Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Губернаторы, дайте свои мобильные номера инвесторам!

Александр Галушка, руководитель группы по налоговой политике «Стратегии-2020», президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Путин сформулировал ключевую, центра

Землю под инвестпроекты надо давать тому, кто создаст наибольшее количество рабочих мест

Александр Галушка, руководитель группы по налоговой политике «Стратегии-2020», президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Владимир Путин сформулировал ключевую, центральную задачу стратегического развития страны — 25 млн новых рабочих мест в течение 10-12 лет. По большому счету — это нить государственной политики и жизни общества. Возникают два вопроса: насколько это реально и как это сделать?

Насколько реально? Посмотрим на наших партнеров по БРИК. Индия — около 10 млн новых рабочих мест в год, Китай — 5 млн рабочих мест в год, Бразилия, наиболее близкая нам из всех стран мира, — в среднем более 2,5 млн новых рабочих мест каждый год. Новые рабочие места — это целевой ориентир не только для развивающихся стран. Недавно президент Обама сказал, что главный вызов Америке — это конкуренция за создание новых рабочих мест. И привел яркий пример со сталелитейным заводом. За одно поколение американцев численность на этом заводе сократилась с 1 000 до 100 человек. И это породило социальную неудовлетворенность. Почему? Потому что выгоднее инвестировать не в Америке, а в Китае, Индии. Рабочие места создаются инвестициями, капиталом. И конкуренция за их создание — это реальность глобального мира.

Европейский союз просто субсидирует создание каждого нового рабочего места. Бизнесу дают деньги за каждое новое качественное рабочее место. Если это традиционные отрасли, то до 250 тыс. евро, но не более 25% от общего объема инвестиций. Если это инновационные отрасли — то компенсируется до 80% инвестиций. Главный ответ на вопрос, как создать новые рабочие места, — поддерживать благоприятный инвестиционный климат. На федеральном уровне и в регионах. Практически все регионы России готовы давать налоговые льготы. Практически все готовы субсидировать процентные ставки и давать госгарантии инвесторам. Почти все пытаются создавать индустриальные парки и промышленные площадки. Но мало у кого из регионов получается привлечь инвесторов. Только у тех, где административная среда, личная позиция губернатора развернута лицом к инвесторам, где есть готовность реагировать на проблемы бизнеса, где есть открытость власти и готовность решать эти проблемы в режиме онлайн.

Мы приводим пример с номерами мобильных телефонов некоторых губернаторов, которые они дают бизнесменам, реализующим инвестиционные проекты, для оперативной связи. Иногда это вызывает улыбку, но у инвесторов такие действия губернаторов встречают восторг, который выражается в объеме прямых инвестиций. Это лишь символ, но за ним стоит открытость власти.

И конечно же, важна, кроме региональной, федеральная повестка. Какой должен быть инвестиционный климат на федеральном уровне? Не просто благоприятный — а конкурентный. Если тарифы, то не низкие, не высокие — а конкурентные. То есть такие, которые способствуют привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Если налоги — то конкурентные. Ни в коем случае не сплошное линейное снижение налогов. Но налоговый маневр, структурный маневр возможен. Когда мы снижаем одни налоги, такие как НДС, налог на прибыль, страховые взносы, и можем увеличить другие налоги, по отношению к которым инвестиционная активность и создание рабочих мест не столь чувствительны. Если административная среда — то конкурентная. Та, в которой действует принцип нерегулирования, в случае если оно не нужно. Если технические регламенты — то конкурентные. Мы все-таки часть глобального мира, и мы могли бы использовать техрегламенты Евросоюза как выверенные, достаточно стандартные. Если судебная система — то конкурентная. В которой развивается негосударственный, общественный арбитраж. Если услуги естественных монополий — то конкурентные условия потребления. Здесь лучшее решение — это публичная оферта, когда заранее известно, на каких условиях мы будем потреблять услуги естественных монополий, и создание специализированных служб по защите прав потребителей таких услуг.

Если доступ к земле — то конкурентный. Сегодня у нас ситуация такова, что земельный участок получает тот инвестор, который предложит большую цену. А может быть, давать земельный участок тому, кто предложит большее количество рабочих мест, созданных за счет инвестиций в этот земельный участок?

Конечно, это неисчерпывающий набор предложений. Но это, если выражаться языком бизнеса, и есть ключевые факторы успеха для создания рабочих мест.

Александр Галушка

Текст подготовлен на основе выступления на VII бизнес-форуме «Деловой России» при содействии АЭРгрупп

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.