Альберт Ахметов, лицей №7: "Может ли школа воспитать предпринимателя" //МНЕНИЕ
В современных школах не предусмотрено предметов по отработке специальных навыков для предпринимателей, но всегда есть возможность создать правильную атмосферу, подсказать ориентир.
Альберт Ахметов, директор лицея №7 для одаренных детей г. Казань:
«С перехода нашей страны на рельсы рыночной экономики прошло уже более двух десятков лет. Сейчас слово «спекулянт» для многих молодых людей не несет негативной смысловой нагрузки, оставшись в уроках истории.
Школа продолжает готовить детей к жизни, и, следовательно, должна готовить к рыночным отношениям, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Дети в современных школах изучают много разных предметов, но не все полученные знания впоследствии используют. Редко кому из нас по окончании средней школы приходилось находить валентность химических элементов, вычислять тангенс или котангенс. Однако навыки, наработанные при решении школьных задач, нами используются повсеместно.
Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Сегодня уже никто не спорит, нужно ли знание экономики инженеру, офицеру или учителю, ведь экономический анализ проник в нашу жизнь, пронизал ее целиком и полностью. Каждый из нас практически ежедневно сталкивается с ним, выбирая надежную финансовую организацию, пользуясь скидками при покупке товара и т.п. Да и дети эти рыночные возможности не упускают.
Азы экономики должны быть понятны всем, независимо от того, будет ли будущая профессия связана с этой сферой или нет.
Экономика – это современная наука, а развитая экономическая система – основа развития любой страны. Поэтому одна из важных задач современной школы – давать четкое представление об экономических возможностях.
В современных школах не предусмотрено предметов по отработке специальных навыков для предпринимателей, но всегда есть возможность создать правильную атмосферу, подсказать ориентир. К примеру, в нашем лицее есть определенная традиция – во время учебного года к нам приходят опытные предприниматели и эксперты, которые делятся опытом и рассказывают об экономических возможностях и реалиях, связанные с открытием и ведением бизнеса. И очень часто на этих встречах звучит одна и та же мысль, что предприниматели – это люди дивергентного мышления, способные находить несколько решений одной проблемы, и способные выбрать самое эффективное.
Предприниматель – это не профессия. Предпринимательство – это качество, способность и навык человека себя реализовывать.
Практически ежегодно среди выпускников немало ребят говорят о желании открыть свое дело, свой бизнес. В свои неполные восемнадцать они готовы рисковать, расти и развиваться. Ведь перед ними уже есть российские примеры юных успешных стартаперов. И задача школы – помочь таким ученикам, поддержать в порывах, дать шансы для раскрытия талантов.
Необходимо давать возможность наработки личного капитала в виде лидерских качеств и проектных навыков: в ходе работы над различными тематическими проектами, подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам. Практика показывает, что такие методы мотивируют школьников двигаться вперёд, учат мыслить, излагать и доказывать свою позицию в любых имеющихся условиях, а значит, быть готовым к предпринимательству».
Колонка написана специально для журнала «Деловой квартал»