Меню

У ВСМ Москва-Казань вместо государства может появиться частный владелец - вопрос в сумме

«Синара», «Трансмашхолдинг» и STG интересуются строительством высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани. Но проект еще под вопросом.

Два консорциума готовы стать концессионерами строительства нескольких участков высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первый — «Трансмашхолдинг» (у французского производителя высокоскоростных поездов Alstom блокпакет компании) и французская Bouygues Construction, второй — «Синара» Дмитрия Пумпянского и немецкий концерн Siemens, рассказал «Ведомостям» источник в РЖД и подтвердили источники, близкие к консорциумам. Проект интересен и STG Геннадия Тимченко, говорит источник, близкий к РЖД.

«С интересом следим за развитием ситуации вокруг проекта, но пока предметных переговоров не велось», — сказал на это источник, близкий к Volga Resources Тимченко.

Представители Siemens, «Трансмашхолдинга» от комментариев отказались. Представитель Bouygues Construction и «Синары» на вопросы не ответил. Представитель «Скоростных магистралей» («дочка» РЖД) подтвердил, что компания ведет переговоры с несколькими компаниями о заключении концессионных соглашений, но не назвал их. Имена претендентов на участие в концессиях станут известны после 3-5 марта — на эти числа намечены финальные встречи с инвесторами. Условия концессий пока не раскрываются.

Все претенденты на участие в концессии в разное время проявляли интерес к ВСМ. Летом 2013 г. «Скоростные магистрали» провели переговоры с французскими компаниями, в том числе Alstom и Bouygues, о строительстве ВСМ. В конце прошлого года гендиректор Siemens Джо Кэзер в интервью «Ведомостям» говорил о заинтересованности в таком проекте, как ВСМ.

«Наша компания готова взять на себя всю техническую часть проекта — электрификацию и электроснабжение, системы управления, подвижной состав, связь, организовать сервисное обслуживание подвижного состава, включая оснащение депо, и инфраструктурных систем», — рассказывал он. 

Подобный опыт у Siemens есть: при его участии было создано скоростное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом — «Сапсан».

РЖД планирует запустить ветку Москва — Владимир в 2017 г., а ВСМ до Казани заработает уже в 2018 г. Концессионные соглашения РЖД планирует заключить на три участка: Владимир — Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары и Чебоксары — Казань. Стоимость их строительства — 685 млрд руб. (общая стоимость ВСМ Москва — Казань — 1,06 трлн руб. с учетом подвижного состава). Участок Москва — Владимир РЖД предлагает реализовать за счет государственных и собственных средств (191,9 млрд руб.). Из бюджета на строительство ВСМ, по расчетам РЖД, понадобится 381 млрд руб., из ФНБ — 150 млрд руб., из Пенсионного фонда — 139 млрд руб. Будут ли выделены эти средства — пока не понятно. В бюджете денег на проект нет, говорит федеральный чиновник.

Судьба проекта ВСМ Москва — Казань решится весной: новую концепцию строительства трассы должно утвердить правительство.

Напомним, на прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что проект ВСМ Москва — Казань «полностью готов для одобрения правительством и дальнейшей реализации» (его слова передал «Интерфакс»). Ранее премьер Дмитрий Медведев предлагал «дождаться чуть более энергичной экономической ситуации» (цитата по «Интерфаксу»). Если правительство утвердит новую схему реализации проекта, то конкурс на выбор концессионеров пройдет уже в конце 2014 г., его итоги могут быть подведены в середине 2015 г.