Прошлый год был для автодилеров крайне тяжелым— российский рынок потерял половину объема, татарстанский— почти 60%. В таких условиях речь шла не о стратегиях, а о выживании. По словам Вячеслава
Автодилеры не разделяют оптимистические рассуждения политиков о завершении кризиса в России. По оценкам Вячеслава Зубарева, главы «ТТС», объемы продаж автомобилей в Татарстане в 2010 г. будут меньше, чем в прошлом году.
Продажи автомобилей в 2009-м снизились у всех дилеров. «Некоторые по итогам года потеряли до 80% оборота»,— комментирует г-н Зубарев. Величина ущерба, по его словам, зависела от множества факторов: и от собственного запаса прочности отдельных участников рынка, и от позиции производителей.
Почему рынок Татарстана просел сильнее, чем в среднем по России?
— Это закономерно: в последние годы мы активнее росли, у нас шли наибольшие продажи, которые с началом кризиса резко сократились. Но есть регионы России, которые потеряли в объемах не меньше нашего. В частности, те, где произошло наибольшее снижение производства и, соответственно, доходов населения: на Урале пострадало производство металла, в Самаре и Башкирии— машиностроение.
А рост рынка в 2007-2008гг. происходил благодаря активному автокредитованию?
— Не только. Вспомните, росли и доходы населения. А в 2009 г. и кредитов стало меньше, и доходы резко сократились.
Какие марки подвели автодилеров больше других?
— Тяжело пришлось японским маркам. Их стоимость подогрел растущий курс йены и доллара.
Отмечу, что бюджетные марки несущественно сократили объемы продаж. И, по моему прогнозу, они первыми будут восстанавливать свои позиции. Несильно упал спрос и на премиум-сегмент.
Были ли еще какие-либо отдельные бренды, пользующиеся спросом в кризис?
— Меньше других пострадали производители, занимающие в этот год более агрессивную маркетинговую позицию. В качестве примера приведу концерн КIА, который в 2009 г. поработал над повышением качества и дизайном моделей. У него и доля рынка приросла за год.
Сменил Volvo на Volkswagen
В качестве второго примера успешной стратегии развития Вячеслав Зубарев привел Volkswagen, который потерял в продажах не более 20% за год. «Volkswagen во всем мире считается маркой №1. Но российским покупателем он пока недооценен, по объему продаж марка занимает 15-е место».
В Татарстане репутация Volkswagen была подпорчена прошлым дилером— ООО «Нур-Авто», который продавал автомобили этого бренда до июля 2009 г. Причиной разрыва контракта стали долги компании «Нур-Авто» перед поставщиком и покупателями. Речь шла о порядка 150 проданных автомобилях, чьи владельцы, заплатив деньги за покупку, не получили ПТС.
Вы как-то ощутили на себе последствия этого конфликта?
— Пока нет. С брендом Volkswagen мы только начали работать. Не думаю, что все покупатели ассоциируют этот конфликт с самим продуктом. По большому счету проблема не в бренде: просто дилер Volkswagen использовал деньги самого концерна, вместо того чтобы рассчитаться с ним за товар. И за это обвинять концерн Volkswagen я бы не стал. Единственное, в чем виновато руководство концерна,— нужно тщательнее выбирать партнеров и больше контролировать их работу.
А сама схема выдачи автомобилей без предоплаты выгодна всем. По ней работают производители и дилеры во всем мире и по всей России. И все этой схемой довольны.
Volkswagen объявлял тендер на двух дилеров марки в Татарстане. Одним стала «ТТС». Вы знаете, кто будет вторым?
— Конечно, у меня есть предположения. Но делиться ими считаю неэтичным. Кандидаты в республике есть, и у «НУРа» есть шансы.
Несмотря на снижение объемов продаж отдельных марок, ни производители, ни дилеры от них не отказались. Что заставило вас расторгнуть дилерство с Volvo в прошлом году?
— Невменяемая позиция дистрибьютора. Я не часто говорю такие слова, но, увы, это именно тот случай. С Volvo мы сотрудничали с марта 2006 г., а в 2009-м вынуждены были отказаться от дилерства, даже несмотря на то, что инвестировали в это направление 180 млн. руб.
Дистрибьютор совершенно не принимал наши предложения по антикризисным мерам, отвергал все предложения по повышению продаж. Продолжать совместную работу было нецелесообразно: это ежемесячное несение убытков при совершенно неконструктивной политике производителя.
В результате мы потеряли полномочия по гарантийному обслуживанию наших покупателей, и фактически они остались бесхозны. Для нас это беспрецедентная ситуация. Со своей стороны мы предлагали сохранить обслуживание автомобилей Volvo, по крайней мере, до появления нового дилера. Но компания Volvo заняла жесткую позицию, запретив нам осуществлять техническую поддержку. Уже трижды руководители компании говорили мне, что у них масса претендентов. Но новый дилер до сих пор не выбран.
Продажи новых автомобилей не вырастут
В 2010 г. автомобили станут для россиян чуть доступнее. Поспособствуют тому и инициативы Правительства России в рамках программы утилизации старых авто, и растущая динамика банковских автокредитов. Впрочем, владельцы старых машин, хотя и получат материальную компенсацию, будут ограничены в выборе нового транспорта. Кредит же не ограничивает покупателя в выборе.
Как программа утилизации старых машин стимулирует рост продаж новых?
— Продажи она повысит, конечно. Но полностью весь спрос на покупку автомобилей она не покрывает. У программы, скорее, иные задачи: помимо некоторой поддержки автомобильного производства, она работает на экологию и безопасность движения. Представляете, если такие старые автомобили выходят на дорогу, какие риски они для всех создают!
Каков ваш прогноз по продажам в кредит на год?
— Они будут расти. По моим данным в конце 2009 г. в кредит в Татарстане продавалось порядка 30-35% автомобилей. А в первой половине автокредиты практически не выдавались.
В начале 2009-го у всех автодилеров склады были забиты товаром, и для повышения продаж они устраивали акции и распродажи. В этом году такого уже не будет. Поэтому на рост продаж новых автомобилей я не рассчитываю: итоги 1-го полугодия 2010 г. для дилеров будут хуже, чем аналогичный период прошлого года. Но зато в кредит будет продано больше подержанных машин.
Верите ли вы в возможность создания «народного» дешевого автомобиля, который планирует сделать Михаил Прохоров?
— Я специалист в бизнесе, а не в pr-акциях. Это чистой воды pr, тут даже не о чем всерьез рассуждать. Я имею представление, сколько стоит разработка новой модели. Даже если г-н Прохоров поставит на кон все свое состояние, его еще ждет много проблем. Тут кроме денег нужна мощная база: лаборатории, команда специалистов, носителей культуры автомобильного производства. Где они у нас есть: на АвтоВАЗе?
Главное— сработать без убытков
С наступлением кризиса все крупные автодилеры стали говорить о повышении эффективности. Кто-то безмерно сокращал издержки и экономил на персонале, другие— искали инвестиции для открытия новых направлений. «ТТС» с началом кризиса существенно сократила бюджет, статью «на развитие» фактически обнулили. Вячеслав Зубарев убежден, что на затраты можно идти и в кризис, но только в двух случаях: если без них не может функционировать предприятие или если они гарантированно окупятся.
На какие затраты пошла компания «ТрансТехСервис»?
— На те, что связаны с открытием новых направлений. В прошлом году мы достроили автоцентр Audi и уже получили от этих вложений отдачу. Премиум-сегмент и так пострадал меньше других, а благодаря новому автоцентру мы в 2009 г. продали Audi больше, чем в 2008 г.
Вложили и в открытие нового направления— Lexus. Свободные площади у нас уже были, и затраты— минимальны. Также инвестировали в открытие автоцентра Volkswagen и автосалона КIA.
Как скоро эти вложения окупятся?
— Точных расчетов нет, прогнозировать время окупаемости мы не беремся. Для нас главное— понимать, что от каждого проекта даже в пессимистичном бизнес-плане мы получаем какую-то минимальную прибыль. Убытков быть не должно— это главное.
Для успешного ведения бизнеса сегодня не так важно иметь долгосрочные планы, рассчитанные до мелочей, как быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке и иметь мобильную команду. Хорошо, конечно, когда при этом можно предвидеть развитие событий хотя бы на полшага вперед.
Анна Саушина Вячеслав Зубарев
Председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»
Родился 25 ноября 1959 г.
Образование: Челябинский политехнический институт (1981 г.) по специальности «автомобили и тракторы» (инженер-механик).
Карьера: 1981 г.— мастер арматурного цеха, начальник бюро, начальник цеха, начальник производственного комплекса завода двигателей «КАМАЗ»; 1993-2008гг.— генеральный директор ООО «ПФ «ТрансТехСервис»; С 2008 г.— председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис». ООО «УК «ТрансТехСервис»
Год основания: 1992
Направления деятельности: продажа и сервисное обслуживание автомобилей. Холдинг является официальным дилером марок BMW, Mini, Land Rover, Jaguar, Audi, Porsche, Toyota, Ford, Mazda, Renault, Peugeot, Мitsubishi, KIA, Daewoo, Hyundai, Ssang Yong, Chevrolet, Opel, Subaru, Lada, Volkswagen, Lexus.
География: 40 дилерских центров в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Чебоксарах, Кирове, Ижевске, Уфе и Йошкар-Оле.
Объем продаж: в 2008 г. УК «ТТС» продала 31571 автомобиль, из которых 30311— иномарки. В 2009 г.— 14977 автомобилей, из которых 14058 иномарок.
Не допустить убытков
Прошлый год был для автодилеров крайне тяжелым— российский рынок потерял половину объема, татарстанский— почти 60%. В таких условиях речь шла не о стратегиях, а о выживании. По словам Вячеслава Зубарева, главы компании «ТТС», снижение оборотов на 20-25% за прошлый год приравнивается к успеху.
Продажи автомобилей в 2009-м снизились у всех дилеров. «Некоторые по итогам года потеряли до 80% оборота»,— комментирует г-н Зубарев. Величина ущерба, по его словам, зависела от множества факторов: и от собственного запаса прочности отдельных участников рынка, и от позиции производителей.
Почему рынок Татарстана просел сильнее, чем в среднем по России?
— Это закономерно: в последние годы мы активнее росли, у нас шли наибольшие продажи, которые с началом кризиса резко сократились. Но есть регионы России, которые потеряли в объемах не меньше нашего. В частности, те, где произошло наибольшее снижение производства и, соответственно, доходов населения: на Урале пострадало производство металла, в Самаре и Башкирии— машиностроение.
А рост рынка в 2007-2008гг. происходил благодаря активному автокредитованию?
— Не только. Вспомните, росли и доходы населения. А в 2009 г. и кредитов стало меньше, и доходы резко сократились.
Какие марки подвели автодилеров больше других?
— Тяжело пришлось японским маркам. Их стоимость подогрел растущий курс йены и доллара.
Отмечу, что бюджетные марки несущественно сократили объемы продаж. И, по моему прогнозу, они первыми будут восстанавливать свои позиции. Несильно упал спрос и на премиум-сегмент.
Были ли еще какие-либо отдельные бренды, пользующиеся спросом в кризис?
— Меньше других пострадали производители, занимающие в этот год более агрессивную маркетинговую позицию. В качестве примера приведу концерн КIА, который в 2009 г. поработал над повышением качества и дизайном моделей. У него и доля рынка приросла за год.
Сменил Volvo на Volkswagen
В качестве второго примера успешной стратегии развития Вячеслав Зубарев привел Volkswagen, который потерял в продажах не более 20% за год. «Volkswagen во всем мире считается маркой №1. Но российским покупателем он пока недооценен, по объему продаж марка занимает 15-е место».
В Татарстане репутация Volkswagen была подпорчена прошлым дилером— ООО «Нур-Авто», который продавал автомобили этого бренда до июля 2009 г. Причиной разрыва контракта стали долги компании «Нур-Авто» перед поставщиком и покупателями. Речь шла о порядка 150 проданных автомобилях, чьи владельцы, заплатив деньги за покупку, не получили ПТС.
Вы как-то ощутили на себе последствия этого конфликта?
— Пока нет. С брендом Volkswagen мы только начали работать. Не думаю, что все покупатели ассоциируют этот конфликт с самим продуктом. По большому счету проблема не в бренде: просто дилер Volkswagen использовал деньги самого концерна, вместо того чтобы рассчитаться с ним за товар. И за это обвинять концерн Volkswagen я бы не стал. Единственное, в чем виновато руководство концерна,— нужно тщательнее выбирать партнеров и больше контролировать их работу.
А сама схема выдачи автомобилей без предоплаты выгодна всем. По ней работают производители и дилеры во всем мире и по всей России. И все этой схемой довольны.
Volkswagen объявлял тендер на двух дилеров марки в Татарстане. Одним стала «ТТС». Вы знаете, кто будет вторым?
— Конечно, у меня есть предположения. Но делиться ими считаю неэтичным. Кандидаты в республике есть, и у «НУРа» есть шансы.
Несмотря на снижение объемов продаж отдельных марок, ни производители, ни дилеры от них не отказались. Что заставило вас расторгнуть дилерство с Volvo в прошлом году?
— Невменяемая позиция дистрибьютора. Я не часто говорю такие слова, но, увы, это именно тот случай. С Volvo мы сотрудничали с марта 2006 г., а в 2009-м вынуждены были отказаться от дилерства, даже несмотря на то, что инвестировали в это направление 180 млн. руб.
Дистрибьютор совершенно не принимал наши предложения по антикризисным мерам, отвергал все предложения по повышению продаж. Продолжать совместную работу было нецелесообразно: это ежемесячное несение убытков при совершенно неконструктивной политике производителя.
В результате мы потеряли полномочия по гарантийному обслуживанию наших покупателей, и фактически они остались бесхозны. Для нас это беспрецедентная ситуация. Со своей стороны мы предлагали сохранить обслуживание автомобилей Volvo, по крайней мере, до появления нового дилера. Но компания Volvo заняла жесткую позицию, запретив нам осуществлять техническую поддержку. Уже трижды руководители компании говорили мне, что у них масса претендентов. Но новый дилер до сих пор не выбран.
В 2010 г. автомобили станут для россиян чуть доступнее. Поспособствуют тому и инициативы Правительства России в рамках программы утилизации старых авто, и растущая динамика банковских автокредитов. Впрочем, владельцы старых машин, хотя и получат материальную компенсацию, будут ограничены в выборе нового транспорта. Кредит же не ограничивает покупателя в выборе.
Как программа утилизации старых машин стимулирует рост продаж новых?
— Продажи она повысит, конечно. Но полностью весь спрос на покупку автомобилей она не покрывает. У программы, скорее, иные задачи: помимо некоторой поддержки автомобильного производства, она работает на экологию и безопасность движения. Представляете, если такие старые автомобили выходят на дорогу, какие риски они для всех создают!
Каков ваш прогноз по продажам в кредит на год?
— Они будут расти. По моим данным в конце 2009 г. в кредит в Татарстане продавалось порядка 30-35% автомобилей. А в первой половине автокредиты практически не выдавались.
В начале 2009-го у всех автодилеров склады были забиты товаром, и для повышения продаж они устраивали акции и распродажи. В этом году такого уже не будет. Поэтому на рост продаж новых автомобилей я не рассчитываю: итоги 1-го полугодия 2010 г. для дилеров будут хуже, чем аналогичный период прошлого года. Но зато в кредит будет продано больше подержанных машин.
Верите ли вы в возможность создания «народного» дешевого автомобиля, который планирует сделать Михаил Прохоров?
— Я специалист в бизнесе, а не в pr-акциях. Это чистой воды pr, тут даже не о чем всерьез рассуждать. Я имею представление, сколько стоит разработка новой модели. Даже если г-н Прохоров поставит на кон все свое состояние, его еще ждет много проблем. Тут кроме денег нужна мощная база: лаборатории, команда специалистов, носителей культуры автомобильного производства. Где они у нас есть: на АвтоВАЗе?
Главное— сработать без убытков
С наступлением кризиса все крупные автодилеры стали говорить о повышении эффективности. Кто-то безмерно сокращал издержки и экономил на персонале, другие— искали инвестиции для открытия новых направлений. «ТТС» с началом кризиса существенно сократила бюджет, статью «на развитие» фактически обнулили. Вячеслав Зубарев убежден, что на затраты можно идти и в кризис, но только в двух случаях: если без них не может функционировать предприятие или если они гарантированно окупятся.
На какие затраты пошла компания «ТрансТехСервис»?
— На те, что связаны с открытием новых направлений. В прошлом году мы достроили автоцентр Audi и уже получили от этих вложений отдачу. Премиум-сегмент и так пострадал меньше других, а благодаря новому автоцентру мы в 2009 г. продали Audi больше, чем в 2008 г.
Вложили и в открытие нового направления— Lexus. Свободные площади у нас уже были, и затраты— минимальны. Также инвестировали в открытие автоцентра Volkswagen и автосалона КIA.
Как скоро эти вложения окупятся?
— Точных расчетов нет, прогнозировать время окупаемости мы не беремся. Для нас главное— понимать, что от каждого проекта даже в пессимистичном бизнес-плане мы получаем какую-то минимальную прибыль. Убытков быть не должно— это главное.
Для успешного ведения бизнеса сегодня не так важно иметь долгосрочные планы, рассчитанные до мелочей, как быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке и иметь мобильную команду. Хорошо, конечно, когда при этом можно предвидеть развитие событий хотя бы на полшага вперед.
Анна Саушина Вячеслав Зубарев
Председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»
Родился 25 ноября 1959 г.
Образование: Челябинский политехнический институт (1981 г.) по специальности «автомобили и тракторы» (инженер-механик).
Карьера: 1981 г.— мастер арматурного цеха, начальник бюро, начальник цеха, начальник производственного комплекса завода двигателей «КАМАЗ»; 1993-2008гг.— генеральный директор ООО «ПФ «ТрансТехСервис»; С 2008 г.— председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис». ООО «УК «ТрансТехСервис»
Год основания: 1992
Направления деятельности: продажа и сервисное обслуживание автомобилей. Холдинг является официальным дилером марок BMW, Mini, Land Rover, Jaguar, Audi, Porsche, Toyota, Ford, Mazda, Renault, Peugeot, Мitsubishi, KIA, Daewoo, Hyundai, Ssang Yong, Chevrolet, Opel, Subaru, Lada, Volkswagen, Lexus.
География: 40 дилерских центров в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Чебоксарах, Кирове, Ижевске, Уфе и Йошкар-Оле.
Объем продаж: в 2008 г. УК «ТТС» продала 31571 автомобиль, из которых 30311— иномарки. В 2009 г.— 14977 автомобилей, из которых 14058 иномарок.