Главный по Турции
TEZ Tour Международный холдинг, включающий более 20 компаний. Основан в 1994 г. в России. Одновременно с московским офисом открылось представительство в Анталье. Отправляет туристов из
Международный холдинг, включающий более 20 компаний.
Основан в 1994 г. в России. Одновременно с московским офисом открылось представительство в Анталье.
Отправляет туристов из России, Болгарии, Румынии, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Армении и Молдавии.
Имеет собственные принимающие офисы в Турции, Испании, Египте, Таиланде, Доминиканской республике, Шри-Ланке, на Кубе, Мальдивских островах, в Греции, Австрии и Андорре.
В собственности оператора сеть из 4 отелей Amara World: три пятизвездочных отеля и один клубный отель 1-го класса; авиалайнер Ту-154М; автобусный парк в Египте; яхта Antalian.
В 2008 г. общая выручка TEZ Tour и сети отелей Amara World составила $2,05 млрд (+78% к предыдущему году), прибыль— $62 млн (+24%).* В целом оба подразделения обслужили 2 млн человек.*
Прогноз на 2009 г.: число обслуженных TEZ Tour туристов снизится на 17,5% до 1,65 млн человек, выручка— на 20% до $1,65 млрд, прибыль— на 11% до $55 млн.*
* данные газеты «Коммерсант» Источник: данные компании.
Сказать, что операторы жестко конкурируют за право отправлять российских туристов в Турцию— это ничего не сказать. Такого емкого рынка, как здесь, нет ни в одной стране мира. Например, в прошлом году в Турции побывало порядка 2,3 млн россиян, и число туристов ежегодно растет на 25-30%. По прогнозам, в этом году спад составит не более 3%, за 9 месяцев Турцию посетило уже 1,9 млн соотечественников. Средняя стоимость путевки составляет около 30 тыс. руб. на человека.
Благодаря разнообразию туристической инфраструктуры, позволяющей отдохнуть, как любят говорить в агентствах, «на любой вкус и кошелек», Турция уже много лет остается самым популярным заграничным курортом россиян. По количеству выехавших туристов эта страна почти в два раза опережает Египет.
С учетом того, что из 140 млн жителей России загранпаспорт имеют только 15-20 млн человек— потенциал массовых направлений огромен.
Средняя доходность туроператоров на популярных направлениях составляет всего 2-3%. Однако в плане увеличения клиентской базы они наиболее перспективны.
Отдыхающих в Турцию отправляют все лидеры российского туристического рынка, и именно их обороты демонстрируют наилучшую динамику. В рейтинге «Туринфо» по валовой выручке в 2008 г. первые три строки занимают многопрофильный «Интурист» (его оборот формируется, в том числе, за счет управления недвижимостью, «Интурист Отель Групп»— российский лидер среди гостиничных УК по размеру номерного фонда), а также специализирующиеся на Турции TEZ Tour и «Пегас-Туристик».
Еще один ориентированный на Турцию игрок — группа OTI (включает Coral Travel) находится на 8-м месте, но демонстрирует отличную динамику: за 2008 г. компания увеличила выручку с $294,3 до 541,87 млн, или на 84%.
Более стремительный рост только у TEZ Tour, который за тот же период нарастил оборот более чем в два раза— с $425 до 920 млн. Впрочем, это экспертные оценки, сама компания не раскрывает финансовых показателей.
Получить ощутимую прибыль на массовом направлении, можно только сформировав и постоянно поддерживая большой поток туристов. По данным «Туринфо», с 2006 г. количество туристов, обслуженных TEZ Tour, выросло почти вдвое: с 650 тыс. до 1,1 млн человек в прошлом году. Большинство нынешних маркетинговых приемов TEZ Tour направлено на повышение лояльности клиентов компании. «Быстрое оформление путевок, высокое качество обслуживания и внимательный выбор отелей, которые не испортят наш имидж»,— перечисляет составляющие стабильной работы Сейфи Имамоглу, директор по продажам и маркетингу TEZ Tour в Анталье.
Компания принципиально не открывает собственную сеть агентств, топ-менеджмент не видит в этом выгоды. Партнерские договоры на продажу продуктов TEZ Tour имеют свыше 8 тыс. агентств во всех городах России.
Кроме этого, сегодня все операторы заинтересованы в развитии сети уполномоченных агентств, которые не имеют право предлагать туры других операторов и давать клиентам скидки. «Стать уполномоченным может далеко не каждое агентство, есть набор требований по местоположению офиса, численности сотрудников и их квалификации,— поясняет Марина Макаркова, pr-директор TEZ Tour.— Профессиональная работа по продаже тура позволяет повысить качество всей услуги».
TEZ Tour удалось создать сеть из 200 уполномоченных агентств. Его ближайший преследователь в этом вопросе Coral Travel имеет на 25% меньше представителей.
Одно из преимуществ сотрудничества— разработанная и внедренная три года назад система Tez Web, которая автоматизирует процессы работы и позволяет сократить среднее время подтверждения заявки с 24 часов до 4-5. Бронь, запрашиваемую агентством, в режиме онлайн видят в московском и турецком офисе TEZ Tour и в отеле. «Если нужен стандартный номер, ответ можно получить в течение получаса, в отдельных случаях мы подтверждаем его без участия отеля,— говорит директор департамента бронирования TEZ Tour в Анталье Ферхан Йылмаз.— Это позволяет клиентам решить все вопросы— от выбора тура до его подтверждения за один визит».
Удобство работы и система мотивации продавцов, в том числе «ознакомительными» поездками на курорты, дает хорошие результаты. По результатам исследования информационной службы «БАНКО», TEZ Tour занимает первое место в рейтинге предпочтений сотрудничества. В опросе приняли участие около 500 турфирм из Казани, Екатеринбурга, Самары и Ростова-на-Дону.
Везде свои
TEZ Tour— это международный холдинг: оператор отправляет туристов из 11 стран и в 11 государствах имеет принимающие офисы, работающие как самостоятельные предприятия. Пока они обслуживают только клиентов TEZ Tour, но в принципе могут работать и с другими операторами, принимая туристов из любых стран.
Развивая холдинг, руководство старается диверсифицировать риски. Если в России туристический рынок «просядет» на несколько лет, компания компенсирует это работой в других странах.
TEZ Tour всегда открывал принимающие представительства одновременно с появлением нового направления. Это отличает компанию от других участников рынка, которые работают с заграничными фирмами.
Самый большой принимающий офис, открытый в год основания компании (1994 г.), находится в Анталье. В прошлом году в пик сезона здесь работало 1 200 сотрудников, в этом— около 1 500 человек. А принимающий офис в Египте (открылся в 1999 г.) недавно обзавелся собственным автопарком.
Работая через собственные принимающие офисы, компания не только зарабатывает на оказании услуг, но и контролирует качество сервиса, обеспечивая лояльность клиентов. Кроме этого, работа по сопровождению туристов предполагает бонусы от владельцев магазинов и торговых центров, через которые пройдет группа.
Отличиться в плане сервиса сейчас сложно: сейчас все крупные операторы встречают гостей в аэропорту, предлагают экскурсии, помогают разрешить проблемы в отеле и т.д. Чтобы оставаться лидером, оператору приходится идти на сложные и дорогие новшества. Например, компания оснастила все автобусы системой GPS-навигации, чтобы повысить безопасность поездок (операторы следят за скоростным режимом) и своевременно реагировать на внештатные ситуации. Например, заменять автобусы в случае поломки ближайшей машиной. Это исключает длительное ожидание и позволяет экономить расходы на топливо— литр бензина в Турции стоит около $3.
Кроме того, в экскурсионных автобусах доступен бесплатный Wi-Fi. А в следующем году оператор собирается дарить туристам один телефонный звонок домой, чтобы сообщить о благополучном приземлении. Эти мелочи вряд ли привлекут новых клиентов, зато покажут существующим, что компания неустанно заботится об их комфорте.
Сколько оператор планирует потратить на эти новинки, не раскрывается. Но стратегия понятна: компания движется в сторону увеличения числа туристов и оптимизации расходов за счет частичной автоматизации труда. Например, в перспективе часть работы отельных гидов смогут выполнять терминалы в холле с подробной информацией обо всех экскурсиях и возможностью забронировать место в автобусе. «На терминале будет кнопка для связи с гидом или офисом,— рассказывает Сейфи Имамоглу.— Некоторые вопросы можно решить только с человеком, поэтому мы не собираемся менять персонал на машины».
Объем турпотока поддержали скидками
До 80% отелей, с которыми сегодня работает оператор, постоянные и давние партнеры компании. Налаженные связи выгодны обеим сторонам: оператор получает большую свободу в бронировании, а отельеры— гарантированных клиентов.
«Половина гостей отдыхают у нас уже не первый раз,— делится Нихат Тюмкая, генеральный директор отеля Gloria Golf Resort.— Мы сотрудничаем с TEZ Tour c момента открытия отеля. За это время сложился круг постоянных клиентов, которые бронируют у оператора именно наш отель».
Русских туристов в сети отелей Gloria примерно 40%, большинство— клиенты TEZ Tour. В прошлом году, согласно условиям договора, он был единственным крупным оператором, продававшим номера в Gloria. «Это обычная практика,— поясняет Нихат Тюмкая.— Если партнер говорит, я возьму у вас все номера и хочу быть эксклюзивным оператором— мы соглашаемся. Он гарантированно платит нам большую сумму денег и дальше сам продает номера. Не продаст— это его риск».
В этом году риск оказался слишком большим, из-за финансового кризиса начало сезона выдалось непредсказуемым, поэтому по обоюдному согласию сторон сеть отелей работала со всеми операторами.
По информации консульства РФ в Анталье, в марте 2009 г. туристов было на треть меньше, чем в начале весны прошлого года. В апреле-мае отрицательная динамика составила 20%, зато уже в июле статистика показала плюс. «Ключевую роль сыграла гибкая ценовая политика отельеров,— уверен генеральный консул РФ в Анталье Мирджалол Хусанов.— Не думаю, что участники рынка получат в этом году большую прибыль, но главную задачу они выполнили— сохранили поток». В начале сезона отельеры действительно продавали номера с дисконтом 15-20%, но летом, оценив спрос, вернули стоимость на прежний уровень и даже смогли немного ее повысить.
Распределение рисков
У TEZ Tour есть своя сеть из четырех отелей Amara World. Участок в прибрежной зоне (2 га) города Сиде компания купила еще в 1994 г., но отель построила только в 2004 г. Без учета земли проект обошелся порядка $26 млн, оператору пришлось привлечь инвестиции, но их доля не разглашается. Вслед за этим в течение года TEZ Tour купил отели в Кемере, Бельдиби и Текирова. Два из них были полностью отстроены заново. И к 2007 г. оператор располагал сетью из трех пятизвездочных и одного отеля 1-го класса.
Генеральный директор отеля Amara Dolce Vita Реджеп Джошкун говорит, что сегодня средняя прибыльность пятизвездочного отеля составляет25-30%, хотя еще в начале 2000-х она держалась на отметке 60-65%. В любом случае, чем выше звездность отеля, тем больше возможностей заработать. Например, в Amara Dolce Vita продают номера только по системе «Ультра все включено», но при этом есть большой выбор услуг, которые можно приобрести за отдельную плату. SPA-салон, галерея магазинов, сеть ресторанов и др. За время отдыха каждый гость отеля в среднем тратит на это по $200.
Отели Amara World работают в основном на Европу, доля русских туристов составляет порядка 20-30%. Европейский рынок удобен тем, что туристы планируют отдых заранее и вносят предоплату. Кроме того, обслуживание европейцев позволяет мягко зайти на рынок Старого Света, большую часть которого контролирует немецкий оператор TUI. «Нам интересны европейские рынки, но сейчас открывать там собственные отправляющие офисы преждевременно,— поясняет Марина Макаркова.— Тем не менее, во многих странах уже знают наши отели, приезжают в них повторно. Бренд узнаваем, так что можно сказать, задача минимум выполнена».
В перспективе компания намерена развивать сеть отелей в Турции и, возможно, в Египте, но это далеко идущие планы. Задачи ближайших двух лет: поиск новых рынков сбыта и повышение числа туристов на существующих направлениях. «Скорее всего, кризис окажет влияние и на сезон следующего года»,— полагает Сейфи Имамоглу. Сделать ставку на новые рынки мотивируют показатели этого года. Начав работу в Армении в прошлом году, в этом сезоне удалось добиться роста в 200%.
ТОП-8 зарубежных курортов
Количество российских туристов, посетивших страны, тыс. человек
№
|
Страна
|
2007 г.
|
2008 г.
|
1
|
Турция
|
1923,4
|
2212,8
|
2
|
Китай
|
1651,7
|
2059,3
|
3
|
Египет
|
1255,4
|
1426,7
|
4
|
Финляндия
|
657,1
|
666,9
|
5
|
Италия
|
334,1
|
398,1
|
6
|
Испания
|
318,6
|
365,4
|
7
|
Греция
|
243,9
|
349,2
|
8
|
Таиланд
|
232,2
|
258,8
|
Источник: Росстат.
|