Шестеро бизнесменов поделились с «ДК» опытом подбора офисов под аренду. Как выяснилось, у промышленников и представителям рынка услуг общая потребность – доброе отношение управляющих.
Промышленники и представители рынка услуг выбирают офис исходя из разных задач. Для продавцов услуг офис - лицо компании, а на предприятия люди со стороны, как правило, не попадают.
Сергей Никифоров, директор «ФБК-Поволжье»
В настоящее время мы офис не арендуем, нам повезло – появилась возможность выкупить арендованное помещение. И в первую очередь это было сделано не из соображений экономии на арендной плате, а для защиты инвестиций в свой бизнес. Ведь не секрет, что любой форсмажор в виде необходимости смены офиса (от чего арендатор никогда не застрахован) – это угроза. Это влечет за собой потерю клиентов, которые привыкли видеть компанию на определенном месте, доступной по определенным телефонам. Своим офисом мы довольны: оно расположено на пересечении крупных дорог, вблизи станции метро, но в то же время в довольно спокойном месте. Но если бы сегодня мне пришлось искать офис в аренду, первое, на что я обратил бы внимание, - это, конечно, парковка и только во-вторых географическое расположение. Инфраструктура для меня также важна и в первую очередь не для сотрудников, а клиентов.
Ярослав Муравьев, директор регионального общественного Фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» РТ
У меня простой подход. Я не очень люблю ездить за рулем. Мне нужно, чтобы офис был рядом с домом и в сердце города. Я арендую офис на улице Островского, через два дома от моей квартиры. Важна также нормальная инфраструктура, чтобы к нам было удобно прийти. Важна энергетическая составляющая, когда ты понимаешь, что живешь в эпицентре событий большого города. И важно, чтобы от этого места до ключевых мест, которые я посещаю, можно было добраться без транспорта, пешком минут 20. Ну и конечно, приятный вид из окна. С отрицательным опытом аренды я не сталкивался. Мы уже 14 лет сидим в одном здании. Бизнес мой меняется, меняется конфигурация офиса в зависимости от целей и задач, но отношения с управляющей компанией остаются хорошими, товарищескими, что тоже очень важно.
Эрнст Ульданов, гендиректор ООО «ЭкоЭнергия»
Мне важно найти удачное сочетание цены и месторасположения. И даже не важно, может быть, удобство внутри самого офиса. Я искал офис в историческом центре города. Получается так, что большинство моих партнеров расположены как раз или в самом центре города, или неподалеку. Все равно получается, что центр удобнее всего. И потом, когда приезжают к тебе из других городов, здесь инфраструктура наиболее комфортная — удобно встречаться: большинство видов транспорта пересекаются, кафе и рестораны сосредоточены тут. Отрицательный опыт всегда был связан с тем, что приходилось съезжать из офиса. Это было связано с ростом цен за аренду — иногда, догадываюсь, даже преднамеренным ростом, чтобы пустить в помещение другую компанию.
Вячеслав Егоров, директор АН «Авангард-Риэлт»
Мы не ищем совсем проходных мест на первой линии, как салоны связи или красоты. Нам подходит и вторая линия, но место должно быть не глухое, в оживленной части города. Главное, чтобы легко нас было найти, и чтобы была транспортная инфраструктура развита – и троллейбусы, и автобусы, и метро, потому что многие люди добираются без машин. Для риэлторского нашего направления, я считаю, квадратов 40-60 достаточно. Мое мнение — для нашего бизнеса лучше иметь несколько небольших офисов класса «B», чем один большой. Цена от 400 до 700 руб. за кв.м меня устраивает. Также важно наличие стоянки, поэтому центр города, где нет мест для стоянки, я для себя не рассматриваю. У нас три офиса, и для нас в приоритете - офис в бизнес-центре, небольшом, комфортном, где не очень много компаний, и все разные. Удобства важны в виде Wi-Fi, телефона, охраны, пропускной системы, уборки. Недавно решили попробовать снять офис на первом этаже жилого дома — работает хорошо, многие местные жители заходят к нам. Негативный опыт аренды у нас был связан только с нашими ошибками – мы арендовали большой офис на 200 кв.м. на улице Чистопольской. Аренда была дорогая, в 2008 г. начался кризис, и у нас были потери, с тех пор мы поняли, что оптимальный вариант для нашего бизнеса — небольшие помещения.
Роман Цыкун, директор ГК «АРТИК»
Главное, чтобы на территорию было удобно завести оборудование. Важна транспортная доступность, чтобы заказчику было удобно до нас добраться – до исторического центра города должно быть минут 15-20. Ну и чтобы аренда была не очень высокой. Отделка, состояние помещения — не самое важное для нас. В крайнем случае, я могу сам сделать ремонт помещения. Это не так дорого. Отрицательного опыта не было, мы же сами выбираем — нравится, не нравится. И конфликтов с управляющей компанией не было, мы уже лет десять снимаем офис в одном месте.
Татьяна Шабаева, директор «Бухгалтерского поволжского общества»
Буквально через месяц вопрос аренды станет для меня неактуален – бизнес вырос и мы приобрели помещения в собственность. Хотя с нашим офисным центром (на ул.Шуртыгина) мне повезло. И в первую очередь по причине хорошего управления: надо повесить кондиционер – пожалуйста, хочется сменить окна – отреагируем, перегорели лампочки – электрик уже торопится. Пройти к себе в кабинет можно в любое время суток – управляющие не везде позволяют это делать. Так что была бы возможность в нем остаться, я бы не уезжала. В новом офисе мы разместимся тоже неподалеку от центра – на ул. Товарищеская. Строительные или рекламные компании могут позволить себе разместить офис в периферийных районах, они часто предпочитают самостоятельно выезжать к клиентам. Мы же не можем заставить ехать своих клиентов на отшиб. Лет семь назад я знать не знала ничего о классификации. Если бы я выбирала себе офис сейчас, то уже ориентировалась бы на его классность. Выше класс – и появляется своеобразная гарантия, что в офисном здании все будет в порядке с инфраструктурой, озеленением, что будет клининговая компания.
Подготовила Наталия Федорова, Айгуль Чуприна
Читайте также - НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ ОФИСОВ