таковых как раз достаточно. Вот на этом тоже планируем зарабатывать: если на фестиваль должен быть вход свободный, то за то, чтоб выставиться продюсерским компаниям, будут определенные ставки, и за то, чтобы провести сделку, тоже будет определенный процент. В России такого мало, а мы хотим заявить как событие международного масштаба под рабочим названием «Арт-брокер».
Сергей Миров
Директор НП «М-Продакшн» (Некоммерческое Партнерство по Содействию Творческим Проектам «Макаревич— Миров»).
Родился в 1958 г. в Москве.
Образование: в 1980 г. закончил МИНХ и ГП им. Губкина; в 1990 г. закончил училище им. Щукина.
Карьера: В 1987-1988 гг. — режиссер и участник рок-шоу-группы «ЗОДЧИЕ». С 1991 по 1999 гг. — автор, ведущий, режиссер, продюсер множества радио- и телепрограмм. 1997-2007 гг. — продюсер, автор и режиссер документальных фильмов, обозреватель еженедельника «Среда», «Новой Газеты». PR-менеджер, участник избирательных кампаний. Автор и режиссер программ на канале НТВ и ТВЦ («Дело хозяйское», «Рублевая зона», «Просто Марина», «Хоббиты», «Музыкальная История»), программы «Неформат» на «Радио Маяк».
Семья: Женат, есть сын.

«Сотворение мира» весит больше всего шоу-бизнеса, который высасывают из пальца

* - выполняет функции иностранного агента