Меню

Яков Геллер: Покупай татарстанское, если тебе это выгодно

Больше половины объектов Универсиады 2013 года построят на федеральные деньги. В конце июня Правительство РФ уже выделило 7 млрд руб. на подготовку и проведение спортивных соревнований и пообещ

С 1 июля все закупки для объектов Универсиады будут публиковаться на tattis.ru в каталоге сделок электронно-информационной системы РТ (ЭТИС). Республиканские власти рекомендуют подрядчикам покупать продукцию местных производителей. Публикация сделок должна показать, прислушиваются ли компании к советам властей. О механизме выбора поставщика через ЭТИС и методах контроля рассказал «ДК» генеральный директор Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Яков Геллер.

Больше половины объектов Универсиады 2013 года построят на федеральные деньги. В конце июня Правительство РФ уже выделило 7 млрд руб. на подготовку и проведение спортивных соревнований и пообещало отслеживать расход каждого рубля.

Как технологически будет осуществ­ляться контроль?

— Мы оформим все по шаблону, который уже применили к сделкам, связанным с капитальным ремонтом. Любой пользователь Интернета может зайти на сайт tattis.ru, далее разделы: статистическая информация/каталог сделок по капремонту/район/подрядчик/дом и посмотреть все закупки для этого дома. Информация по каждому гвоздю, вентилю и унитазу, купленному для ремонта в любом доме республики, доступна всем пользователям Интернета: кто, когда, по какой цене и у какого поставщика купил. И житель дома, и журналист, и член Счетной палаты могут зайти и посмотреть. Точно так же будем публиковать информацию по каждому из 64 объектов Универсиады. Ни копейки не оплатят подрядчику, пока на накладной, на договоре не будет стоять штамп о том, что сделка опубликована в каталоге ЭТИС. А будет опубликована, станет доступна для немедленной реакции.

Негативную реакцию может вызвать то, что товар приобретен не у татарстанских производителей?

— Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы покупали у местных. Особенно во время кризиса. С каждого рубля, отданного за товар татарстанскому предприятию, 11 копеек остается в налоговой базе республики.

Но покупатели в первую очередь руководствуются ценой, а не географией производства.

— Правильно. Задача ЭТИС показать многообразие предложений. Один из разделов ЭТИС называется «Межрегиональная выставка-продажа», где сегодня экспонируются свыше 22 тысяч предложений по товарам и услугам. В марте, когда мы начинали работать, министр экономики РТ написал письма во все регионы России с предложением участвовать в этой выставке-продаже всем российским производителям. Кроме того, с 1 июля постановлением Правительст­ва России наша площадка для проведения электронных аукционов стала одной из трех, где проводятся аукционы для федеральных нужд. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы наиболее полно там была представлена продукция наших производителей, но она торгуется в конкурентной среде. На выставке-продаже ежесуточно проходят котировочные сессии, и одноименная продукция выстраивается в котировочный ряд.

В чем же тогда поддержка местных?

— Если подрядчик местного объекта покупает товар по цене выше рынка, причем не у местного производителя — у него обязательно спросят, почему так? Наблюдательный совет ЭТИС собирается каждый четверг и разбирает все сомнительные сделки. Причем предметом разбирательства может стать и сам местный поставщик. Например, в прошлый раз мы приглашали Министерство лесного хозяйства и подведомственные лесхозы, которые продают древесину и пиломатериалы по цене примерно на 17-20% дороже, чем соседи. Замминистра обещал выяснить, объективная это стоимость или нежелание участвовать в конкурентной борьбе и объясниться. Если заказчики покупают товар не у местных, то участвуют в опросе, варианты ответа: местное дорого стоит, плохого качества, нет в наличии. Это помогает повысить конкурентные свойства продукции Татарстана. Мы не собираемся оставаться в границах нашей республики, хотим за счет агрессивного маркетинга завоевывать внешние рынки. Функция ЭТИС — не только взывать к патриотическим чувствам заказчиков, но и собирать информацию о конкурентных свойствах наших товаров. Покупай татарстанское, если тебе это выгодно и если ты патриот. Оба «если» обязательно должны присутствовать.

Каковы результаты: сколько продукции приобретается у местных поставщиков?

— Пока немного. За три месяца во всех каталогах ЭТИС зарегистрировано свыше 78 тысяч сделок, только по капремонту прошло около 1,5 миллиарда рублей. При этом закупки у местных производителей проведены на сумму около 50 миллионов рублей. Это порядка 7% от суммы всех закупок.

То есть законы рынка все же побеждают.

— Понимаете, важно купить не дешево, а оптимально по качеству и сопутствующим расходам. Приобрести продукцию своего производителя на 10% дороже — подчеркиваю, на 10%, не более! — выгоднее, чем купить у чужого. Понятно почему — здесь остается добавленная стоимость, зарплата рабочих, что формирует второй денежный круг и влияет на платежеспособность населения. Это выгодно и республике, и бизнесу, который не на словах, а на деле чувствует свою социальную ответст­венность.

мнение
Обменные центры Стерлигова помогают найти поставщиков не за деньги, а за товар
Ильдар Орлов
соучредитель казанского подразделения АРТЦ:
Схема работы электронной товарно-информационной системы РТ схожа с механизмом функционирования Антикризисного рассчетно-товарного центра (интервью с Германом Стерлиговым см. в №7 от 6.04.2009 г.).
На вопросы «ДК» ответил один из учредителей казанского подразделения АРТЦ Ильдар Орлов.
Вы не считаете, что ЭТИС РТ позаимствовал схему вашей работы?
— Нет, у нас ведь не площадка, а запатентованный программный продукт, с помощью которого можно составлять цепочки обменов. Мы не конкурируем с ЭТИС, а сотрудничаем.
Каким образом?
— Обмениваемся базами. Они помогают нам своих клиентов заводить в систему, а мы рассказываем о возможностях ЭТИС.
Но у них-то бесплатное участие, а вашим клиентам нужно делать гарантийный взнос.
— Нет, мы еще весной изменили правила и до осени всех принимаем бесплатно.
И все же, зачем предприятию обращаться к вам, если зарегистрировавшись в ЭТИС, они могут не только обменяться, но и продать товары?
— ЭТИС предназначен для экономии федеральных и бюджетных денег. Принцип торгов на их площадке — открытый аукцион на понижение, причем публичный. К тому же много местных поставщиков, если компании нужно купить спецодежду, бумагу — проще выбрать в республике, чем везти откуда-то. Тем более суммы небольшие — 200-300 тысяч рублей. Наша система более глобальна. Мы собираем базу по всем регионам и помогаем предприятиям найти поставщиков не за деньги, а за свои товары. То есть тоже помогаем экономить деньги, но не бюджетные, а собственные средства предприятий. А еще мы принимаем к торгу и обмену дебиторскую задолженность, инвестиционные проекты. Такого больше вообще никто не предлагает. Поэтому никакой конкуренции со стороны ЭТИС мы не ощущаем, у нас разные методы работы.

яков геллер: «Если подрядчик местного объекта покупает товар по цене выше рынка, причем не у местного производителя — у него обязательно спросят, почему так?»