«Эссен Продакшн» увеличил оборот до 32 млрд руб. в 2013 г.
«Эссен Продакшн» в 2014 г. инвестирует в производственное и торговое направления 1,5 млрд руб. Готовы вложить еще 2 млрд в девелопмент, но тот не выдерживает кризиса, сообщил Леонид Барышев.
На встрече с журналистами гендиректор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев подвел итоги 2013 г. и рассказал о планах на ближайшие годы. В минувшем году компании удалось преодолеть психологический барьер оборота в 30 млрд руб. – выручка составила 32 млрд руб. Холдинг получил 378,5 млн руб. чистой прибыли, из которой 193,6 млн руб. пришлись на производство продукции под торговой маркой «Махеевъ».
Майонез неожиданно вырос
«Неожиданным для нас стало, что майонезное направление продолжает рост. Мы думали, что рынок уже довольно насыщен, аналитики не обещали больше 2% в год, и мы планировали расти выше рынка на 3-5%, - сообщил г-н Барышев. - Но рост оказался порядка 10%, и мы увидели, что мы недоинвестировали майонезное направление, поскольку вложения были направлены на кондитерку, кетчупы и джемы».
Сейчас компания пересматривает планы развития, предусматривает покупку нового оборудования. Из инвестиций компании в майонезное направление заметным событием стала покупка двух брендов: «Обжорка» и «Ермак» за 500 тыс. долларов. Продажи майонеза под этими брендами по словам Леонида Барышева составляли 500-600 тонн они продавали в месяц, но «Эссен» вынужден ограничивать производство этих брендов потому, что оборудование загружено.
«По кетчупам мы также продолжаем хорошо расти. Я надеюсь, что по результатам 2013 г. в России мы окажемся на втором месте по обороту после Heinz. Сейчас мы близки к «Балтимору», в 2013 г., думаю, мы «Балтимор» перегоним», - сообщил г-н Барышев. Совокупный оборот по соусной группе составил в 2013 г. 12 млрд руб.
В 2015 г. холдинг планирует расширить существующую производственную площадку В Новосибирске, а также построитть завода по выпуску кетчупов и джемов. Общая площадь завода составит около 10 тыс. кв.м. Производственные мощности новой площадки увеличатся до 5 тыс. тонн в месяц. Ввод завода был запланирован еще на 2014 г., но был оттянут пертурбациями, связанными с уходом губернатора.
В 2013 г. продажи кондитерских изделий на новом производстве в Набережных Челнах достигли тысячи тонн в месяц – это самый большой объем продукции, производимый татарстанскими кондитерскими предприятиями. В этом году «Эссен» завершит монтаж последней пятой линии на кондитерской фабрике. Всего в нее было инвестировано более 2 млрд руб. К этой же цифре приближается выручка по кондитерскому направлению.
По итогам года сотрудничества с «Диснеем» в «Эссене» озвучили прибыль от работы – она составила 58 млн руб. Кроме того «Эссен» завершает подписание бумаг на сотрудничество с другой студией - Dreamworks.
«Образы из мультфильмов этой студии будут использованы на упаковках джемов, но в большей степени в кондитерке. У Диснея и Dreamworks интерес и требования к ассортименту разные, поэтому два контракта друг другу не противоречат», - уточнил г-н Барышев.
«Касторама» и «Медиамаркт» притормозили планы
184,9 млн руб. прибыли холдинг получил от деятельности сети гипермаркетов «Эссен». К настоящему моменту размер сети достиг 100 торговых объектов. Холдинг по словам г-на Барышева продолжает инвестировать в создание логистического центра, открытого в позапрошлом году. Он уже загружен на 90%, и в 2015 г. «Эссен» намерен еще увеличивать его площади. Кроме того, компания работает над увеличением выручки и рентабельности. Для этих целей был открыт собственный мясной цех для запуска ассортимента колбас, деликатесного производства и полуфабрикатов.
В 2014 году планируется открытие гипермаркетов в Йошкар-Оле и Нефтекамске. Кроме того, торговая сеть освоила новый сегмент ритейла – формат супермаркета. Первый магазин ЭССЕН ГРИН разместился на площадях бывшего торгового центра «Элекам» в Набережных Челнах. Инвестиции в гипермаркет в Йошкар-Оле составляют около 1 млрд руб., якорными арендаторами здесь станут «Медиамаркт», кинотеатр и «Эссен».
Совокупные инвестиции на 2014 г. планируются в размере 1,5 млрд руб., но могли быть и большими, если бы не тревожная ситуация в экономике, первым пострадал девелопмент. Если бы ситуация была бы более благоприятная, то холдинг был бы готов в 2014 г. инвестировать еще около 2 млрд руб. в девелопмент, тем более, что «Сбербанк» готов финансировать проекты.
«Мы находимся на рынке товаров первой необходимости, поэтому пока не замечаем кризис. Но некоторые подписанные договоры о намерениях сегодня срываются. Например, арендатор «Касторама» пока затормозила свои планы. Проект по Нижнекамску тоже приостановлен, потому что якорный арендатор «Медиамаркт» пока свои планы затормозил. Так что по девелоперскому бизнесу кризис ударил. Новые объекты загрузить арендаторами будет сложно».
Будет 2-3 проекта, похожих на «Вятские зори»
В рамках процесса импортозамещения «Эссен» будет инвестировать в кооперацию с сельхозпроизводителями, говорит Леонид Барышев. Первый проект уже пущен – это создание овощехранилища (сортировка, хранение и упаковка овощей) с хозяйством «Вятские зори», которому «Эссен» инвестирует лизинговый взнос на покупку оборудования для длительного хранения сельхозпродукции. Инвестиции в размере 20 млн руб. сделаны в счет предоплаты на поставленную продукцию. Часть процентов по лизинговому платежу руководству хозяйства компенсирует Минсельхоз.
«Мы были инициаторами разговора с производителями, минсельхоз по нашей просьбе организовал круглый стол, и производители были очень негативно настроены, потому что сети для них – самый сложный покупатель. Мне говорили: приезжайте в сентябре и покупайте картофель и свеклу. Я отвечаю, что проблема в том, что ваши овощи не доживут до марта. Кроме того, в сентябре я скуплю их за 4 руб./кг, а в марте буду искать, где купить их за 36 руб. Так что производителям нужно перестраиваться на работу в новых реалиях и уметь зарабатывать. А через несколько лет, думаю, федеральные сети вообще будут делать закупку только по федеральным контрактам, так что будет еще тяжелее, и сейчас время договариваться».
В компании рассчитывают запустить всего 2-3 проекта, подобных «Вятским зорям». В «Эссене» говорят, что для торговых сетей работа с местными производителями – это не благотворительность.
«Мы хотим, чтобы у нас остались локальные поставщики, потому что федеральные работают по длительным контрактам с сетями вроде «Магнита» и «Пятерочка», и нам по осени трудно добывать продукцию. Мы стоим в очереди на таможни в Новороссийске, ожидая пароходы, которые процентов на 50 выкуплены «Магнитом». Ситуация из года в год только усугубляется, и нам нужно либо объединяться с независимыми сетями, чтобы выкупать свой пароход по хорошей цене, либо искать местных производителей. Потребность, например, в картошке (нужно всего 10 тыс. тонн), мы можем закрыть в Татарстане».
А в следующем году мы акцентируем внимание на конкретных овощах. Нам важно, чтобы появился хороший производитель моркови, репы, лука и чеснока в Татарстане. В этом году мы будем еще тестировать закупку даже клубники, а «Вятские зори» специально под нас высадил кабачки – мы попробуем на своем оборудовании выпустить кабачковую икру. Пока это чистый венчур. Г-н Барышев признается, что пока даже не представляет, сколько килограммов овощей потребуется на производство этой продукции.