«Алабуга-Волокно» будет продавать карбоновые нити для газобаллонного автомобильного оборудования нижегородскому заводу Rugasco. Речь идет о закупках на десятки миллионов долларов
В Нижнем Новгороде на днях запустился завод по производству газобаллонного оборудования Rugasco, получивший личную поддержку Владимира Путина. Предприятие может стать основным поставщиком газовых баллонов для «газомоторной революции» в стране. Карбоновые нити для своих баллонов Rugasco намерен закупать у нового завода «Алабуга-Волокно» в Татарстане (проект «Росатома» и ХК «Композит»).
Как подтвердил директор по развитию бизнеса ХК «Композит» Михаил Столяров, в настоящее время ведутся переговоры с Rugasco о поставках углеродного волокна на $20-30 млн в год. Г-н Столяров подчеркнул: «По качеству это сырье сопоставимо с лучшими мировыми аналогами. Кроме того, компания готова внести и «интеллектуальный вклад» в разработку технологии изготовления самих газовых баллонов».
Напомним, 13 мая этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о поддержке автотранспорта, использующего в качестве топлива природный газ. Согласно документу, в крупных городах до 2020 г. не менее 50% общественного транспорта и машин коммунальных служб должно быть переведено на газовое топливо. Нормативно-правовая база для реализации этих планов будет подготовлена в течение года.
«ДК» неоднократно освещал эту тему. Так, в марте Рустам Минниханов и председатель Совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков заявили, что Татарстан станет одним из 10 пилотных регионов программы Газпрома» по развитию рынка газомоторного комплекса. Как писал тогда «ДК», президент РТ сообщил, что республика уже подписала контракт на поставку 262 автобусов на газомоторном топливе, а в перспективе может перевести на газ весь строительный комплекс и общественный транспорт в течение 5 лет. На днях стало известно: программа начнет действовать уже в июне-июле 2013 г.
Эксперты «ДК» спрогнозировали: рынок может вырасти в 5 и даже 10 раз, но при административном воздействии. По подсчетам Минтранса РТ, переоборудование одного автобуса 2010 г. выпуска под газ обойдется в 2 млн руб., а экономия на эксплуатационных расходах составит 400 тыс. руб. в год, то есть затраты окупятся за 5 лет.
Однако начальник отдела аналитики АА «АВТОСТАТ» Андрей Топтун считает, что 2 млн руб. за переоборудование автобуса – цена завышенная. Основную выгоду от реализации проекта получат компании, занимающиеся переоборудованием стандартной техники для работы на метановом топливе, прогнозирует эксперт. Директор ЗАО ТТЦ «Агрегатдиагностсервис» Сергей Архипов сомневается: госзаказ распределят между «своими». «Министерство устроит торги, как обычно, найдут компанию, которая у них на подхвате, сватья-братья. А компании типа нашей останутся не у дел» - поделился он с «ДК». По сведениям г-на Архипова, компаний, занимающихся установкой газового оборудования легально, в городе максимум пять; работающих нелегально, без сертификата — 10-15.
Аналитики отмечают: сегодня газовое топливо не пользуется популярностью, даже несмотря на высокую цену бензина и солярки. Загрузка газовых заправок составляет порядка 15% от их мощности.