"Ашан" пришел в Татарстан
«Ашан» открыл первый гипермаркет в Казани 6 октября. Инвестиции в первый долгожданный казанский магазин ритейлера составили 500 млн руб. До конца года французский экспант может занять уже до 15% ры
Уже неделю гипермаркет работает в Казани в техническом режиме. Французский ритейлер занял порядка 10 тыс. кв. м в недавно открывшемся после реконструкции ТРЦ «Южный». В гипермаркете будет представлено более 35 тыс. наименований товара, работают 62 кассы, в том числе 8 экспресс-касс. Французский ритейлер ожидает выйти на средний показатель выходного дня в 15 тыс. посетителей и 6-7 тыс. чеков.
Как рассказал директор-коуч гипермаркета «Ашан» в Казани Ришар Деннелен, 90% товаров на полках ритейлера будут от отечественного производителя. На вопрос, какова будет доля товаров от местных республиканских производителей, Ришар Деннелен ответить затруднился: «Это зависит от них самих и от поставляемых товаров. С локальными поставщиками будем работать обязательно».
Годом ранее Ришар Деннелен обещал, что 95% товаров в казанском магазине будут повторять предложения «Ашана» по всей России, а 5% полок займут специфические предложения для казанцев. «Например, местная кулинария, товары от футбольных клубов «Рубин», «Зенит», «Ак Барс», — отмечал он.
Прихода французского розничного оператора казанский покупатель ждет по меньшей мере 6 лет. В течение этого времени «Ашан» не раз заявлял о намерении открыть магазин, ставил сроки, но вскоре по разным причинам их переносил.
Сначала «Ашан» планировал открытие гипермаркета в Казани к празднованию тысячелетия. Выбрал площадку, как и в других городах, в торговом центре «Мега». Но в 2005 году место «Ашана» в казанской «Меге» занял местный продовольственный ритейлер «Бахетле».
Первая официальная встреча республиканских властей с представителями французской компании состоялась весной 2009 года. Тогда генеральный директор «Ашан Россия» Жан Пьер Жермен впервые заявил о своих планах выйти на казанский рынок. По итогам встречи правительство республики даже поручило мэрии Казани подобрать площадку для «Ашана». Исполком предложил французскому ритейлеру расположиться на окраине города, отмечая, что «ни в одном европейском городе подобные гипермаркеты не располагаются в черте города». Руководство «Ашана» площадь не устроила.
Позже, в мае 2010 года ритейлер говорил о намерении выйти на рынок РТ осенью 2010 года. Тогда даже начался набор персонала, но открытие «Ашана» по-прежнему откладывалось. Официально озвученная причина — ТЦ «Южный», на площадях которого должен разместиться гипермаркет, не успевает пройти экспертизу в инспекции государственного строительного надзора Татарстана.
Затянувшийся выход французского ритейлера на местный рынок заинтересовал даже президента РТ Рустама Минниханова. А в бизнес-сообществе активно велись разговоры о возможном противостоянии французского экспанта и местных «старожилов» продуктового ритейла, в частности «Бахетле», которые препятствуют проникновению на рынок конкурента. Именно бизнесу Муслимы Латыповой пророчили потерю клиентуры в связи с выходом на казанский рынок «Ашана» до последнего времени.
Теперь же мнения изменились — поделиться своими клиентами придется всем игрокам. «Казань характеризуется одним из самых высоких в стране показателей обеспеченности торговыми площадями — около 840 кв. м на 1000 жителей», — отметил Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
По оценкам участников рынка, «Ашан» заберет в 2011 года порядка 15% рынка. Однако, приход мощного ритейлера вызовет и рост объема продритейла. Наталья Кочкина, директор компании «РЕАЛ-Гипермаркет» в Казани, прогнозировала, что с приходом «Ашана» продритейл вырастет в среднем на 8-10%. Федеральные сети при этом будут занимать 70% доли рынка, а местные сети — 15% по РТ.
На данный момент аналитики оценивают продуктовый сегмент Казани примерно в 60 млрд руб. «Порядка 300 млрд руб. составит рынок РТ на конец года», — прогнозирует г-н Клягин.
Анна Саушина