Иван Таврин, «МегаФон»: LTE становится массовым продуктом
В прошлом году «МегаФон» впервые обогнал по капитализации МТС и «ВымпелКом». Гендиректор компании Иван Таврин намерен выводить «МегаФон» в новые сегменты, но главной точкой роста видит LTE.
Чуть более года назад Иван Таврин возглавил ОАО «МегаФон». Все это время перед ним стояла задача, помимо увеличения капитализации, обеспечить компании эффективный рост продаж, в частности, за счет усиления собственной розницы, а также договориться с МТС и «ВымпелКомом» о совместной инфраструктуре. Первые две задачи г‑н Таврин решил, а вот с соседями по «большой тройке» пока не договорился.
Инвесторы принесли $1,8 млрд
Проведенное IPO ОАО «МегаФон» оказалось самым масштабным среди всех размещений российских эмитентов за истекший год, тем более на фоне оттока инвестиций из России и череды отмен IPO крупных компаний. Спрос же на акции «МегаФона» превысил предложение.
В конце прошлого года компания «МегаФон» провела IPO. Вы довольны результатами размещения?
— Проведенное IPO на Лондонской фондовой бирже оказалось самым масштабным среди всех IPО российских эмитентов за истекший год. И это при том, что оно проходило на фоне весьма непростых рыночных условий для первичных размещений. Инвесторы стали более осторожными по отношению к развивающимся рынкам в целом, и в течение семи недель перед нашим IPO отмечался отток инвестиций из России. В результате в 2012 г. состоялось только два размещения российских компаний, каждое из которых было гораздо меньше по объему (Ruspetro — $250 млн, MD Medical — $311 млн). А еще два запланированных размещения были отменены вовсе («Промсвязьбанк», O1). Несмотря на это, спрос на наши акции превысил предложение, что дало нам возможность привлечь достаточное количество инвесторов. В общей сложности было продано 91 479 500 акций и GDR на сумму $1,8 млрд. Мы действительно довольны полученными результатами. Ведь рост, базирующийся на них, продолжился. К 31 марта стоимость акций компании выросла на 55%, при том, что индекс ММВБ за это время увеличился только на 3,1%.
Полгода назад вы говорили, что увеличение стоимости компании является одной из основных задач, стоящих перед вами. Какие еще задачи ставились, и насколько успешно они решаются?
— Действительно, задача по увеличению стоимости компании перед нами стояла и была решена весьма успешно. Например, объем консолидированного свободного денежного потока за прошлый год вырос на 174,8%. Это, пожалуй, лучший показатель за всю историю существования «МегаФона». А цена GDR компании в мае достигла исторического максимума — $33,5. В этот момент наша капитализация составила $20,77 млрд и впервые превысила показатели и МТС, и «ВымпелКома».
Что касается других задач, отмечу, что сейчас мы ориентируемся прежде всего на эффективный рост. Соответственно, три основных направления этой стратегии: развитие существующего бизнеса, выход в новые сегменты — это то, чем занимается MegaLabs (создана в прошлом году — Прим. ред.), — и повышение эффективности.
Какими новыми сегментами занята MegaLabs?
— MegaLabs концентрируется только на услугах, отличных от голосового доступа и передачи данных. Компания развивает линейку дополнительных сервисов, призванных удовлетворить возрастающие потребности клиентов в персонализации, информации, развлечениях и финансовых услугах. В сентябре 2012 г. мы приобрели компанию VAS Media, поставляющую мультимедийный контент, рингтоны, услуги геолокации, мобильных платежей. Синергия между VAS Media и MegaLabs позволила нам стать конкурентным игроком на перспективном рынке инновационных продуктов.
Все в сетях
Развитие инфраструктуры для 3G и LTE, а также розничной сети — то, во что «МегаФон» инвестирует в последние три года активнее всего. Но возвратность инвестиций в фокусе внимания. Затраты операторов «тройки» могли бы быть сокращены за счет создания единой «башенной» компании для развития инфраструктуры, но проект прекратил существование.
Оператор инвестировал за последние три года более 170 млрд руб. Расскажите, пожалуйста, на что направлялись эти инвестиции?
— Прежде всего, мы инвестировали в развитие сетей 3G, 4G, центров обработки данных и собственную розничную сеть. Отдельно я хотел бы рассказать о центрах обработки данных (ЦОД), создание которых тесно связано с развитием сегмента передачи данных, т. к. это направление предъявляет большие требования к обработке трафика и IT‑мощностям. Мы начали работу над ним еще несколько лет назад. И сегодня компания использует уже 18 ЦОД, распределенных по всей территории России. В 2013 г. мы намерены открыть новый крупный ЦОД в Москве. Мы единственные, кто строит дата‑центры в таком масштабе, и это, безусловно, создает для нас большие преимущества на рынке.
Что касается нашего ритейла, на сегодня число собственных магазинов приближается к 2 000, а их доля в количестве общих подключений «МегаФона» выросла с 20% до 29%. Среднемесячное количество подключенных «МегаФон Ритейлом» клиентов достигло 1,5 млн. По итогам года, 66% посетителей собственных салонов компании были полностью удовлетворены качеством сервиса, а 62% готовы были рекомендовать «МегаФон» своим друзьям и близким, — и это максимальные показатели среди «большой тройки».
В 2013 г. мы запланировали капитальные расходы в размере 55‑60 млрд руб. В целом, мы стали по‑новому подходить к инвестированию. Сегодня мы внимательно смотрим на натуральные показатели и отталкиваемся от конкретных потребностей. Мы хорошо понимаем, на что направлена каждая инвестиция, какой она нам приносит возврат, а малоэффективные проекты мы отсекаем.
Приобретение «Евросети» вы считаете выгодной покупкой?
— Что касается «Евросети», ее приобретение лежит в русле нашей политики по улучшению качества продаж и увеличения срока пребывания клиента в сети «МегаФона». Сегодня на рынке существует громадный дисбаланс между количеством проданных sim‑карт и устройств, которые их используют. Скажем, в год продается больше 100 млн sim‑карт и одновременно 35‑40 млн гаджетов. Несколько лет назад, когда рынок бурно развивался, это было нормально. Но сегодня это приводит к тому, что фактически абоненту навязывают то, что ему не нужно, а мы платим за это комиссию, несем затраты на производство sim‑карт, IT‑обеспечение и так далее. Приобретя «Евросеть», мы не только получили отличный канал качественных продаж, но и возможность использовать опыт профессионалов в области обслуживания наших клиентов.
«МегаФон» является партнером Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи. Расскажите, пожалуйста, какие задачи решает компания, когда становится партнером таких мероприятий?
— Быть партнером Олимпийских игр или Универсиады — это большая честь, за которую борются многие компании. Это не только отличная возможность показать миру свои возможности, это всегда технологический вызов. В частности, в Сочи «МегаФон» поставил перед собой очень важную и сложную задачу — сделать зимние игры 2014 г. самыми высокотехнологичными за всю историю Олимпиады. В итоге уже в феврале 2013 г. «МегаФон» обеспечил связью все спортивные объекты, где будут проходить соревнования. Мы уже запустили в эксплуатацию сети четвертого поколения в Сочи и местах расположения объектов горного кластера будущих зимних игр. Для безопасности и комфорта гостей мы создали уникальную систему видеонаблюдения «Безопасный город» и запустили метеорологический проект «МетеоФон» — такая же метеосистема запущена в Казани. В рамках подготовки к казанским играм компания также обеспечила связью и Интернетом, в том числе на базе LTE, все ключевые спортивные и инфраструктурные объекты, предоставила ресурсы своего дата‑центра. Думаю, что участие в подобных проектах делает компанию по‑настоящему зрелой, превращает ее в лидера.
Потребовало ли партнерство с организаторами соревнований каких‑то дополнительных вложений со стороны компании в инфраструктуру?
— Мы не просто оснащаем спортивные объекты — мы создаем полноценную инфраструктуру связи на будущее. Поэтому инвестиции в нее мы не рассматриваем как дополнительные вложения. Это необходимые вложения. Сейчас мы завершаем работу по созданию в Сочи современной инфраструктуры связи, которая даже через четыре года после проведения игр останется передовой в области инфокоммуникаций в России.
В недавнем интервью вы рассказывали о том, для чего операторам «большой тройки» нужна единая компания для обслуживания инфраструктуры. На каком этапе развитие этой идеи?
— Если быть точным, я тогда говорил, что хотя с предпринимательской точки зрения создание такой компании имеет смысл, существует целый ряд технических трудностей. В связи с тем, что операторы долгое время развивались обособленно, их сети на сегодняшний день могут существенно различаться как по составу оборудования, так и просто по своей логике. Наибольшие перспективы я видел у объединения инфраструктуры 4G — с учетом того, что эти сети только начинают развиваться. И здесь, кстати, до сих пор сохраняется уникальная возможность сделать многое вместе. Однако обсуждавшаяся ранее идея создания единой «башенной» компании, к сожалению, не нашла воплощения. «МегаФон» из проекта не выходил, но де‑факто проект просто прекратил свое существование, т. к. другие операторы больше не видят в нем перспективы. Между тем такие проекты могут развиваться только при взаимном интересе всех участников. Там, где он сохраняется, мы с удовольствием работаем вместе с коллегами. В частности, «МегаФон» участвует в совместном строительстве сетей и обмене инфраструктурой (например оптоволоконными линиями или площадками под базовые станции) в отдаленных районах, куда трудно дотянуть сеть в одиночку.
4G дойдет до миллиона
В 2013 г. LTE перестанет быть «нишевым» продуктом, говорит Иван Таврин. 4G в фокусе внимания — именно эта услуга обеспечивает высокую доходность передачи данных. И даже в глубинке ситуация с передачей данных приближается к городу.
Выручка от «голоса» у операторов связи снижается в пользу увеличения выручки от передачи данных. Можно ли сказать, что операторы связи теряют к «голосу» интерес?
— Мы уже давно определили передачу данных в качестве драйвера дальнейшего роста «МегаФона». Именно поэтому мы в свое время сконцентрировались на строительстве по всей России сетей 3G, которые помогли нам занять лидирующие позиции. В этом же русле находится и наша работа по развитию сетей четвертого поколения. Опять же мы вместе с Yota стали первыми, кто запустил 4G сначала в Москве, а затем и в других регионах. Однако это не означает, что мы перестали уделять внимание качеству связи, в частности голосовой. Сети модернизируются в постоянном режиме, устанавливаются новые базовые станции, осуществляется мониторинг качества. Так что никаких оснований для опасений нет. Что касается прибыли и доли в ней передачи данных, действительно в прошлом году она обеспечила наибольший вклад в увеличение нашей выручки в России — 29,1% прироста.
Являются ли негородские территории стабильным сегментом, где реализация «голоса» останется высокомаржинальной?
— На самом деле ситуация здесь не настолько сильно отличается от городов. Так называемая глубинка уже не всегда отстает по уровню обеспеченности современными услугами связи от мегаполисов. Сети стремительно развиваются. Скажем, в зоне покрытия нашей сети 3G проживают около 95% жителей России, 4G — услуги «МегаФона» доступны 30% населения страны. Люди, естественно, пользуются мобильным Интернетом все больше и больше.
Мы понимаем социальную значимость связи для современного общества, поэтому, расширяя территорию покрытия, «МегаФон» сокращает характерное для России цифровое неравенство. Так, средняя скорость доступа в Интернет по технологии 3G в Москве, Санкт‑Петербурге и ряде других крупных городов значительно превышает скорости по России. За пределами этих городов средняя скорость доступа абонента не превышает 512 кбит/с. Поэтому мы стараемся активнее внедрять Интернет в тех регионах, где либо существует большая потребность в нем, либо скорости невысоки. В настоящее время средняя скорость передачи данных в 3G‑сети «МегаФона» составляет 3,2 Мбит/с.
Сколько лет, по‑вашему, потребуется LTE, чтобы завоевать популярность? Как скоро он окажется в аутсайдерах у 5G, как прошлые поколения связи у 4G?
— Сегодня мы предоставляем 4G‑услуги уже в 81 городе России, они доступны 30% населения страны. К концу 2013 г. этот показатель составит 40%.
За год с момента запуска сетей LTE пользователями 4G стали свыше 150 тыс. клиентов «МегаФона», сгенерировав 5% совокупного трафика данных компании. По нашим прогнозам, количество активных пользователей LTE от «МегаФона» в этом году достигнет одного миллиона. Это говорит о том, что 4G из нишевой технологии превращается в услугу массового спроса, за которой будущее рынка. О том, что LTE приобрел популярность, можно говорить уже сейчас. Для нас 4G — это приоритетный продукт, который обеспечивает высокую доходность услуги передачи данных. Так, по итогам 2012 г., уровень ARPU пользователей 4G оказался выше аналогичного показателя у пользователей 3G в 3,5 раза. Что касается 5G, сложно давать какие‑либо прогнозы о стандарте, которого, по сути, еще нет. Мы предпочитаем концентрироваться на развитии 3G и 4G, которые хранят в себе еще очень большой потенциал.