Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Артем Шабалин: лизинг помогает бизнесу оптимизировать финансовую нагрузку на бюджет

Артем Шабалин: лизинг помогает бизнесу оптимизировать финансовую нагрузку на бюджет
Иллюстрация: ООО «Балтийский лизинг»

Стоимость техники на российском рынке выросла, и это привело к тому, что люди активнее стали пользоваться лизингом — он позволяет равномерно распределить финансовую нагрузку на бюджет предприятия.

На фоне падения покупательской способности, роста цен, нестабильной экономической ситуации вполне неплохо себя чувствуют лизинговые компании, предлагающие альтернативу кредиту и инвестированию. О современном рынке лизинга в Татарстане DK.RU рассказал директор казанского филиала «Балтийского лизинга» Артем Шабалин.

Насколько и за счет чего увеличился объем нового бизнеса филиала в этом году? Есть региональная специфика у лизингового рынка?

— Если сравнивать с аналогичным периодом 2018 г, объем нового бизнеса по нашему филиалу увеличился на 51%. Лидируют следующие сегменты: легковые автомобили (26,6%), строительная техника (23,6%) и грузовая техника (23%). По сути, на эти типы имущества ориентируется большинство лизинговых компаний, так как они являются наиболее ликвидными. У нас также есть сделки по промышленному оборудованию, но их чуть меньше — это более масштабные проекты, для которых мы используем другие подходы, другие модели оценки финансового состояния клиента. Могу отметить, что наши менеджеры обладают высоким уровнем экспертизы во всех отраслях, для представителей которых мы финансируем покупку имущества. Ведь перед каждой сделкой мы тщательно изучаем рынок, его особенности, основные риски, которые могут реализоваться в течение срока договора. Занимаясь этой работой, мы получаем богатый опыт, знания, которые в дальнейшем можем использовать не только для внутренней аналитики, но и для того, чтобы сориентировать клиента, если будут заявки по аналогичному сегменту.

С точки зрения экономики Татарстан — уникальный и многогранный регион: тут и промышленность, и большая концентрация транспортных компаний, кроме того для бизнеса создана свободная экономическая зона «Алабуга» — там открывается много собственных производств. Здесь много автопроизводителей, конструкторских бюро, которые занимаются доработкой коммерческой техники, также есть филиал КамАЗа, на чьи машины мы регулярно получаем заявки на лизинг.

Явной нацеленности на какой-то определенный сегмент, например, аграрный, как в Краснодарском крае, в Татарстане нет, возможности представлены для развития любой отрасли.

Чем объясняется рост популярности лизинга среди предпринимателей?

— Стоимость техники выросла, и это привело к тому, что люди активнее стали пользоваться лизингом, поскольку он позволяет равномерно распределить финансовую нагрузку на бюджет предприятия.

Вернемся на пять-семь лет назад. КамАЗ (тягач) стоил около 3 млн рублей, прицеп к нему — 1,5 млн рублей, то есть полная сцепка — в пределах 5 млн. Тарифы на перевозки тогда тоже были другими. На тот момент расходы на приобретение грузовика можно было в краткосрочной перспективе покрыть прибылью от его эксплуатации. На сегодняшний день таких цен уже нет, стоимость КамАЗа увеличилась. Тот же тягач стоит уже 4,5 млн рублей, а прицеп к нему —  2-2,5 млн рублей, то есть сцепка будет стоить уже 7 млн. А на иностранную технику цены еще выше — от 10 млн руб. И приобретение машины за собственные средства становится ударом по бюджету предпринимателя.

Стоимость услуг при этом не увеличилась настолько, чтобы покрывать возросшую стоимость транспорта. Зато добавились акцизы на топливо, вырос НДС, введен «Платон», бывают форс-мажоры, поломки, ДТП — приходится как-то оптимизировать расходы. Предприниматель начинает рассматривать альтернативные варианты. И как раз лизинг является наиболее удачным решением, позволяющим равномерно распределить нагрузку. Например, если в бизнесе присутствует сезонность, то с учетом этого мы можем рассчитать для лизингополучателя индивидуальный график платежей, позволяющий уменьшить выплаты в сезон, когда компания клиента получает наименьшую в году прибыль.

Кроме того, от лизингополучателя не требуется дополнительного обеспечения по сделке, так как им, по сути, является имущество, которое приобретает клиент. Также лизинговые платежи можно в полном объеме отнести на себестоимость и применить ускоренную амортизацию для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Немаловажно и то, что лизинг позволяет сохранить деньги в обороте, не загружает структуру баланса, в которой, к примеру, обычный кредит отображается, демонстрируя уровень закредитованности предприятия.

Вы сказали, что львиная доля сделок в вашем филиале — это сегмент легкового транспорта. Какие компании к вам обращаются, и что конкретно вы им предлагаете?

— Обращаются компании совершенно разные, здесь мы не выделяем какой-либо сегмент, это может быть и крупный бизнес, и МСБ. Что касается наших предложений, то могу сказать, что их много, и каждая компания сможет найти для себя подходящий вариант. Есть скидки и на бюджетные модели, и на люксовые авто. Кроме финансовой выгоды при покупке имущества мы предлагаем клиентам программы, в рамках которых предусмотрено бесплатное ТО, шиномонтаж или другие опции. Есть спецпредложения с упрощенными условиями оформления лизинговой сделки, например, у нас продолжает работать программа «Дайте два», благодаря которой легковой и легкий коммерческий транспорт можно приобрести всего по двум документам: требуется лишь анкета и паспорт клиента. Вообще у нас сейчас действует порядка 30 спецпредложений в сегменте автотранспорта.

Расскажите о новинках в этом направлении: оперлизинге и проекте «Лизинг-драйв»? Какие возможности они предоставляют? В чем их специфика? 

— В 2020 году казанский филиал будет активно развивать операционную аренду. Конечно, сделки по операционному лизингу у нас заключались и раньше, но теперь направлению будет уделено особое внимание, мы должны показать клиентам, что операционная аренда — это современный, соответствующий текущим трендам инструмент. Напомню, что в рамках подобных сделок авто можно приобрести без аванса и при этом получить набор дополнительных услуг, таких как ТО, шиномонтаж, помощь на дороге и многое другое, список опций формируется с учетом пожеланий лизингополучателя. Надеюсь, вскоре наши клиенты оценят удобство такой опции как управление автопарком, им не придется заботиться о технических нюансах, это сделаем мы.

Проект «Лизинг-драйв» направлен на обновление тестового парка автодилеров, с которыми мы сотрудничаем. Продукт позволяет привлечь клиентов: дилер доверяет нашей лизинговой компании обновление своего тестового парка, и предприниматели делают определенные выводы, формируется лояльность по отношению к нам, как к надежному финансовому партнеру.

Насколько развит в вашем филиале лизинг промышленного оборудования?

— Мы работаем с поставщиками по всей России. Нам непринципиально, где находится нужный нам дилер, обладая широкой филиальной сетью (73 филиала по всей РФ), мы можем в тот же день связаться с коллегами, оперативно осмотреть имущество, подписать договор купли-продажи на местах. Это очень удобно.

Важный момент: при лизинговой сделке клиент сам выбирает поставщика, мы не навязываем свои варианты. Однако мы можем ему помочь сориентироваться в общем потоке специальных предложений, которые есть на рынке на сегодняшний день. В частности, для этого мы делаем информационные рассылки, а также запрашиваем у поставщиков актуальные данные по интересующей клиента технике, исходя из его ТЗ.

Как реализуете у себя политику импортозамещения?

— Ключевой момент — наличие отечественных аналогов, способных заменить иностранную технику. Например, к нам обратилась обувная компания, которая планирует возобновить производство обуви в Татарстане. Нужно обновить станки, чтобы повысить производительность, минимизировать ручной труд. Мы помогаем клиенту приобрести новую линию – где-то можно поставить импортный станок, где-то использовать отечественный аналог, соответствующий техническим характеристикам, необходимым клиенту.

Сегодня большинство компаний активно внедряет цифровые технологии, чтобы максимально упростить взаимодействие с заказчиками. Что реализовано в вашей компании?

— В этом году мы запустили электронный личный кабинет для поставщиков, а также для клиентов. Там они могут получить всю информацию о работе с заявкой, уже заключенной сделкой, а также сервис поможет мониторить информацию о новых спецпредложениях «Балтийского лизинга». В личном кабинете клиент может видеть график платежей, формировать запрос на получение той ли иной услуги: досрочный выкуп, формирование счетов-фактур или любой другой документации.

У нас на сайте есть «умный» автокаталог, в котором аккумулируется информация об автомобилях, их актуальной стоимости. Клиент на нашем сайте может найти и подобрать себе автомобиль, укомплектованный у конкретного поставщика, в конкретном регионе, в ближайшем к нему салоне. Каталог обновляется в режиме онлайн в соответствии с наличием машины на складе. Все эти опции делают работу с лизинговой компанией намного проще и оперативнее.

Какие изменения ждут лизинговый рынок в 2020 году?

— Как отмечает топ-менеджмент, рынок в следующем году не ждет каких-либо потрясений. Рост отрасли будет умеренным, не таким взрывным, как в 2017-2018 годах, нужно понимать, что объемы прирастали рекордными темпами из-за эффекта низкой базы (после кризиса 2014 года). А сейчас динамику обеспечат сегменты автотранспорта и спецтехники, возможно «двигать» показатели будут крупные сделки в сегментах авиа и железнодорожной техники.

Разумеется, в отрасли продолжится цифровизация бизнес-процессов. Мы будем совершенствовать систему ЭДО (электронного документооборота), в этом году, например, мы заключили первый трехсторонний online-договор. Сейчас мы приглашаем клиентов переходить на эту систему, так мы сможем экономить колоссальное количество времени.

Каковы перспективы развития именно вашего филиала с учетом этих тенденций?

— Компания делает упор на развитие сервисной составляющей договоров лизинга. Бизнесмены, которые следят за трендами и хотят пользоваться продуктами, освобождающими их от нецелевых задач, вскоре могут начать отдавать предпочтение операционному лизингу, отказываясь от финансового. Им важно будет, например, то самое управление автопарком, про которое я говорил ранее. Также популярностью будут пользоваться опции, которые позволят клиенту быть спокойным за свой автомобиль, его техническую эксплуатацию.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.