Сегодня прошла первая встреча президента РТ с бизнес-сообществом в новом формате дискуссии. Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов рассчитывает, что встречи станут регулярными.
Встреча носит название «Бизнес и власть: Откровенный диалог». Полноценного диалога не получилось – не позволял регламент – по паре минут на каждый вопрос. Из 80 бизнесменов вопрос удалось задать около десятка бизнесменам. Всего в ходе подготовки мероприятия было собрано около ста вопросов, которые будут направлены в профильные министерства и ведомства, сообщил Тимур Нагуманов. Он назвал встречу новой дискуссионной площадкой и выразил желание сделать встречи регулярными.
Фото: prav.tatar.ru
Мероприятие прошло в формате «вопрос-ответ»: бизнесмены сообщали о своих затруднениях, задавали вопрос. Рустам Минниханов высказывал свою позицию и делегировал решение вопроса присутствовавшим в зале руководителям городских и республиканских структур. Вопросы касались как затруднений конкретных компаний, так и отраслей в целом. Так, директор ООО «Алена» («Бюро путешествий Казань») Елена Илькун сообщила о нескольких проблемах своей отрасли: графика работы музеев, в которые в праздничные дни не могут попасть туристы и казанцы, отсутствие мест стоянки для экскурсионных автобусов достопримечательностей и мест отдыха, отсутствие судов для осуществления речных экскурсий по Татарстану. Первые два вопроса по словам президента решаются легко – поручения разобраться с этими вопросами были даны в Минкульт, ГИБДД, Сергею Иванову, возглавляющему недавно созданное Агентство по туризму РТ. Третий вопрос требует проработки финансовой схемы, по которой могут быть осуществлены закупки новых судов.
Другие вопросы бизнесменов, поднятые в рамках встречи, тоже быстро не решались. Сергей Рачков, председатель совета директоров «Татпроф» сообщил, что компании, подобной его, приходится конкурировать с предприятиями, размещающими производство в технопарках, которые получают всю инфраструктуру «на блюдечке». В отличие от них, например, 195 предприятий Базы строительной индустрии в Набережных Челнах связь с городом имеют по разрушенной дороге, цена ремонта которой 100 млн руб., отметил г-н Рачков. Волнует бизнесмена также и вопрос обеспечения лимитов по подключению к газоснабжению.
«Технической возможности пока действительно нет», - констатировал президент, а по вопросу дороги сказал, что, безусловно, вопрос будет решен.
В этом году по Набережным Челнам было принято сразу несколько проектов по ремонту дорог, напомнил г-н Минниханов.
Проблема газоснабжения (на этот раз в Казани) беспокоит и Булата Кутдусова (БКК), который сообщил, что не может получить лимитов на новый проект – шоколадную фабрику уже полгода. Хотя тот же вопрос в Москве был решен за 2 месяца.
Вопрос работы федеральных законов поднимался не один раз в ходе встречи. Так президент эмоционально откликнулся на речь руководителя крестьянско-фермерского хозяйства и назвал навязанными требованиями и «глупым» законом регламент Таможенного союза по обеспечению убоя скота в сертифицированных цехах. Всю жизнь на селе это делали, прочитав молитву, отметил президент. По словам же представителя сельского хозяйства, окупаемость для такого сооружения для хозяйств – 5-7 лет, стоимость – около 30 млн руб. По словам Рустама Минниханова, сегодня в республике рассматривают варианты закупки модулей – как один из вариантов снижения нагрузки на хозяйства в связи с вступлением в силу требований.
А вот субсидирование КФХ на покупку крупного рогатого скота Рустам Минниханов уже не считает целесообразной, да и средств в бюджете на это нет. А если бы и нашлись такие доходы, было бы лучше найти другую форму поддержки села, сообщил президент.
Другой федеральный закон вроде бы и не плох, но не работает, сообщила замгенерального директора ООО «Такси «Белый барс» Ольга Кудряшова. «ДК» уже писал о том, что из-за ненадлежащего контроля за его соблюдением, колл-центры и таксомоторные компании не могут поделить рынок. С этим вопросом президент направил бизнесменов в Минтранс. Одним из решений проблемы в министерстве видят создание общего колл-центра, а также делегирование полномочий по контролю за исполнением ФЗ в муниципалитеты.
В целом же президент согласился, что проблема регулирования рынка перевозок стоит довольно остро, поскольку роль такси в городах будет только возрастать. Никакие меры не позволяют решить проблему пробок особенно в центре, и такси при достаточной развитости смогут заменить горожанам личные авто.
Вопрос транспортной доступности в городе поднял и Леонид Штейнберг, президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана», который обратил внимание, что моллы строятся в центре городов, тогда как доступ к ним автотранспортных компаний очень затруднен. Рустам Минниханов согласился, что запрещая въезд грузовикам в черту города нелогично давать разрешение на строительство в центре города и обратился к министру строительства с просьбой взять этот вопрос под свой контроль.
Вадим Махеев, гендиректор компании «Оптовик» (сеть магазинов «Эссен»), сообщил, что из-за недостаточно прозрачных критериев оценки для паспортизации вывесок, согласование внешнего вида строений затягивается. Или предприятие сталкивается с рекомендацией обратиться в конкретную компанию, что может ускорить согласование проекта.
«Коррупция», - за г-на Махеева назвал своим именем процедуру Рустам Минниханов и порекомендовал при всяком столкновении с подобной ситуацией обращаться в прокуратуру.
«Для нас главное – прозрачные критерии», - снова повторил Вадим Махеев.
Президент согласился, что только так, без какого-либо люфта, который дает закон, компании «жуликов, друзей и родственников» не смогут зарабатывать.
Сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВРП 25%, и чтобы достичь задачи в 35-40% придется приложить очень большие усилия, отметил президент Рустам Минниханов. Свои размышления на этот счет высказал бизнесмен из Нижнекамска Максим Сперанский («Синтекс»), который обратил внимание президента на то, что крупные компании неохотно отдают на аутсорсинг многие сервивные процессы, за которые может взяться МСБ. Рустам Минниханов согласился, что крупный бизнес действительно мог бы в рассрочку продать сервисные направления малому бизнесу, высвоводить людей, занятых в этих процессах. Успешный опыт такого взаимодействия разнокалиберного бизнеса есть – например, в «Татнефти». Вопрос дальнейшей работы может быть поднят на совместном мероприятии компаний, отметил г-н Минниханов.
Создавать новые производства призывает и Айрат Баширов (Данафлекс), который сообщил, что его компания сталкивается с проблемой поставок зарубежного сырья на свое производство. Компания потребляет в целом 20 тыс. тонн полиетилены, и создание производства линейного полиетилена было бы большим подспорьем. За последнее время доля местного сырья уже выросла с 40 до 66%, сообщил он, но проблема импортозамещения стоит остро, с чем согласился и президент. Он сказал, что последние мировые политические события распрыли глаза на потребности республики. По полимерам импорта здесь быть не должно, отрезал г-н Минниханов.
prav.tatar.ru
Высказывались в ходе встречи также Зуфар Гаязов, гендиректор Татинтерресторантс. Он выступает с идеей организации точек питания на АЗС. И вроде как с сетью "Татнефть" договоренность почти достигнута.
Глава отраслевой Ассоциации Камияр Байтемиров тоже получил слово. Он поднял другую острую проблему для хозяйств, о которой говорит с самых разных трибун - доступ к земле. По его словам некоторые главы районов игнорируют запросы фермеров о выделении земли. Нужно создавать первичный и вторичный рынок земли, говорит г-н Байтемиров.