Дамир Каримуллин, КМПО: Нельзя экономить на персонале
Дамир Каримуллин – гендиректор компании-представителя рынка машиностроения, по которому кризисы ударяют сильнее всего. Но новой рецессии в КМПО не страшатся.
Дамир Каримуллин гендиректор компании из рейтинга "Сто крупнейших компаний Татарстана", составленном ДК. В традиционном опросе издания об ожиданиях кризиса он сообщил, что в 2009 г. компании уже опробовала себя на прочность, выходя на новые рынки и даже неплохо преуспела, получив приличную прибыль.
2014 г. тоже обещает быть нелегким, но активная оптимизация расходов и работа над модернизацией должна привести не только к хорошим финансовым результатам. Гендиректор КМПО говорит, что через десять лет мечтает видеть моторостроительное объединение совсем другой компанией.
Что позволило вашей компании улучшить выручку и показатели прибыльности по результатам 2012 г.?
- Вся деятельность КМПО в 2012 г. осуществлялась в рамках стратегии развития предприятия до 2016 г., которая предусматривает увеличение объема реализации более чем в два раза относительно 2011 г. И если посмотреть финансовые результаты деятельности, то можно увидеть, что наше предприятие планомерно движется к достижению цели. Также в 2012 г. мы начали реализацию новых проектов, которые открывают для предприятия хорошие перспективы в будущем. Это все проекты не одного года: и разработка нового индустриального двигателя, модернизация уже производимой продукции. И, конечно же, для нас является очень важным заказ на изготовление узлов к авиадвигателю ВК -2500, который предназначен для боевых вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-32, Ка-50, Ка-52.
2014 г. будет для вашей компании более сложным?
- На сегодняшний день о кризисе говорят многие, и машиностроительная отрасль в большей степени подвержена влиянию процессов, происходящих на мировом и отечественном рынке. Поэтому мы должны иметь в своем активе антикризисные программы, долгосрочные проекты, которые в случае форс-мажорных обстоятельств помогут преодолеть трудности с наименьшими потерями. Несомненно, многим предприятиям преодолеть трудности помогает помощь, оказываемая государством, особенно это актуально для автомобильной промышленности.
Не дожидаясь помощи государства, как КМПО самостоятельно может минимизировать риски во время кризиса?
- Стратегия развития предприятия изначально направлена на экономию финансовых ресурсов и сокращение издержек. Основные инструменты для этого – это оптимизация процессов, снижение финансовой нагрузки на содержание непрофильной и непроизводственной сферы и внедрение принципов бережливого производства. Общий экономический эффект по оптимизации производственных процессов и внедрению принципов бережливого производства за 4 года составил 1,08 млрд руб. в том числе в 2012 г. мы получили 251 млн руб. У нас в несколько раз выросла выработка, и за 2011 г. она составила 1,4 млн руб. на одного работающего, в 2012 г. – 1,34 млн руб.
Есть ли статьи, на которых в вашей компании не экономят?
- Я считаю, что в первую очередь нельзя экономить на персонале, так как именно он является основой предприятия, поэтому социальная политика у нас в приоритете. Мы создаем такие условия, чтобы наши работники чувствовали себя защищенными. У предприятия стабильная конкурентоспособная зарплата, развитая система социального обеспечения. Неслучайно КМПО заняло второе место в номинации «За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы» на всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности - 2012». Для участия в конкурсе была направлена 341 заявка от организаций-победителей региональных этапов по 12 номинациям из 56 субъектов России.
Приходилось ли вам искать новые рынки и партнеров в кризисные моменты, насколько это удается таким тяжеловесам как КМПО?
- В условиях кризиса находить новых партнеров и новые рынки можно по-разному. Например, можно расширить линейку выпускаемой продукции, можно развивать сервисные услуги по обслуживанию продукции. Многие предприятия идут по пути кооперации. Для нас годом проверки на прочность стал 2009 кризисный год. Но благодаря привлечению новых заказчиков нам удалось закончить год без особых финансовых потерь. Мы получили чистую прибыль в размере 187 млн руб.
Через десять лет как считаете, удастся сохранить свое место в сотне крупнейших компаний Татарстана?
- Мне очень хотелось бы, чтобы через десять лет КМПО было совсем другим: с современнейшим оборудованием и обновленными корпусами, выпускающим продукцию, соответствующую самым высоким требованиям. Мы хотим видеть себя сильной, целостной компанией. Мы беремся за новые проекты. Мы расширяем сферы своего присутствия. Делая шаги в свою мечту, мы всегда рискуем. Но без риска не бывает больших побед!