За 4 мес. количество ИП в Татарстане сократилось на 13,1 тыс. из-за возросших страховых взносов. В совместной программе «ДК» и «Эхо Москвы» Павел Сигал описал весь драматизм ситуации.
Приводим стенограмму эфира совместной передачи «Делового квартала» и «Эхо Москвы» от 19 марта с Павлом Сигалом, вице президентом «Опоры России» по проблеме массовой ликвидации индивидуальных предприятий, которой озаботился и президент РТ Рустам Минниханов.
За четыре месяца в Казани закрылось более 13 тыс. ИП - это только первые результаты возросших страховых взносов с ИП. Если раньше они платили 17 тыс., то теперь размер взноса увеличен вдвое – до 35 тыс. руб. Наш город входит в десятку лидеров по закрывшимся ИП.
- К нам чаще обращаются руководители регионов, они в ужасе – в налоговых очереди, более 300 тысяч ИП закрыли свою деятельность, в целом по России от 8-15% в каждом регионе произошло сокращение ИП, ни в 98, ни в 2008 году было такого, были банкротства, предприниматели уходили от платежей, но такого массового закрытия ИП не было в истории современной России.
- Предприниматели не стали выходить на диалог с властью, протестовать против взносов, а просто решили закрыть…
- Взносы, которые увеличились в два раза, среди тех 4 млн ИП, которые были ранее зарегистрированы, правда, деятельность веди 2,5 млн. В маленьких городах ИП с прибылью в 200-300 тыс. в год, для них это серьезные деньги, там 17 тыс. или 35 тыс. – это серьезное увеличение фискальной нагрузки, хотя формально это не налог. Это стало последним звеном в цепочке негативных мер, которые сейчас обрушились на ИП. Хочу напомнить вам, что начал действовать закон, по которому запрещена торговля табаком, алкоголем в нестационарных помещениях, вступил в действие закон, запрещающей вещевую торговлю в заведениях некапитальных, для многих малых населенных пунктов других населений нет. Микробизнес во всем мире – это услуги, другого просто быть не может, эти факторы привели к тому, что вызвало такой обвал.
- Эти меры делаются для людей, для нас с вами, чтобы мы жили как на Западе…
- Хотели как лучше, получилось, как всегда. Если для одного города, большого, например Казани, переместить один рынок на другое место – это нормально, люди, которые работали на старом рынке, найдут себе место. Но представьте себе поселок – 15 тыс. человек, где был ряд лавчонок, а теперь им говорят, что помещения не тех нормативов, давайте перенесем за околицу, никто туда не пойдет. Или магазин 40 кв.м, а надо 50, а по закону надо 50, никто не будет строить новый магазинчик. Поэтому надо спросить сначала людей, хотят ли они, чтобы это для них делалось. Способ реализации для многих мер не просчитан, например, по этим 17 тыс. или 35 тыс., мы предупреждали, что для нотариусов, врачей в больших городах 17 тыс. – маленькая сумма, то для маленьких территорий, где годовой доход предпринимателя 200 тыс., это сумасшедшие деньги. И он закрывается. Простого решения не получится, нужны более сложные формы.
- Получается, это проблема больше волнует власть… Предприниматели уйдут в тень?
- Все предприниматели, и «Опора России» на стадии принятия этого закона высказывала серьезные сомнения и боролась. Не получилось. И сейчас мы стараемся ввести мораторий на принятие этих платежей. Включилась ТПП, занимается Общенародный фонд. Не может маленький частный предприниматель сам бороться…
- 300 тысяч могли выйти на улицу…
- Пока гром не грянет. Общественные организации не проявили должного внимания, сами предприниматели не очень активно свои позиции обозначали. В США 30% предпринимателей активно участвует в общественных организациях, то в России эта цифра гораздо беднее.
- Вы сказали, что собираются подписи для введения моратория…
- Мы планируем собрать минимум 100 тыс. подписей. Можно в спешном порядке пытаться скорректировать закон, но слишком разные интересы. Когда принимался закон, приводились такие лукавые цифры: вот работник, получающий 20 тыс. рублей, за него работодатель платит столько-то, а вот частный предприниматель меньше. Но предприниматель получает 200-300-500 тыс. руб., это его валовый доход, из которого он должен платить все – закупить товар, оборудование, аренду, электричество, зарплату, если у него есть сотрудники, потом с оставшейся части он должен взять что-то себе для содержания семьи, а за работника он тоже платит, так что это лукавые были цифры. Кроме того, очевидно, что если предприниматель совсем не хочет платить и у него маленький доход, то подпиши добровольный отказ от пенсии, у тебя будет социальная пенсия, не более того… Эта норма тоже не была принята. Поэтому возникла идея моратория хотя бы на полгода, на год, чтобы принять все соответствующие изменения.
-Власти пойдут на это?
- Думаю да.
Звонок от слушателя: Здравствуйте, меня зовут Михаил Павлович, город Казань, я пенсионер, пенсия 6000 у меня, 42 года стажа, ни одного прогула, так получилось у меня. Работал где получше, и тоже являюсь предпринимателем, для меня 35000 – это очень много, думаю, закрыться мне или оплатить…
Ведущий: Может, подпишетесь под петицией Опоры России?
Слушатель: Могу, конечно, Вот вы говорили, не спросили нас, нас никогда не спрашивают, раз и решили… Забота о народе, о людях…
- В наших предложениях существует норма, чтобы пенсионеры, которые являются предпринимателями, вообще не платили взносы, они уже пенсионеры и уже себе заработали. Такая очевидная вещь… Или матери, которые в декретном отпуске сидит и подрабатывает. Ни Минтруд, ни другие ведомства даже не озаботились, чтобы разделить.
- Михаил Павлович сказал, что у него пенсия 6000, в итоге благодаря этим взносам пенсия будет повышена? Бабушки ратуют за принятие закона.
- В нашем обществе, где граждане считают, что им все всё должны… Надо понимать, что современная пенсионная система создавалась, когда на трех-четырех работающих был один пенсионер, средний срок жизни был другой, сейчас на 1-1,5 работающих – один пенсионер, через несколько лет будет один работающий – один пенсионер, ни одна экономика этого не выдержит. Поэтому без накопительной части пенсии, без серьезной пенсионной реформы этого не будет, но взносы в ПФ платят предприниматели, не будет носителей, не будет и взносов.
- Почему ИП должны платить эти взносы? Может быть, для крупных компаний увеличить налоги?
- Простых решений нет, для крупных компаний, у них другая проблема: в России 40% пенсионеров – досрочные, это и военные, и работники вредных производств, десятки и сотни тысяч работников угольных шах, металлургических, химических производств, выходя на пенсию, получали пенсию из общего фонда, не работодатель, который имел сверхдоход от того, что этот человек у него работал, а мы с вами оплачивали…
- Но мы помним, что это целый комплекс наступательных мер на бизнес. В 2010 г. соцвзносы уже повышались.
- Взносы для тех, кто по упрощенной системе работал, увеличились в два раза, платили 14 тыс., потом увеличили до 34, потом снизили до 30. Для многих компаний это стало вещью неподъемной, многие ушли в тень. Пенсионный фонд делает хорошую мину, но губернаторы в регионах говорят, что никакого увеличения сборов они не наблюдают.
Звонок от слушателя: Я частный предприниматель, открыл параллельно ООО, получается так, что сегодня выгоднее открывать ООО, государство вынуждает. Политика государства направлена на то, чтобы люди открывали ООО на упрощенке, чтобы был другой режим налогообложения.
Сигал: Не думаю, что есть такая задача, задача чисто фискальная – чудовищный дефицит пенсионного фонда, задача – его (дефицит) ликвидировать. Но почему-то опять главный удар направлен на малый бизнес, хотя он занимает такую ничтожную долю ВВП. Надо понимать, что малый бизнес играет социальную функцию – человек сам себя кормит, не стоит на бирже, функцию свою выполнил, налоги тут вторичны. Социальная функция малого бизнеса оценивают только на словах. Начинают считать – а сколько заплатил малый бизнес в Пенсионный фонд? Да какая разницу, 20 млн человек работает и не просит у государства подачек –это уже хорошо! И еще услуги оказывают! Вот когда у нас будет 70-8-% ВВП будет производить малый бизнес, тогда будем говорить… А когда 20% официально, а ВВП это составляет 5%, объемы налоговых отчислений зависят не только от прямых налогов, но и от налогов на добычу полезных ископаемых, на гигантские поступления, которые идут не напрямую, что можно было итак о взносах с предпринимателей забыть.
Звонок от слушателя: Олег, Казань. Вы почему-то ничего не говорите об уничтожении розничной сети шаговой доступности в Казани. У вас все претензии адресуются федеральному центру, никаких претензий к местным властям…
- Нельзя объять необъятное. Сегодня тема касается мер федеральных властей, согласен, в Казани много проблем и с розничными магазинными шаговой доступности, и с рекламным бизнесом, но сейчас все силы брошены на Универсиаду, поэтому не до нас получается. Мы могли сегодня ограничиться темой. Но по всем вопросам можно обращаться в Опору России, на сайте идет сбор подписей на мораторий, присоединяйтесь и действуйте!
Звонок от слушателя: Плакать хочется, два года была ИП, хотела платить налоги т.д., но 17 тыс. было и 3000 в медицинскую кассу, итак было много, а сейчас 39 тыс. – это очень много, мы закрылись. Мы музыканты играли на свадьбах, там маленькие деньги, мы маленький город, не Казань, так нельзя, из мелкого же бизнеса все растет! Я ушла в бюджет, заняла чужое место, до лета доживем как-нибудь.
- Показательный фактор – в маленьком бизнес человек себя кормил, теперь он сядет на бюджет, никаких налогов платить не будет, будет уязвим, любой милиционер может к нему прийти, сказать, что он незаконной деятельностью занимается, мы сами людей загоняем в угол.
Звонок от слушателя: У меня вопрос и претензия, вы, товарищи ведущие говорите, почему не выступали против принятия закона… Митинговали, ИП не так много, они работают, уничтожение рынков, которые в шаговой доступности – это сокращение очень большое количество. Сейчас в Новосавинском районе закроются, и это сколько безработных станет, и для пенсионеров это плохо, раньше они могли доползти до рынка…
- Продовольственные рынки не убирают из города. Пенсионеру тяжело идти, до ближайшего рынка дойдет, а доехать далеко – не сможет.
- Могли выйти 13 тыс. предпринимателей, которые закрылись!
- Выход на улицу – не метод, уличные мероприятия – крайняя форма, и предприятия здесь не проявили четкой организованности и жесткости, не учли последствий, сейчас надо исправлять. Будут коррективы введены. Вот качество принятия решения, власть не учла последствий! Не просто какой-то там министр принимает: принимает министерство, куча чиновников это предлагает, затем отправляю в Думу, голосуют за это дело, какое количество серьезных и авторитетных людей были задействованы в этом процессе, и никто не предвидел последствий, даже мы не предвидели такого обвального количества предпринимателей.
Звонок от слушателя: Меня зовут Тимур. Речь идет про малые предприятия. А в нашей республики интереснейшая ситуация – банкротятся и крупные холдинги, тот же холдинг… который был в свое время с помощью административного ресурса, он подмял под себя все мелкие предприятия, рыбхозы, хлебозаводы, а сейчас уже состоялось в срочном порядке банкротство холдинга.
- «Вамин» – отдельная песня, это уникальное предприятие и по способу создания, по механизму работы… Этому надо посвящать отдельную тему.
- На что вы рассчитываете в плане страховых взносов?
Рассчитываю все-таки на то, что внесем коррективы в этот закон, а самое главное – это будет очень серьезным уроком о принятии таких актов без оценки и учета мнений предпринимателей, бизнес сообщества и объединения предпринимателей.