эксперты Оксана Артеменко заместитель директора компании «Travel&Work» Анатолий Березинский заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Иван Кадошников начальник о
эксперты
Оксана Артеменко
заместитель директора компании «Travel&Work»
Анатолий Березинский
заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Иван Кадошников
начальник отдела туризма Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани
Евгений Никулин
директор компании «Спутник-ТС-Казань»
Юрий Перцев
замдиректора компании «Спутник-ТС-Казань»
Леонид Пресс
гендиректор компании «Стен»
Альмир Сабитов
учредитель компании «Аль-Барро»
Виктор Степанцов
гендиректор компании «Казань-Интур»
Юлия Таланова
директор компании «Travel&Work»
Руслан Чиликов
замдиректора компании «Тройка плюс К»
Каковы перспективы агротуризма в республике?
Сколько стоит создание инфраструктуры для развития внутреннего туризма?
Но участники туристического рынка убеждены, что создания инфраструктуры недостаточно. Для того чтобы привлекать в регион российских и иностранных туристов, Казани не хватает грамотного продвижения. В Комитете внешних связей и туризма Исполкома Казани приводят красноречивый пример: «Мы проводили множество исследований рынка и пришли к выводу, что Казань как туристический бренд неизвестна за рубежом, да и не всегда в России. Простой пример: в прошлом году мы первый раз принимали участие в специализированной выставке в Берлине, посвященной туриндустрии. В первый же день в одной из берлинских газет вышла статья под заголовком «Казань — что это?»
.В Казань едут иностранцы, деловые туристы и паломники
Игроки местного туристического рынка констатируют стабильный рост спроса на отдых в Татарстане со стороны как россиян, так и иностранцев. По мнению Евгения Никулина, директора компании «Спутник-ТС-Казань», поток туристов, приезжающих в Казань, за прошлый год вырос примерно на 10%. По информации мэрии Казани, за 2006 г. город посетили около 600 тыс. человек, а в 2007-м — уже 800 тыс. Впрочем, в это количество входят и бизнес-туристы, совершающие кратковременные поездки с деловыми целями. По данным Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, доля таких туристов достигает 44%.
«Продажи экскурсионных туров на внутренние маршруты за прошлый год выросли больше чем на 10%, — предполагает Евгений Никулин. — Думаю, это происходит за счет того, что в городе растет качество обслуживания, открываются новые кафе и рестораны. Иностранцы возвращаются домой и рекомендуют Казань своим знакомым».
По словам Виктора Степанцова, гендиректора компании «Казань-Интур», сейчас формируется категория потребителей туруслуг, не один раз побывавших на массовых пляжных курортах — в Турции и Египте, которым более дорогой отдых не по карману. «Они интересуются отдыхом внутри страны, хотят лучше узнать соседние регионы, интересуются познавательными и экстремальными турами: сплавами, походами», — говорит Степанцов. Иван Кадошников, начальник отдела туризма Комитета внешних связей и туризма Исполкома Казани, подтверждает этот тренд: по данным казанской мэрии, основная часть россиян, посещающих Казань, — москвичи или жители Поволжья.
По словам Руслана Чиликова, заместителя директора туристической компании «Тройка плюс К», Казань может рассчитывать на рост потока туристов самых разных категорий. Это туристы-паломники, иностранцы, путешествующие по России, жители других регионов, «деловые» туристы. Он называет экскурсионные направления и достопримечательности Татарстана, традиционно пользующиеся самым большим спросом: посещение Казани, Елабуги, Булгар, Билярского паломнического комплекса, острова Свияжск, Раифского монастыря и т.д. «Думаю, хороший потенциал для развития паломнического туризма представляет Седмиозерная (в народе Семиозерская) Пустынь — древний монастырь со святым источником примерно в 15 км от Казани. Пятнадцать лет назад Раифский монастырь был примерно в таком же состоянии, что и Семиозерская Пустынь сейчас. После восстановления это место будет не менее посещаемо, чем Раифа», — считает г-н Чиликов.
Татарстану не хватает туалетов, гостиниц и рекламы Туроператоры отмечают высокий интерес к Казани и другим татарстанским туристическим маршрутам, однако есть ряд причин, не позволяющих удешевить турпродукт и нарастить объемы продаж. Так, игроки рынка и чиновники сетуют на нехватку гостиниц с оптимальным соотношением «цена-качество» (около 560 руб. в сутки за место в гостинице), демократичных сетей общепита, плохое состояние санаториев и пансионатов и, наконец, отсутствие грамотного продвижения региона — конечный потребитель просто не рассматривает Татарстан как турмаршрут.
Руслан Чиликов отмечает нехватку доступных и качественных гостиниц. «В Казани эта проблема постепенно решается, но строительный бум, затронувший город, совсем не коснулся сегмента дешевых гостиниц. Сейчас доходит до того, что мы вынуждены принимать группы туристов в профилакториях или даже в студенческих общежитиях. Но это решает проблему опять же — лишь на период летних каникул, когда Казань посещают в основном взрослые туристы», — рассказывает он.
Туроператоры также сетуют на плохое состояние пансионатов и санаториев Татарстана, которые, между тем, работают со 100% загрузкой, так как в этом сегменте практически нет конкуренции. Соотношение «цена-качество» сейчас неадекватно, говорят игроки. «Путевки надо бронировать за несколько месяцев, но в то же время корпуса десятки лет стоят без ремонта. Существует, например, такое понятие, как номер второй категории — это номер до ремонта, где старая советская мебель, обшарпанный линолеум, но народ все равно готов туда ехать. Сейчас большинство санаториев находится в частных руках, и собственники не вкладываются в эти объекты, решив пока выжать максимум из имеющегося», — говорит г-н Чиликов. Директор компании «Travel&Work» Юлия Таланова согласна с коллегой: вокруг Казани современных санаториев раз-два и обчелся, остальные — «совковые». «Многие санатории и гостиницы Татарстана находятся в структуре ОАО «Татнефть» и соответствуют высоким международным требовани- ям. Однако они не могут принять большое количество туристов, что вполне понятно: у них есть свое ведомство, кото- рое они обслуживают», — говорит она.
Замдиректора компании «Travel&Work» ОКСАНА АРТЕМЕНКО говорит о дороговизне экскурсионных туров. «Пакетная стоимость трехдневного экскурсионного тура по Казани в группе на 30 туристов — около 4 тыс. руб. с человека. Однодневная экскурсионка в Булгары или Билярск — 420-430 руб., в Елабугу — уже 600 руб. с человека», — говорит она.
Отдельную проблему составляет неравномерное развитие сетей общественного питания.
По мнению туроператоров, в городе мало недорогих кафе, в то время как насыщено предложение в ценовых сегментах «средний и выше среднего».
Как ни странно, в Казани катастрофически не хватает точек общепита с национальной кухней. Специфическая татарская кухня — это один из элементов, привлекающих туристов. Еще меньше сетей общепита по стандартам «халяль», а ведь к Казани и Татарстану с каждым годом все больше растет интерес туристов-паломников», — удивляется Альмир Сабитов, учредитель компании «Аль-Барро». «Из кафе татарской кухни, с которыми мы работаем, могу назвать лишь «Дом чая» и «Алан Аш». Хорошая сеть ресторанов национальной кухни «Биляр», к сожалению, не представлена на улицах Баумана или Петербургской, то есть в пределах пешеходной доступности для туристов», — добавляет г-н Чиликов.
Эксперт говорит, что еще острее стоят все перечисленные проблемы в районах Татарстана. Например, на едва ли не самом популярном экскурсионном направлении — острове Свияжске — нет даже туалетов. Руслан Чиликов: «Турист на острове Свияжске может перекусить только в местном магазинчике, весь ассортимент которого — печенье да масло. Теплоходная экскурсия шестичасовая, из которых четыре уходит на дорогу. За полтора часа можно обойти весь остров. А ведь еще полчаса турист мог бы посвятить, например, покупке сувениров».
«Какой агротуризм? В какой татарской деревне? Для того чтобы развивать агротуризм, нужно как минимум построить дороги, гостиницы, разработать турпрограмму, заинтересовать в сотрудничестве местных жителей, надо вкладывать деньги в рекламу», — перечисляет Леонид Пресс, гендиректор компании «Стен».
Руслан Чиликов согласен: в чисто деревенских условиях агротуризм практикуется редко — туристу, особенно иностранному, в таких условиях «выжить можно, но очень сложно».
В Подмосковье есть хороший пример сельского туризма, объясняет он: итальянские бизнесмены инвестировали в проект, а москвичи построили рядом с настоящей небольшую туристическую деревеньку, которую обустроили согласно итальянским представлениям о комфорте. «Домики там были не настоящие деревенские, а стилизованные. Современная инфраструктура, современные отопительные приборы, а печки так, только для антуража. Практически лубок, чтобы показать иностранцам «а-ля русс». Итальянцы доят коров, возделывают поле, едят экологически чистую пищу и очень довольны», — рассказывает Чиликов.
Юлия Таланова признается, что сейчас развивать сельский туризм туроператору приходится «на свой страх и риск». «Мы размещали французов в деревне Сердаус, она находится на пути по елабужской трассе. Они в восторге! Прекрасная природа и первозданность, но нет медпункта и никакого транспортного сообщения, поэтому невозможно получить медицинскую помощь, например. Это большая ответственность для туроператоров, поэтому без должного развития инфраструктуры эта перспективная ветка туризма работать не сможет», — делится Юлия Таланова. Г-н Чиликов иронизирует: пока агротуризм и экстремальный туризм в Татарстане — почти одно и то же.
Игроки рынка сходятся во мнении: чтобы развивать агротуризм, нужны большие материальные и моральные затраты, и туркомпании средней руки это не потянут. «Это явно должен быть крупный игрок, причем не претендующий на получение прибыли в первые два-три года», — уточняет Руслан Чиликов, но претендентов не видит.
Операторы въездного туризма ждут господдержки Кроме инвестиционной программы для создания туристической инфраструктуры, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ разрабатывает туристические программы по районам Татарстана. Так, в 2006 г. создан маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», проходящий по территориям муниципальных районов, прилегающих к Казани: Зеленодольскому, Верхнеуслонскому, Лаишевскому, Пестречинскому и Арскому. «Каждый из входящих в маршрут районов уникален — здесь свои природные условия, самобытные история, архитектура и культура. Арский район, например, почти в первозданном виде сохранил быт и традиции татарского народа. Древние города Сувар, Билярск и Булгары демонстрируют историю развития Волжской Булгарии», — рассказывает Анатолий Березинский, замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ.
По его словам, немногие туроператоры разрабатывают турмаршруты и программы по районам Татарстана, иногда этим занимаются энтузиасты в районах. Например, хорошая экскурсионная программа была разработана в Елабужском районе — по национальному парку «Нижняя Кама». Анатолий Березинский объясняет это тем, что разработка таких программ требует внимательного изучения рынка и хорошего знания истории и культуры населения той или иной территории. «Большинство казанских туркомпаний предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления — они не развивают внутрирегиональные туры, а лишь выступают агентами операторов международных направлений», — констатирует г-н Березинский.
Иван Кадошников считает, что ситуация с состоянием гостиничной инфраструктуры заметно меняется к лучшему. «Например, в настоящий момент на стадии строительства в Казани — порядка 12 гостиниц уровня 3-5 звезд. Сейчас мэрия поддерживает девелоперов, развивающих гостиничные объекты, — оказывает содействие в поиске и подборе земельных участков. Думаю, это существенно ускоряет процесс реализации проекта, ведь дефицит земли в Казани — больной для застройщиков вопрос».
Впрочем, некоторые игроки рынка решили не дожидаться господдержки и начали действовать сами: разрабатывать эксклюзивные маршруты, анонсировать проекты гостиничной индустрии, реализуемые в партнерстве с девелоперскими структурами.
О намерении развивать сельский туризм заявила туристическая компания «Аль-Барро». На 15 га земли в Верхнеуслонском районе запроектированы стилизованная татарская деревня и паломнический центр. В числе соинвесторов проекта — казанские застройщики «Симург» и «Казаньстройиндустрия».
Проект строительства туристической базы заявила компания «Travel&Work» и сейчас ищет участок земли на побережье Волги или Камы. Турбаза будет рассчитана на 80-100 мест и круглогодичную работу. «Отличительная особенность нашей базы — анимационные программы, в том числе в национальном колорите. Мы хотим показать туристам местные ремесла, наладить небольшое производство пива», — рассказала Оксана Артеменко. Объем инвестиций в проект — порядка 30 млн руб., компания не исключает возможности привлечения иностранных инвесторов. «Окупаемость туркомплексов в среднем — 7-10 лет, поэтому инвесторов в этом сегменте мало. Им выгоднее построить на этой земле коттедж, продать его, получить свои 600% прибыли и спать спокойно».
Разработкой собственных туристических маршрутов внутри республики занимаются компании «Казань-Интур», «Travel&Work», «Спутник», «Тройка плюс К», Бюро путешествий «Столица», «Аль-Барро».
Впрочем, промо-продвижение региона на федеральном и международном уровнях участники рынка все равно делегируют чиновникам — участие в зарубежных выставках дорогостоящее, а государство заинтересовано в росте потока, особенно платежеспособных иностранных туристов. Вместе с турпотоком растут налоговые отчисления в местный бюджет и создаются новые рабочие места.
«Губернатор Нижегородской области лично презентовал их Кремль на одном из федеральных каналов, поэтому Нижегородский Кремль — Чудо Света, а Казанский — нет», — говорит Юрий Перцев, замдиректора компании «Спутник-ТС-Казань». «Что помешало сделать то же самое нашим, например, нашему министру по делам молодежи, спорту и туризму? Чиновники могли бы использовать административный ресурс, и жители районов голосовали бы каждый час за наш Кул Шариф», — считает г-н Перцев.
По словам Ивана Кадошникова, мэрия ежегодно участвует в крупнейших специализированных выставках: ITB в Берлине и BTM в Лондоне. «Международные выставки — это хорошо, но мы должны цепляться за каждую возможность, чтобы совместными усилиями — чиновников и участников профессионального сообщества — продвигать наш турпродукт на российский и международные рынки», — заключает Юрий Перцев.
цифры
Туристы едут в Казань работать
44%туристов приезжают в Казань с деловыми целями
200тыс. человек — рост турпотока в Казань за 2007 г.
10%— рентабельность внутреннего туризма
Источники: данные компании «Стен», мэрии Казани, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ.