Бари Алибасов-младший - о самых эффективных бизнесах за 1000 лет
В ближайшие 10 лет у предпринимателей, которые смогут сэкономить на затратах на доверие потребителя, есть возможность получить мировую славу, рассказал в Казани бизнес-тренер Бари Алибасов-младший.
"Наверное, мой бизнес ("Бизнес-студия Бари Алибасова" - DK.ru) раскрутился потому, что в 2009 г. мне посчастливилось «прильнуть» к государственному бюджету. Мы организовали программу «Ты - предприниматель» в 40 регионах страны. На это мы потратили 1,5 млрд руб. государственных средств. Как ни странно, на этом я особо не заработал.
Но самый главный профит, который я получил от этого проекта – это наблюдение за бизнесами молодых предпринимателей, которое я проводил с 2009 по 2015 гг..
В 2015 г., для того, чтобы отчитаться перед минэкономразвития по поводу того, как выживали наши молодые предприниматели, которых мы обучали в рамках проекта, мы решили посмотреть, сколько их реально осталось на начало года. Мы обнаружили 7,5 тыс. таких компаний.
И мне стало очень интересно - в самый разгар кризиса, когда «взвыли» все сильные и матерые компании, каково количественное соотношение закрытых бизнесов по стране, если сравнивать? Сколько закрылось стабильных компаний и сколько, открытых стартаперами?
То, что я увидел, потрясло меня. Из наших 7,5 тыс. бизнесов закрылось менее 13% - только 1 тыс.. Когда я взял общее количество закрытых бизнесов за год, то увидел, что в целом в России закрылось 38% из них.
Выяснилось, что проекты неопытных стартаперов оказались в три раза более живучими, чем бизнесы людей с опытом. Я хотел сам себе ответить на вопрос: почему? Что такого есть у стартаперов? Ответ пришел из истории. Когда мы начинали работать с молодежью, чтобы хоть как-то заинтересовать студентов, мы начали их втягивать в бизнес изучением курса «История российского предпринимательства».
Курс, который представляет собой анализ того, что происходило с российским предпринимательством за последние тысячу лет, дал мне очень четкий ответ на вопрос, почему молодые предприниматели оказались круче.
Когда мы смотрели «бизнес-планы» купцов 10-го века – как и куда они привозили товары , мы обнаружили потрясающую вещь.
Выяснилось, что за последнюю тысячу лет самым успешным бизнес-проектом оказывался тот, который эффективнее всех избавлялся от главной статьи расходов своего времени.
То есть, во все времена развития человечества существовала главная трата для бизнеса, и в каждые времена она была своя. В 10 веке это были расходы на логистику – транспортные пути. Мы подсчитали, что цена шелка, который везли из Китая, была тогда 2% от стоимости, за которую его продавали. Все остальное – затраты на его транспортировку.
Первые, кому удалось сократить эти расходы в перевозке товаров, - это купцы из Волжской Булгарии и Киевской Руси. Вторыми стали торговцы Британской империи, которая создала самый большой флот, с помощью которого купцы ускорили и удешевили экспедиции.
В 19-м веке самой большой затратой стала зарплата. В этот период было отменено рабство, крепостное право. Оказалось, что работникам нужно платить зарплату. Только одна страна в мире поняла, как избавиться от этих расходов. Технологическая революция конца 19-го века в США позволила им заменить ручной труд на труд машин, что удешевило все производства.
Прошло всего лишь 50 лет, а главная трата бизнеса снова изменилась. Основные расходы теперь приходились на энергетические ресурсы. Страны, которые получили к ним доступ – это США и Арабские Эмираты, возвысились.
Когда мы заканчивали курс, и пришло время подводить итоги, я обнаружил, что мы сейчас живем в то самое время, когда главная трата бизнеса снова поменялась. И это очень прикольно, потому что то, что в свое время сделали Рюрик, Британская империя, можно повторить сейчас, в наше время.
Все, что нужно - придумать бизнес-модель, в которой не будет самых главных расходов бизнеса нашего времени.
С 2008 по 2014 гг. парадигма структуры расходов бизнеса серьезно изменилась. «Старенькие», которые открывали свои компании в 2000-х, когда траты были совсем на другое, не увидели этого изменения. А стартаперы придумали три бизнес-модели, которые позволяют не тратить на главную статью расходов 21 века.
С 2008 г. главной затратой для всех бизнесов стало человеческое доверие.
До 60% бюджета малых и средних компаний составляют затраты на формирование доверия у своего потребителя.
Те компании, которые будут выходить на рынок, не тратя на доверие, будут самыми успешными. И у самых успешных стартапов затраты на доверие были минимальными.
Все успешные стартаты нового времени можно разделить на три категории. Первая – ремесло, когда предприниматель занимается своей профессиональной деятельностью. Вторая – бизнес «под ключ», когда концентрация с продукта переносится на целевую аудиторию. Третья – это «голубой океан», когда создается новый рынок.
Все они в разы снизили расходы на доверие. Они делали новое из того, что уже получило доверие у потребителей.
Чтобы поменять экономику, нужно создать то, чего нет. Нужно создать модель «голубого океана». Я понял, что мир меняют два типа продуктов: новые, которых раньше не существовало, и те, которые гарантированно сразу же будут иметь массовый спрос. Чтобы гарантированно получить спрос, нужно «слепить» бизнес из того, у чего уже есть массовый спрос, но то, что раньше не совмещали в одну упаковку. И тогда это будет бизнес, который меняет экономику".
Колонка написана по мотивам выступления
на бизнес-форуме "Взгляд в будущее"