Гендиректор сети гипермаркетов Вадим Махеев (ООО «Оптовик») считает, что татарстанский рынок продуктового ритейла способен вместить еще много новых игроков.
ООО "Оптовик" занимает 23 строчку в новом рейтинге "ДК" - "100 крупнейших компаний РТ". "ДК" выяснил у Вадима Махеева, генерального директора компании, сколько места осталось на рынке продритейла, какие условия диктует рынок и как идет работа с местными производителями, столь актуальная в настоящее время.
Сеть гипермаркетов "Эссен" в 2014 году укрепилась в позиции лидера продуктового ритейла в Поволжье, освоила новые сегменты ритейла и запустила работу по созданию овощного кластера в Закамье.
Как осуществляется совместная работа с фермерами? Есть ли уже ощутимые результаты?
Мы финансируем проекты фермеров по организации производства и первичной переработки сельхозпродукции. Возвращаем средства в виде готовой продукции, которую реализуем в наших гипермаркетах. Результаты и успешные примеры есть: мы сотрудничаем с фермерским хозяйством «Вятские зори», которое производит картофель, морковь, свеклу.
Три года назад руководитель этого хозяйства Сергей Полынкин пришел к нам, чтобы получить стандарты по выращиванию и хранению голландского картофеля. Мы дали ему стандарты и договорились: если он вырастит такой картофель, мы будем полностью его выкупать.
Сейчас мы продаем в «ЭССЕНе» весь картофель, который выращивают «Вятские зори». Есть и другие совместные проекты с татарстанскими фермерами. Например, мы заключили контракт с фермером Киямовым на поставку огурцов, сейчас доля его продукции на полках «ЭССЕН» составляет 7%. Чтобы довести ее до 20%, мы финансируем строительство теплицы, помогаем со стандартами и технологиями хранения.
В этом году вы открыли первые магазины в Казани. Пару лет назад вы говорили, что усилия по открытию торговых объектов в Казани не будут оправданы. Сейчас компания «созрела» для выхода на столичный рынок?
К Казани, действительно, надо было быть готовым: тебя обязательно будут сравнивать с «Бэхетле», «Перекрестком», «Каруселью» или «Ашаном». Сейчас мы к такому сравнению готовы. Все этапы конкуренции сеть «Эссен» прошла в Набережных Челнах, в малых городах, где основной наш конкурент – это «Магнит».
Каковы перспективы развития ритейла в Татарстане и в Казани в частности? Насколько насыщен этот рынок?
В Татарстане есть серьезный потенциал роста для продуктового ритейла. Если сравнить Казань, например, с Варшавой, то можно сказать, что в Казани конкуренции вообще нет, гипермаркеты у нас можно пересчитать по пальцам. Я уверен, что Татарстан и Казань в частности готовы «переварить» еще много качественных супермаркетов и гипермаркетов, до перенасыщения этому рынку еще далеко.
С какими ограничениями сталкивается ритейл при выходе на рынок и при расширении?
Исходя из опыта «ЭССЕН», могу сказать, что очень часто возникают проблемы с согласованиями архитектурных объектов. Мы прекрасно знаем, каким нужно сделать новый магазин, чтобы он был востребован у покупателей. Мы создаем полную его концепцию, начиная от входа, заканчивая туалетом. И в большинстве случаев наше видение расходится с мнением архитекторов, у них свое представление. Единый подход и прозрачные критерии здесь отсутствуют, это усложняет проблему.
Также одно из ограничений – отсутствие земли и взаимопонимания с чиновниками. Они часто недооценивают значимость торговых объектов в развитии города, а ведь качественное жилье должно обязательно подразумевать наличие всей инфраструктуры, включая торговую. Я считаю, что при планировании строительства новых жилых объектов нужно включать в план объекты ритейла как часть современной инфраструктуры для комфортной жизни.
Какие ключевые проекты были реализованы в 2013 и 2014-ом?
2013 год для нас был знаковым. Сети гипермаркетов «ЭССЕН» исполнилось 10 лет, и юбилейный год мы отметили значительным ростом, новыми проектами и достижениями. По итогам прошедшего года сеть гипермаркетов «ЭССЕН» стала крупнейшей в Поволжье. В 2014 году мы продолжаем активное развитие, сеть перешагнула отметку в 100 торговых объектов: открыли гипермаркеты в Лениногорске, в Йошкар-Оле и в Нефтекамске.
Открыты первые два магазина «ЭССЕН-Экспресс» в Казани. Вместе с количественным развитием мы продолжаем и качественный рост, осваиваем новые форматы и сегменты ритейла. В Набережных Челнах открылись первые два магазина в формате супермаркета «ЭССЕН Грин». Отличие нового магазина в том, что значительную долю в ассортименте занимает продукция группы fresh (овощи, фрукты, мясо, рыба) – отсюда и название магазина. До конца этого года мы планируем открыть супермаркет и гипермаркет в Альметьевске.
Ключевое достижение 2014 года для нас, как для холдинга «Эссен Продакшн», – запуск проекта кооперации с сельхозпроизводителями. В начале этого года мы представили президенту Татарстана Рустаму Минниханову наши проекты по поддержке фермерских хозяйств, формированию овощного кластера Закамья. Он поручил Министерству сельского хозяйства подключиться к работе, мы сформировали совместную комиссию для регулярной работы.
Какой вы видите компанию через 10 лет?
Сегодня мы – лидеры ритейла в Поволжье. Через 10 лет мы планируем войти в ТОП-10 федеральных сетей, нарастить оборот в три раза. Безусловно, вместе с расширением сети и открытием новых объектов мы будем продолжать осваивать новые форматы торговли. Есть отдельное важное направление бизнеса, которое мы планируем развивать – это девелопмент, управление недвижимостью.
В этом году мы построили и запустили в Йошкар-Оле торгово-развлекательный центр Yolka, площадью в 35 тысяч кв.м. Он стал крупнейшим торговым центром в Марий-Эл, в число якорных арендаторов вошли, кроме ЭССЕН, Детский мир, Media Markt, Спортмастер.