Бизнесмены Казани рассказали, как их бизнес задело падение рубля
Опрошенные "ДК" бизнесмены ждут усиления напряжения на своих рынках. Но некоторые представители бизнес-сообщества, тем не менее, сейчас отрицают любое влияние курса валют на их компании
ВАШ БИЗНЕС ЗАДЕЛО ПАДЕНИЕ РУБЛЯ?
Айрат Ганиев, генеральный директор «Евразийская лизинговая компания»
На сегодняшний момент падение рубля на нас никак не отразилось. Мы работаем с крупным иностранным капиталом, зарубежными инвестициями. Нас нельзя сравнивать с местными лизинговыми компаниями, которые существуют за счет средств, которые они привлекают на местном рынке.
Если бы мы были такой компанией, скорее всего, мы бы пострадали — ставки по кредитованию выросли бы, количество клиентов сократилось под влиянием атмосферы неопределенности в стране, когда рынки стагнируют и падают. Но мы развивающаяся компания, получаем достаточную поддержку со стороны акционеров из стран Азии.
Фарит Сафин, генеральный директор Торгового Дома «Ваш Быт»
Мы работаем с Сербией, где цены привязаны к евро. Следующую партию товаров из этой страны нам придется покупать дороже, а значит продавать мы мебель будем тоже дороже, а это приведет к снижению конкурентоспособности нашей продукции. Разница ощутимая, ведь раньше евро стоил 40-42 рубля, то сейчас его стоимость приблизилась к 60 рублям.
То есть повышение на 30-40%. Однако учитывая, что доля импортного товара у нас составляет 5-10%, 90% мы реализуем отечественный товар, для нас ситуация пока не сильно критичная. Хотя я вижу, что покупательская способность населения снижается. Падение рубля настораживает многих людей, и они живут в ожидании худшего времени, а деньги стараются сберечь на первую необходимость — питание, коммунальные платежи.
Рушания Бильгильдеева, генеральный директор агентства недвижимости «Студия Пассаж»
Конечно, нас задело. Как только доллар начал расти, продажи резко упали, видимо, люди начали активно скупать валюту. И вот буквально недавно, с начала ноября, к нам стали обращаться клиенты, желая сразу вложиться и выкупить участки за наличные, без рассрочек. Понятно, это в основном инвестиционные проекты. Люди переживают за свои сбережения, вкладываются, чтобы иметь свидетельство на право собственности, и не беспокоиться о том, что деньги пропадут.
Люди стали понимать, что валюта — это не такая уж надежная вещь. Сейчас к нам приходят каждый день, только сегодня было два клиента. Ну и естественно, что цены растут, бензин дорожает, наши выезды с клиентом обходятся дороже, поэтому нам приходится компенсировать расходы. Конечно, ситуация непростая, но мы держимся и надеемся, что все стабилизируется, понимаем, что это переходной период, мы патриоты.
Евгений Никулин, директор туристического агентства «Спутник-Транссервис-Казань»
Естественно, мы ощутили прямое влияние, ведь вся продукция туристических агентств, ориентированная на отдых за рубежом, связана с валютой. Наверное, со временем влияние курса валют, когда рубль стабилизируется на каком-то уровне и перестанет падать, будет менее заметным.
Люди уже смогут принять решение, ехать отдыхать или нет, в зависимости от своего кошелька и намерений. Но сегодня все кругом говорят, что этот курс евровалюты спекулятивно завышен, и на этом пике сегодня покупать валютный товар не нужно, надо немного подождать. Естественно, это отразилось на наших продажах. Надеемся, что сработает отложенный спрос на наши предложения, и что перспективе наше положение станет лучше.
Фанис Биляев, директор «Казанского юридического центра»
Наш бизнес резкое падение рубля пока не задело. Но это только вопрос времени. У нынешней ситуации с валютой будет отложенный эффект, в будущем на нашей деятельности в виде опосредованных факторов это отразится.
Этот кризис характерен именно замедленным воздействием: я замечаю, что у населения заторможенная реакция, люди еще до конца не осознали, что падение рубля — это очень плохо. Рынки, напрямую связанные с долларом, уже это почувствовали — об этом говорят мне мои клиенты из сферы туризма, закупающие оборудование и сырье за границей.