Бизнесмены РТ констатируют падение на своих рынках
Прогнозы по поводу развития экономики не блещут оптимизмом. Представители местного бизнеса рассказали DK.RU о том, что уже сейчас они ощущают падение на своем рынке - и не только на своем.
Правительство Татарстана недавно констатировало, что не сможет в 2014 году остановить падение роста ВРП. Из-за внешнеполитической обстановки тяжелее всего придется нефтехимической отрасли и промышленности, в основном из-за проблем с финансами. Эксперты не исключают падение и других рынков.
Ощущаете ли вы падение на своем рынке?
Наиль Забиров, генеральный директор группы компаний «Плезир»
Конечно, мы ощущаем падение. У меня много разных небольших бизнесов — это и услуги, и садовый рынок, и управление недвижимостью, и другие. В рознице пока спад в меньшей степени присутствует, и даже наоборот — наблюдаем подъем. Но организации урезают расходы, инвесторы стали тоже пугливые – ждут, когда что-то произойдет, но что?
Думаю, через год всё утрясется. Ведь, прежде всего, мы ощущаем страх неизвестности. Фактически ничего не изменилось, деньги никуда не делись, но люди из страха перестали их тратить — думают, пусть лучше лежат в кубышке: неясно, что дальше будет с банками, кредитованием. Этот кризис, как и все предыдущие, больше у нас в голове. Я помню, что в 2009 году, когда хотел создать резерв, пошел искать банковскую ячейку и еле-еле её нашёл. Все ячейки были забиты деньгами.
Олег Прохоренко, генеральный директор сети магазинов «Августина»
Пока мы не ощущаем ни падения спроса, ни проблем с поставками. Я сомневаюсь, что на нас как-то ситуация в мире повлияет плохо, я вижу, что государство ведет сейчас правильную политику по импортозамещению.
Мы давно уже покупаем местные продукты, и рады ещё увеличить долю этих продуктов в нашем ассортименте. Не считаю нужным завозить импортные аналоги той продукции, которая производится у нас в стране. Например, серьезные марки алкоголя производятся все в Татарстане, колбасы, молоко — тоже, на частных фермах и заводах. Мы, наоборот, боимся их всех обидеть и не выставить на прилавок. И люди, я думаю, на продуктах экономить не будут — по крайней мере, в Казани я такого не наблюдаю.
Вячеслав Ентальцев, арт-директор сети клубных ресторанов «Максимилианс Брауэрай»
Мы наблюдаем только сезонное закономерное затишье и постепенный рост, который происходит из года в год. Люди ходят в рестораны и отдыхают. Средний чек не уменьшился. Нашим заведениям к тому же повезло, мы находимся в среднем ценовом сегменте. И даже если наступает тяжелое экономическое положение, то люди, которые имеют трудноискоренимую привычку посещать заведения общепита, просто выбирают места подешевле.
Может быть, часть наших посетителей перешла в сегмент заведений эконом-класса, но недостача пополнилась за счет тех людей, которые приходят к нам из элитных ресторанов. Есть у нас только небольшая тревога в связи с будущими новогодними праздниками: возможно, компании, экономя, будут отказываться от корпоративов в ресторанах.
Венера Нагимова, генеральный директор рекламного агентства Colibri
На моем бизнесе, слава Богу, это никак не отразилось. Рынок услуг интернет-продвижения, наоборот, сейчас активно развивается. Мы сегодня даже растем, так как стали заниматься не только рекламой, но и созданием сайтов. И клиенты не говорят о том, что хотели бы урезать рекламный бюджет. Такое встречается крайне редко и с теми, с кем это и раньше встречалось.
Правда, летом «Деловой квартал» в Казани устраивал встречу с рекламными компаниями, и я слышала, как большинство из них говорило о падении спроса. Но там не было никого, кто бы, как мы, занимался интернет-продвижением. Я думаю, что если компании и сокращают расходы на рекламу, то покидают радио, телевидение и уходят в Интернет.
Фото - из архива героев.