Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

БАНКИ ЖМУТ НА ТОРМОЗА

эксперты Алексей Бойко заместитель председателя правления «Спурт Банка» Марат Ганеев директор департамента розничного бизнеса «Ак Барс» Банка Ильдар Зиннуров председатель совета директоров, директо

В конце осени впервые за последние два года динамика роста продаж иностранных автомобилей стала отрицательной. Всему виной банки, которые ужесточили выдачу автокредитов и повысили процентные ставки до уровня пятилетней давности. В первой половине года половина автомобилей покупалась в кредит, сейчас ­— не более 10%.

эксперты
Алексей Бойко
заместитель председателя правления «Спурт Банка»
Марат Ганеев
директор департамента розничного бизнеса «Ак Барс» Банка
Ильдар Зиннуров
председатель совета директоров, директор автохолдинга «Таттранском»
Вячеслав Зубарев
генеральный директор автохолдинга «ТрансТехСервис»
Михаил Котляров
коммерческий директор автомобильной группы «АКОС»
Егор Кузьмин
начальник отдела автокредитования Казанского филиала «ВТБ 24»
Станислав Кутузов
исполнительный директор ООО «РРТ-Казань»
Евгений Новиков
директор департамента автокредитования «Русфинанс Банка»

Какие банки остались на рынке автокредитования?
Спасут ли дилеров распродажи?
Как повлияет курс доллара на цены?

До ноября 2008 г. продажи автомобилей у дилерских компаний, вне зависимости от представленных брендов, росли завидными темпами. По данным автохолдинга ЗАО «ТрансТехСервис» (ТТС), занимающего лидирующее положение на автомобильном рынке, за 9 месяцев компания реализовала 24 548 машин, что на 30% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Схожую динамику показали конкурирующие с ТТС компании — ЗАО «Таттранском» (торговая марка «Сапсан») и «АКОС»: прирост за 9 месяцев по разным маркам составил от 25 до 40%.

Большинство дилерских компаний еще в начале года утвердили бизнес-план с ростом продаж в 50%. К примеру, ТТС рассчитывал продать по итогам 2008 г. около 40 тыс. автомобилей, что на 52% больше уровня 2007 года. Автохолдинг ЗАО «Таттранском» в начале этого года принял план продаж с ростом на 25% — до 30 тыс. штук. Исходя из запланированного роста в 50% дилеры Казани еще летом оплатили поставки автомобилей на 2-е полугодие, закрыв квоты на 2008 год.

Банки перестали кредитовать покупку бюджетных иномарок

В октябре, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), дилеры России смогли продать автомобилей на 5,7% меньше, чем в сентябре. Снижение спроса коснулось большинства популярных в Казани марок. По данным АЕБ, в октябре на 27% (по сравнению с аналогичным периодом 2007-го) снизились продажи автомобилей Hyundai. Эта марка по итогам 9 месяцев 2008 г. занимала первое место в рейтинге продаж ТТС, опережая Renault и Toyota.

Аналогичный спад в октябре произошел у Ford — минус 18% к октябрю 2007 года. Это одна из основных марок «Сапсана». Nissan, ключевой бренд АКОСа, показал минус 24%. По словам Ильдара Зиннурова, владельца ЗАО «Таттранс­ком», в ноябре продажи автомобилей стали просто обваливаться. «Мы продали на 25% меньше, чем в октябре. Что будет дальше — неизвестно. Скорее всего, ситуация ухудшится», — говорит он. «В январе может наступить мертвый сезон», — соглашается владелец «ТТС» Вячеслав Зубарев.

Замедление темпов продаж дилеры напрямую связывают со сворачиванием федеральными и татарстанскими банками программ автокредитования. Причем открыто о прекращении выдачи кредитов банки не заявляли, а просто резко снизили процент одобренных заявок. По мнению участников рынка, кредитные брокеры, работающие в казанских автосалонах, следуют негласному указанию банков выдавать не больше одного кредита в день.

Федеральные розничные банки «Хоум Кредит Банк», «Ренессанс Капитал» и банк «Союз», которые работали почти во всех казанских автосалонах, ушли с рынка автокредитования. «В октябре «Хоум Кредит Банк» временно приостановил прием заявок на автокредиты и ипотеку», — подтвердили в казанском офисе банка.

Среди республиканских банков выдачу автокредитов прекратил «Спурт Банк». «Доходы большинства работающих граждан сегодня нестабильны: работодатели сокращают персонал и фонд заработной платы. В связи с этим банк оценивает риски по потребительским кредитам как достаточно высокие», — комментирует Алексей Бойко, заместитель председателя правления «Спурт Банка». Г-н Бойко добавил, что после стабилизации ситуации банк в следующем году может возобновить программы автокредитования. Между тем банкиры конкурирующих кредитных учреждений считают иначе. По их мнению, решение о выходе с рынка приняли те банки, для которых автокредитование не было основным направлением деятельности.

Из-за прекращения автокредитования стали меньше покупать бюджетные автомобили стоимостью от 300 до 600 тыс. руб. По словам Егора Кузьмина, начальника отдела автокредитования Казанского филиала «ВТБ 24», средняя стоимость одного автокредита в Казани до кризиса составляла 300-400 тыс. руб. Их могли получать даже клиенты с подтвержденным доходом всего в 10 тыс. руб. и без первоначального взноса. Теперь банки относят таких заемщиков к числу рискованных и поэтому не рассматривают их заявки.

Иностранные банки взялись за руль

С уходом ряда банков автохолдинги стали работать с усеченным составом партнеров-кредиторов. По словам Михаила Котлярова, коммерческого директора «АКОСа», в автосалонах фактически продолжают выдавать автокредиты только несколько банков. Это иностранные розничные банки «Русфинанс Банк», «Райффазенбанк», «Кредит Европа банк», Nissan Finance и российские Сбербанк, «ВТБ 24», «Росбанк». Среди татарстанских — только «Ак Барс» Банк. В частности, 50% выданных с начала года «Райффазенбанком» потребительских кредитов пришлись на автокредитование (около 300 млн руб.).

При этом банки ужесточили кредитные программы. В частности, «ВТБ 24», «Ак Барс» Банк, Сбербанк отменили программы с нулевым первоначальным взносом. «ВТБ 24» ввел обязательный размер первоначального взноса в 20% от стоимости автомобиля, «Ак Барс» Банк повысил этот показатель до 30%. «Мы стремимся минимизировать кредитные риски и улучшить качество кредитного портфеля», — говорит Марат Ганеев, директор департамента розничного бизнеса «Ак Барс» Банка. Но главное ужесточение условий выразилось в повышении процентных ставок — в среднем на 6-7%. 29 октября повысил стоимость автокредитов «Русфинанс Банк». По рублевым кредитам ставка поднялась с 16 до 20,5% годовых, а по валютным осталась на прежнем уровне. «Ак Барс» Банк повысил кредитные ставки по рублевым и валютным программам только на 1-1,5%. Нижний предел ставок — 16-17% годовых в рублях. Банк «Казанский» выдает автокредиты по ставке от 21% до 29% годовых в зависимости от размера первоначального взноса.

По словам г-на Кузьмина, сегодня средняя ставка по автокредитам в Казани составляет 18-20% годовых. Егор Кузьмин объясняет широкий диапазон кредитных ставок — от 16 до 23% — тем, что цена привлечения денег на межбанковском рынке заимствования у каждого банка разная. «Чем труднее банку получить деньги, тем дороже они стоят для заемщика», — говорит он. По мнению г-на Зиннурова, эффективная ставка по автокредитам (с учетом всех комиссионных выплат) составляет 35%.

Участники рынка считают, что в условиях финансового кризиса оставшиеся игроки существенно увеличат свое присутствие за счет выбывающих. В этом году на лидирующие позиции в области автокредитования претендует «Русфинанс Банк». «Для нашего банка автокредитование является приоритетным направлением бизнеса. В связи с этим банк будет продолжать работу в регионах», — говорит Евгений Новиков, директор департамента автокредитования «Русфинанс Банка». Как следует из отчетности банка, за январь — октябрь этого года он выдал автокредиты в Татарстане на сумму более 3 млрд руб., что, по оценкам участников рынка, составляет более 50% рынка автокредитования в Казани. До конца года «Русфинанс Банк» планирует выдать автокредиты еще на 600 млн руб. «Русфинанс Банк» может потеснить прежнего лидера — «Ак Барс» Банк, который по итогам всего 2007 года выдал автокредитов на 3 млрд руб.

В результате банковского кризиса доля продаж автомобилей в кредит в обороте каждой компании сократилась в 3-5 раз.

«В зависимости от бренда продажи в кредит в прошлом году составляли от 30 до 50%. Теперь — не больше 10%», — говорит г-н Зубарев. По словам г-на Котлярова, у АКОСа сокращение произошло с 40 до 10%. Больше всего кредитных автомобилей продавал «Сапсан» — от 60 до 80%. Теперь эта цифра снизилась до 20%.

Предновогодние дилерские скидки наступили в ноябре

В разгар кризиса дилеры стали освобождать затоваренные склады, предлагая автомобили по демпинговым ценам. «Мы не думали, что последствия кризиса будут столь серьезными. Сегодня по многим маркам образовался избыточный запас, так как мы заказывали машины исходя из совершенно другого спроса», — констатирует г-н Зубарев.

Для оживления покупательского спроса дилеры стали объявлять беспрецедентные скидки на все модели иностранных автомобилей. К примеру, японские внедорожники Mitsubishi уценили на 120 тыс. руб. (около 15% от полной стоимости), корейские Ssang Young — от 50 до 100 тыс. руб. (около 10%). «Премиум дайн», подразделение «Сапсана», почти на 30% сбросила цену на автомобиль Volvo C80 (до 700 тыс. руб.) На остальные модели Volvo цены снизили на 20%.

На бюджетные автомобили разных марок скидки не превысили 10-15%. До 31 декабря 2008 г. ТТС продает три модели Chevrolet ниже рекомендованной дистрибутором GM цены на 25-30 тыс. руб. В акции по понижению цен включили отечественные автомобили, которые подешевели в среднем на 15-20 тыс. руб. «Такого количества скидок и акций не было никогда и, думаю, больше не будет. После того как дилеры распродадут склады, скидки закончатся», — пообещал г-н Зубарев.

Невероятную осеннюю акцию дилеры проводили либо самостоятельно, отказавшись от дилерской маржи в 10%, либо скидки субсидировались дистрибутором.

Но распродажа не принесла ожидаемого результата. По словам г-на Зубарева, по большинству марок роста продаж либо не было, либо был спад. «Единственной маркой, показавшей серьезный прирост, оказалась Mitsubishi. Ее продажи выросли в полтора раза», — сообщил он.

В отличие от большинства дилеров, «РРТ-Казань», дочерняя компания петербургского холдинга РРТ, выбрала в качестве антикризисного инструмента не единовременные скидки, а собственное кредитование. Как рассказал Станислав Кутузов, исполнительный директор ООО «РРТ-Казань», в середине сентября компания запустила специальную программу по субсидированию процентной ставки до 12% годовых. По его словам, в кредитном договоре клиента отражается стандартная процентная ставка, к примеру, в 20,5% годовых. При этом дилер снижает заемщику стоимость автомобиля на разницу между ставкой по договору и ставкой, указанной в спецпрограмме. В результате фактические выплаты клиента по кредиту составляют 12% годовых, а разницу платит дилер. Впервые подобный вариант поддержания продаж использовал ТТС в разгар кризиса 1998 г., потратив на эти цели около 200 млн руб. По словам Вячеслава Зубарева, тогда продажи увеличились за этот год с 5 до 10 тыс. автомобилей, но эта мера эффективна только при малых оборотах.

Дилеры прогнозируют, что в будущем году цены на иностранные автомобили будут неоднократно повышаться вслед за ростом курса доллара. «Летом дилеры закупали автомобили по текущему курсу доллара в 22-24 руб., а для розничных продаж использовали курс 27 руб. за доллар, заранее прогнозируя рост курса доллара к осени», — говорит г-н Кутузов.

Вячеслав Зубарев прогнозирует сокращение объема закупок автомобилей: со следующего года дилеры приведут квоты в соответствие с упавшим спросом. «Если говорить условно, то сегодня мы продаем 100 автомобилей с нулевой наценкой, а завтра — только 20 машин, но с приемлемой для нас рентабельностью».

Большие финансовые потери дилеры в этом году вряд ли понесут, так как основную прибыль они успели заработать за девять месяцев, когда продажи уверенно росли. Единственным минусом этого года станет то, что компаниям не удастся выполнить годовой план продаж. К примеру, ТТС к моменту финансового кризиса зафиксировал продажи на уровне 24 тыс. машин, т. е. с большим отрывом от запланированных 40 тыс. машин. По словам г-на Зиннурова, «Сапсан» вместо 30 тыс. машин продаст только 20-22 тыс. машин. Несбывшиеся планы, безусловно, отразятся на последующем развитии компаний.

егор кузьмин: «Средняя стоимость одного автокредита в Казани до кризиса составляла 300-400 тыс. руб. Их могли получать даже клиенты с подтвержденным доходом всего в 10 тыс. руб.».

евгений новиков: «Для нашего банка автокредитование является приоритетным направлением бизнеса. В связи с этим мы планируем продолжать работу в регионах».

Марат гАнеев: «Ак Барс» Банк повысил первоначальный взнос по автокредитам до 30%, чтобы улучшить качество кредитного портфеля».

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.