"Деловой квартал" назвал лучшие гостиницы города и опубликовал главные события и тренды гостиничного рынка.
"Деловой квартал" составил рейтинг "Крупнейшие гостиничные комплексы". В топ-лист вошли гостиничные комплексы Казани категорий 5, 4 и 3 звезды, подтвержденные официально, и одна гостиница без категории, которая была включена в рейтинг по решению редакции - все отели с номерным фондом от 79 номеров. Основной ранжирующий показатель - количество проданных номеров/суток в 2012 г. Дополнительные показатели - кол-во гостей в 2012 г., количество номеров на 01.06.2013 г., количество бизнес - площадок на 01.06. 2013 г., количество штатных сотрудников на 01.06.2013 г. Участники топ-листа разделены на сегменты по звездности.
Лидерами рейтинга ДК стали: гостиничный комплекс "Ривьера" - 53,4 тыс. номеров/суток, Korston Hotel Kazan - 45,1 тыс. номеров/суток и "Гранд Отель Казань" - 43,1 тыс. номеров/суток.
Что значимого произошло на рынке Казани в 2012 - начале 2013 года
- В середине июля 2012 г. гостинице “Ривьера” присвоена категория “4 звезды”. Таким образом, теперь в Казани стало десять четырезвездночных отеля. Летом 2013 г. “4 звезды” будет присвоено гостинице “Булгар”.
- В марте 2013 г. в Казани был открыт хотсел “Коммуна”. Он стал шестнадцатым хостелом в Казани. По данным пресс-службы мэрии Казани в течение прошлого года в Казани было открыто восемь хостелов. Активный рост мини-гостиниц привело к тому, что хостельеры Татарстана объединяются в ассоциацию. Поводом послужили требования, предъявляемые к ним администрацией Казани в преддверии Универсиады.
- В начале июня этого года в Казани открылся отель американской сети Ramada Worldwid. Четырехзвездочный Ramada Kazan City Center стал третьим отелем бренда в России. По данным открытых источников известно, что новый отель работает в Казани по франшизе, а ее приобретателем стала компания «Люкс мастер», входящая в группу «Унистрой». По мнению участников рынка, стоимость проекта может составить около $25 млн. Площадь номерного фонда Ramada Worldwid – 11 500 кв. м; 157 номеров четырех категорий – «бизнес», «делюкс», «люкс» (площадью от 27 до 50 кв. м) и один президентский номер (83 кв. м). Есть подземный паркинг на 50 автомобилей. Стоимость номеров составляет от 3500 до 30 тыс. руб. в сутки.
Каковы основные тренды на рынке
- Объем гостиничного рынка РТ увеличился за 2012 г. на 17,3%, и составил 2 730,1 млн руб. По мнению экспертов, рост связан, прежде всего, с Универсиадой-2013, за счет которой ежегодно повышается интерес туристов к Казани. В 2013 г. Татарстан ожидает 2 млн туристов, что на 18% больше, чем в прошлом году.
- Загрузка отелей продолжает зависеть от сезонности. По мнению, участников рынка, в период высокой деловой активности она может доходить до 100%, и предложение не всегда способно удовлетворить спрос. В обычные дни гостиницы наполнены на 40-50%, что также считается нормальным и позволяет отелям работать безубыточно. Средняя загрузка гостиниц Казани в 2012 г. составила 50% .
- Цены на стандартные номера в гостиницах Казани в 2012 г. остались почти на прежнем уровне, показав рост всего на 2-3%. В преддверии Универсиады игроки увеличили цены на проживание в гостиницах на 10%, подписав договор, включающий в себя запрет на повышение цен на время Универсиады более чем на 10%. Средняя стоимость одноместного номера в июне в гостинице 5* и 4* составила от 4 – 8 тыс. руб.
- В Казани продолжается хостелбум. Начавшееся еще в 2011 г. активное развитие сегмента мини-гостиниц получило свое продолжение в 2012 и 2013 гг. На сегодняшний день в Казани работает 22 хостела на 903 места. Средняя стоимость за сутки на сегодняшний день в мини-гостинице составляет 550 руб., что на 5% выше по сравнению с прошлым годом.
- Количество туристов, предпочитающих систему он-лайн бронирования казанских гостиничных номеров через интернет, выросло в 2012 г. на 30%, и составляет около 65% от общего объема бронирований. Комиссия систем интернет-бронирования составляет от 10 до 15%.
Как будет развиваться рынок
Отельеры Казани поделились своими прогнозами относительно дальнейшего развития рынка.
Евгения Лодвигова, генеральный менеджер сети отелей «Шаляпин Палас Отель» и «Гранд Отель Казань», вице-президент Ассоциации отельеров и рестораторов РТ:
- Немаловажную роль в привлечении туристов играет и предстоящая Универсиада. Очевидно, что проблему расселения спортсменов решит деревня Универсиады. Что будут делать новые отели после Универсиады, вопрос открытый, а пока их число ежегодно растет. Гостиничный бум уже привел к ужесточению конкуренции в сегменте «четыре звезды», а некоторые участники рынка даже предсказывают в будущем обвал рынка. Можно предположить, что в перспективе будет значительное увеличение как уровня обеспеченности высококлассным номерным фондом за счет открытия новых гостиничных объектов, так и постепенного роста стоимости номеров. Гостиничный бизнес должен идти в ногу со временем, поэтому сделать предстоит еще очень много. Мелочей в работе гостиниц быть просто не может.
Айдар Гарипов, исполнительный директор Отель «Ривьера»:
- После проведения Универсиады 2013 поток туристов естественно сократится, а в связи с увеличением количества отелей конкуренция однозначно возрастет. Крупные высокозвездные гостиницы сохранят позиции (или не сильно потеряют) за счет широких конференц-возможностей и удобных предложений для бизнес-туристов. В целом ситуация на рынке будет достаточно сложная, а борьба за каждого гостя - серьезной. Возможно, появится больше низких ценовых предложений.
Однако, лидеры гостиничного рынка буду чувствовать себя достаточно стабильно и уверено, не зависимо от увеличения рынка отелей Казани. Это будет происходить благодаря уникальности предложений, богатой и разнообразной инфраструктуре, выгодному месторасположению, сбалансированному сочетанию предложений для бизнеса и для отдыха и, конечно, хорошей репутации.