Единственные облагороженные территории набережных акваторий Казани — это пляж «Ривьера» и участок берега озера Кабан. На освоение других территорий нужны в первую очередь очень большие инвестици
Единственные облагороженные территории набережных акваторий Казани — это пляж «Ривьера» и участок берега озера Кабан. На освоение других территорий нужны в первую очередь очень большие инвестиции. Кроме дефицита средств, застройщики сталкиваются и с другими проблемами, о которых рассказал председатель правления Союза архитекторов Республики Татарстан Виталий Логинов.
Виталий Логинов
Председатель правления союза архитекторов РТ
Родился: 20 марта 1950 г.
Образование:
Архитектурный факультет Казанского строительно-инженерного института.
Карьера:
1973-1990 гг. — районный архитектор.
1990-1992 гг. — заместитель главного архитектора.
1992-1995 гг. — главный архитектор г.Казани.
1995-2005 гг. — заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства при главе администрации Казани.
Инвесторы не знают
обо всех рисках
За последние годы сразу несколько инвесторов-застройщиков представили свои концепции развития береговой линии Казанки. Из них только проект комплекса «Ривьера» компании «Сувар-Казань» и намыв берега компанией «Миллениум Зилант Сити» получили продолжение. Но последний проект был заморожен.
Значит ли это, что застройщикам не интересны берега Казанки?
— Нет, архитектурная работа в городе кипит. Очень много дипломных проектов освоения побережных территорий города делается на кафедре градостроения КГАСА выпускниками академии. Но пока единственный инвестор, который реализовал хоть что-то, — это ООО «Компания «Сувар-Казань». В комплексе «Ривьера» (аквапарк, фитнес-центр, гостиница — прим. ред.) есть завершенная мысль, там не построен только запланированный яхт-клуб. Но ведь это всего лишь кусок правого берега Казанки — примерно одна пятая часть между Ленинской дамбой и мостом «Миллениум». Мне кажется, что у «Творческой Мастерской Токаревых» получился хороший проект освоения правого берега Казанки. И это проект градостроительный, то есть учитывающий все объекты инфраструктуры. А альтернативный проект был представлен американской компанией NBBJ. Но к нему большие вопросы с точки зрения экологии.
Эти проекты выглядят очень амбициозно и даже фантастично. Интересны ли они инвесторам?
— Инвесторам именно такие проекты интересны. Вот, скажем, «Сувар» планирует построить еще одно высотное здание в районе «Ривьеры». Другое дело — нарисовать можно что угодно, но проект не должен отходить от общей концепции освоения берега и генплана. Часто инвесторы хотят получить всю территорию набережной, но городу это не всегда интересно. Это касается и компании «Одис-Казань», которая совместно с городом сейчас объявила конкурс на лучший проект застройки набережной. Я думаю, что город не пойдет на то, чтобы отдать всю территорию одному инвестору. Скорее всего, речь о том, чтобы разработать концепцию в целом и отдать под реализацию какого-то куска земли конкретному инвестору. Ведь ненормально получится, если инвестор застроит один участок земли, а остальная территория останется неосвоенной. Я уверен, что в одиночку такую территорию не освоить.
Откуда у вас такие опасения?
— Потому что инвестор может построить одно здание и на этом успокоится. А ведь территория, которая отведена «Одис-Казань», большая и требует огромных вложений. Фактически это последняя полоска земли, которая находится напротив Кремля. Сейчас проходит конкурс на проект ее освоения, и мы (Союз архитекторов РТ — прим. ред.) ведем речь о том, чтобы усилить жюри — привлечь квалифицированных специалистов в жюри конкурса, чтобы быть уверенными, что в нем победит качественный проект. Всего же в конкурсе, по словам главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, принимает участие около 50 участников.
Представители компании «Одис-Казань» говорят о возможных инвестициях в 2 млрд руб. Этого достаточно?
— Это не такие большие деньги. Например, комплекс «Корстон» стоит 1,2-1,3 млрд руб. Что можно поставить за 2 млрд руб.? Кроме того, я не знаю, в курсе инвесторы или нет, но вся ливневая канализация Восточного Заречья сбрасывается посредине этой дамбы — вдоль центра «Ак Барс» идет канава, и она выходит в дамбе трубой. Как решать вопрос о переносе этой ливневой системы? Это большие капитальные вложения, без которых невозможно вести запланированное строительство.
Берег Волги недоступен
для застройки
Пока берега Казанки как наиболее лакомые куски активно застраивались, за площади берегов озера Кабан и тем более Волги инвесторы не брались вовсе. На пути есть непреодолимые сегодня препятствия.
Какие набережные, кроме берегов Казанки, еще требуют освоения?
— Вскоре появится необходимость обустраивать береговую линию от «Миллениума» к Дворцу единоборств. По набережной Кабана, видимо, к Универсиаде что-то появится, когда там будет создан гребной канал. На мой взгляд, давно пора заняться обустройством берега Волги. В свое время делался проект эспланады от ЦУМа через железную дорогу к Волге. Этот проект был представлен еще лет 15 назад, но до сих пор не был реализован.
У ОАО «РЖД» вдоль Волги очень много путей, будет ли она застраиваться?
— Мы к этому придем, правда, не знаю, как скоро. Вся территория между ж/д-вокзалом и речным портом находится в собственности компании. Напомню, Северный вокзал строился специально для того, чтобы убрать из центра ж/д-пути. А в центре города должна остаться только станция пригородных электричек. В таком случае останется только два пути, то есть освободятся большие территории для освоения вдоль Волги. Она может быть использована под парковую зону или магистраль, которая соединит Большое казанское кольцо (кольцевая магистраль внутри города протяженностью 17,5 км от проспекта Ямашева до РКБ — прим. ред.) со старым автовокзалом. Он также в обозримом будущем подлежит сносу, потому что заработают автовокзалы на въездах в город, чтобы в нем не было транзитных междугородних автобусов.
Однако, кроме РЖД, есть и другие проблемы, например, промышленная застройка берегов?
— Да, на берегу Волги и Кабана много промышленных объектов, которые были там построены тогда, когда город был других размеров.
Это как в Москве, где одно кольцо жилой застройки окружалось кольцом промышленной, а когда город вырос — вокруг этой промышленной снова вырастали жилые кварталы. И так далее. Наглядно видно это и в Казани, где ТЭЦ-1 сейчас чуть ли не в центре города. Но регенерация города — нормальный процесс. Поэтому все, что между Кабаном и Волгой, предполагается снести (там в основном объекты промышленной застройки — прим. ред.). Но для этого нужны огромные инвестиции. То есть город должен либо сам выкупать у собственников эти промышленные объекты, либо искать инвесторов. Так, инвестор нашелся на землю под конфетной фабрикой «Заря». Ее снесли, и инвестор взялся отстраивать ее в районе РКБ (ее, правда, пока не построили — вопросы финансирования). Так должно произойти и с остальными промышленными строениями на побережье, а центр города будет отдан под жилое строительство.
В какие сроки она будет освобождена от промышленных объектов?
— Все зависит от того, когда на это найдутся средства. Хотя половина из промышленной недвижимости сейчас простаивает.
По генплану земли побережья — промышленной застройки. Город переработает свой генплан?
— Да, возможно, будут проведены общественные слушания, и земля будет переведена в другую категорию.
Айгуль Чуприна