Четыре проблемы тех, кто хочет создать франшизу //МНЕНИЕ
За три года Ильназ Набиуллин сумел вырастить свою торговую сеть до 150 точек в 85 городах России и СНГ. Он рассказал DK.ru о моментах, на которые стоит обратить внимание перед созданием франшизы.
Ильназ Набиуллин — совладелец сети магазинов мужских украшений и аксессуаров «Gentlz» и сети магазинов женских украшений «Zifa».
Франчайзинговым бизнесом я занимаюсь уже три года. За это время я понял, что этот вид деятельности таит в себе много «подводных камней», о которых редко пишут бывалые предприниматели.
Вот четыре основных проблемы, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь, если решите «упаковать» бизнес во франшизу или приобрести готовую франшизу другой компании.
1. Отсутствие юридической базы и нормативной документации
Несмотря на бурное развитие, франчайзинг в России не регулируется законодательством как, к примеру, это было сделано в США еще в 1979 г.. Поэтому в нашей стране франчайзинговый бизнес имеет большее количество минусов чем на Западе. Я видел около семи разных видов договора, которые используют франчайзеры. Кто-то использует договор концессии, кто-то лицензионный, где права на товарный знак нельзя передавать, третий использует обычный договор на «консультационные услуги» и т.д. Здесь нельзя сказать, что кто-то использует правильный договор, а кто-то нет. Ведь нет еще нормативов, регулирующих франчайзинг.
Договор в этом бизнесе — основа основ, потому что речь идет о передаче некоего интеллектуального труда: документации, стандартов ведения бизнеса, протестированных маркетинговых кампаний и т.д.
И все это должно описываться в договоре, где в обязательном порядке должно быть перечислено, что именно франчайзер передает и какая ответственность лежит на потенциальном франчайзи.
Тем людям, которые хотят приобрести франшизу, необходимо обратить пристальное внимание в договоре на: «что будет передаваться», «как будет передаваться», «какие точки контроля существуют со стороны франчайзера» и иные рабочие моменты, которые напрямую будут влиять на ваш результат.
Лучше всего, когда элементы, из которых состоит франчайзинговый пакет, прописаны и в договоре. Запомните: только договор сможет вам помочь, если выяснится, что вы попали на недобросовестного франчайзера.
2. Франшиза может дать вашему бизнесу как квантовый скачок, так и обанкротить его
Представьте себе систему отопления дома, в которой множество взаимосвязанных труб, радиаторов и т.д. Под определенным напором воды эта система функционирует нормально. Франчайзинг, в свою очередь, увеличивает это давление в разы! Намного больше задач, намного больше проблем вам надо будет решать и это покажет насколько ваша бизнес-модель на самом деле стрессоустойчива.
Если она не была к этому готова, то в системе начнут образовываться бреши, которые вам необходимо будет в кратчайшие сроки латать. И в этот момент вы больше начнете понимать собственный бизнес, сможете найти в нем слабые стороны и, скорее всего, улучшите основное направление тоже. Но если же не сможете справиться с тем потоком, который на вас хлынет, то с высокой долей вероятности вы потеряете и бизнес, и репутацию.
3.Франчайзинговый бизнес и основной бизнес — это два разных бизнеса
Когда мы только запустили франчайзинговое направление, основной бизнес стал проседать, т.к. наш фокус внимания сместился на развитие сети. И в этот момент мы допустили типичную ошибку начинающего франчайзера. Мы понимали, что можем заработать больше денег на развитии сети и при этом забывали про свой основной продукт. Собственные магазины я не посещал чуть-ли не четыре-пять месяцев подряд!
Однажды была ситуация, когда я пришел в свой магазин и продавец спросил: «Здравствуйте! Вы себе выбираете или в подарок?» Т.е. продавец даже не знал, что я являюсь его руководителем.
Мы потеряли определенный контроль над ситуацией. Когда нам надо было больше фокусироваться на основном продукте, мы гнались за количеством франшиз.
4.Неоправданные ожидания франчайзи и общение с УБЭП
Я знаю случаи, когда к владельцам франшиз подавались коллективные иски по статье «мошенничество». Это может произойти по множеству причин. К примеру, ваш менеджер по продажам франшиз наобещал «горы золота» – что франчайзи ничего не надо будет делать и франчайзер все сделает за него и т.д. и т.п. Менеджера по продажам, чаще всего, совершенно не волнуют ваши возможные проблемы. Он – наемный сотрудник, который старается всеми силами заработать себе на хлеб. И если ваша бизнес-модель или вы сами не были готовы к этому, то это все может обернуться общением с УБЭП. А оно будет далеко не приятное.
При выборе франшизы обязательно промониторьте базу судебных исков, связанных с вашим будущим франчайзером. Тут надо обратить внимание не на наличие, а на предмет этих исков и повторяемость. Также надо учитывать, что, возможно, отсутствие судебной истории говорит о незрелости франчайзера. Возникновение спорной ситуации, связанной с исполнением обязательств или выплат вознаграждений, у крупного франчайзера с большим количеством разносторонних партнеров — это вопрос времени.
Подведу итог: франчайзинговый бизнес способен вывести вас на небывалый до этого уровень, дать толчок вашему финансовому и личностному развитию, но при этом имеется ряд аспектов, которые могут омрачить ваше честное имя. Исходя из этих критериев потенциальной успешности бизнеса, проанализируйте свой основной продукт, прежде чем запускать франчайзинговое направление.
Ильназ Набиуллин
Колонка написана специально для DK.ru