Эпоха Возрождения. Шифер незаметно восстанавливает свои позиции
Строительная отрасль переживает сложные времена, что неизбежно отражается на объемах производства и реализации стройматериалов. Шифер – любопытное исключение.
Эксперты прогнозируют восстановление рынка DIY (рынка товаров для самостоятельного ремонта, а также изготовления вещей и их усовершенствования) не ранее 2019 года, и это при наличии благоприятных условий и реализации всех предусмотренных государственных программ.
Пока же падение продаж продолжается, даже несмотря на приближение строительного сезона, и за 2016 год, согласно исследованию РБК, в реальном выражении составляет 7,6%. В этом контексте особенно любопытно наблюдать за уверенными темпами восстановления рынка шифера.
Выпуск шифера в январе-марте 2017 г. увеличился на 10,7 % к аналогичному периоду прошлого года*. Объем выпущенной продукции составил 118, 8 млн. условных плиток, при этом средняя цена за 1 тыс. условных плиток в марте достигла 9 140 руб., что на 7,8% меньше, чем в феврале. Таким образом, шифер становится еще более доступным, а значит, в перспективе очень востребованным кровельным материалом.
Такому повороту событий предшествовало длительное падение объемов производства шифера в связи с резким снижением спроса. Проводимая в 90-е гг. агрессивная политика мировых производителей металлочерепицы и полимерных кровельных материалов привела к тому, что шифер потерял существенную долю рынка. Спланировав масштабную экспансию на рынок СНГ, конкуренты дискредитировали шифер по всем каналам.
Пример применения шифера на нежилых объектах. Фото из архива комбината «Волна»
Однако положительную роль в поддержке производителей сыграл тот факт, что российский шифер производится из хризотилцемента – смеси портландцемента, воды и хризотила, природного материала, имеющего особую волокнистую структуру, за которую его прозвали в народе «горный лен». Многочисленные исследования подтвердили безопасность этой разновидности асбеста для здоровья людей, но за годы мощной антиасбестовой кампании в сознании потребителей укоренились навязанные стереотипы, продолжающие работать в пользу производителей других кровельных материалов. Ситуацию усугубляет наличие жесткой конкуренции внутри рынка шифера, разрозненность отрасли и слишком большая разница в подходе компаний к производству и продажам.
По словам представителей Хризотиловой ассоциации, данные* являются «сводным результатом, так называемой «средней температурой по больнице». В реальности же часть предприятий – наиболее развитые в технологиях производства и продаж – оттянули на себя спрос и прирастают с большими темпами, чем вся отрасль. Поэтому говорить о расширении производства тоже пока не приходится – предприятия, которые теряют долю рынка, явно не планируют этого, а те, которые являются более успешными, пока загружают и те производственные мощности, которые стояли недогруженными при длительном, более 10 лет, падении спроса».
В течение последних 20 лет были разработаны новые популярные продукты на основе хризотилцемента: окрашенный волновой шифер, мелкоразмерный и поэтому удобный в монтаже, различные виды цветных облицовочных плиток, которые способны составить конкуренцию керамограниту. Производственные алгоритмы и технологии адаптированы под новые задачи, процесс освоения новых ниш продолжается. На специализированный портал шифер.рф в 2016 году поступило 157 заявок на дилерство и порядка 60 запросов на покупку конечными потребителями. По данным Хризотиловой ассоциации, цветной/окрашенный шифер очень востребован в частном домостроении, широко используется при строительстве объектов социальной инфраструктуры и капитальном ремонте жилого фонда.
Капитальный ремонт кровли жилого дома окрашенным шифером, Красноярский край. Фото из архива комбината «Волна»
Несмотря на очевидные успехи производителей шифера, в перспективах отрасли остается много нерешенных задач. Так, у подавляющего большинства предприятий нет структуры дистрибуции. Продажи чаще всего осуществляются с помощью трейдеров, которые выбирают объемы производимой продукции и затем реализуют ее как на строительных рынках, так и на объектах жилищного строительства, на объектах, входящих в программы развития государственных структур. Таким образом, предприятия не всегда знают, куда после трейдеров продается продукт.
Производителям еще предстоит выстроить крупную дилерскую сеть не только в России, но и в ближайших странах, где шифер очень востребован и имеет давнюю добрую славу – в Белоруссии, Казахстане, на Кавказе. Этот шаг позволит массово обеспечивать потребителей недорогим, долговечным и современным кровельным материалом.
Подробности на сайте шифер.рф
* По данным сайта cmpro.ru