Как Рафик Сингатуллин зарабатывает на домах "под ключ" //ОПЫТ
Уйдя с наемной работы, Рафик Сингатуллин создал компанию, строящую концептуальные дома «под ключ». DK.ru он рассказал, какие правила работают в строительстве и почему готовые дома – бизнес будущего.
Рафик Сингатуллин пришел в компанию «Хозяин дома» в качестве партнера, а стал руководителем, создавшим бизнес, объединивший проектное бюро, строительство и обслуживание индивидуальных домов. В интервью DK.ru он рассказал, как нашел интересную и свободную нишу, потенциальными клиентами которой может стать новое поколение потребителей.
Дома без образа жизни
В свой бизнес я пришел с поста директора компании по установке пластиковых окон в Казани. В 2012 г. меня пригласили в компанию «Хозяин дома» в качестве партнера. В то время они строили ничем не отличающиеся от тех, что есть на массовом рынке, дома. Мы с владельцем Раилем Газизуллиным стали равноправными учредителями новой компании.
На то, чтобы понять, как работает этот бизнес, мне понадобился примерно год. В какой-то момент стало ясно, что мы должны делать что-то уникальное. На это нас подвигло понимание того, что люди не знают, чего хотят. А это в массе своей удерживает рынок в состоянии «каменного века».
Дела в индивидуальном домостроительстве обстояли так, как будто все до сих пор хотели бы ездить на «жигулях-копейке».
Нужно было создать что-то, у чего не будет конкурентов. Разобраться в этом мне помогли внешние консультанты. В частности, маркетолог Айгуль Султанова, которая подсказала, что нужно выходить с тем, что мне самому было бы интересно делать с удовольствием, с тем, что идет от сердца. И что самому хотелось бы получить, если бы я был «по ту сторону рынка».
Вскоре я понял, что заказчики, в большинстве своем, не понимают, не могут знать, чего они хотят на самом деле. Винить их в этом нельзя, потому что образовательных институтов по жилищному строительству у нас никогда не было.
У нас есть квартиры, но нет образа жизни.
Понятно, что у людей образ своего жилья создается либо на основе фантазии, либо исходя из мнений кого-то со стороны. Но ни то, ни другое нельзя наложить на реальную жизнь семьи или даже одного человека.
Тогда появилась идея строить продуманные по мировым стандартам, сохраняющие индивидуальность, полностью укомплектованные и готовые для жизни дома для татарстанцев. Я хотел пригласить 12 интересных архитекторов, которые бы спроектировали 12 таких домов, и каждый год проекты бы менялись. Вот так возникла идея ConceptHouseStore.
Знания по цене ошибок
Впервые мы представили наши дома на выставке «Волгастройэкспо» в Казани весной в 2013 г.. Четыре дома мы спроектировали с Петром Сафиуллиным. Сделали грамотные по архитектуре и красивые дома, которые были полностью готовыми для жизни – действительно «под ключ». Ничего подобного тогда в России не было и нет до сих пор.
Но на выставке проект приняли не так, как мы ожидали. Было много восторга относительно архитектуры домов, но были и возражения, что за такие деньги можно купить участок с домом, например, в Салмачах. Но и тогда, и сейчас люди не понимают, что такое «под ключ».
У нас не принято покупать строительство «под ключ», не принято считать все расходы, связанные не только со строительством, но и с эксплуатацией.
И никто не умеет считать личное время, затраченное на присутствие на стройке или отделке. Я не говорю уж о расходах на переделки, которые возникают из-за ошибочных расчетов или не выдержанной технологии.
Ведь дом создают мелочи – не просто стены и крыша, но и наличники, пол, потолок, розетки, выключатели, люстры. И, если грамотно, заранее считать все эти детали, то затраты будут прогнозируемые, в отличие от тех случаев, когда клиент "считает" только фундамент, стены и крышу.
Мы думали, что наша идея «выстрелит», а затем и поглотит «Хозяин дома», но так не вышло. Возможно, потому, что мы не приложили достаточно усилий для продвижения проекта. В 2014 г. мы вообще перестали как-либо развивать это направление. Но именно благодаря ConceptHouseStore мы разобрались, как можно работать с архитектурой, и нас заметили в сегменте дизайнерских домов.
Из строительной компании – в концептуальную
Сейчас спроектированные нами дома – это только одно направление нашей компании. Увидев, что ниша уникального строительства в Татарстане не занята, мы поняли, что сможем сделать продукт, который будет вне конкуренции. На нас стали смотреть не просто как на строительную компанию, а как на концептуальную строительную компанию.
В «Хозяине дома» мы тоже стали больше внимания уделать проектированию – как архитектурному, так и рабочему проекту. С 2014 г. мы перестали строить без проекта. А из-за того, что, за пять предыдущих лет уже набрали пул производителей материалов, смогли замкнуть весь процесс от проекта до сдачи жилого дома «под ключ» на себя.
Так наша компания вышла на рынок с продуктом, которого в таком же виде просто не существовало – слияние проектного бюро и строительной организации.
В 2015 г. был инициирован и получен заказ на разработку концепции долгосрочного развития территории Сокуров, за исполнение которого мы взялись вместе со стратегическим партнером Эриком Терегуловым. Разработка концепции совершилась при участии лучших урбанистов страны и специалистов из ООН-Хабитат (программа по населенным пунктам – DK.ru).
И благодаря этим, возможно, разнонаправленным проектам мы пришли к тому, что занялись комплексным проектированием и комплексной реализацией объектов. В комплексное проектирование включено все – от информационного программирования, работы концептуалистов, архитекторов, проектировщиков, конструкторов, до работы ландшафтников, дизайнеров интерьеров и инженеров по эксплуатации.
С самого начала мы ориентировались на премиум-сегмент, на тех, кто не хочет тратить время на то, чтобы контролировать стройку, а хочет за свои деньги получить очень хороший результат. Мы не только проектируем, строим и обустраиваем дом, но и обеспечиваем его дальнейшую эксплуатацию, что также очень удобно для людей, понимающих, что каждый должен заниматься своим делом. Такие люди умеют считать деньги и хотят получить законченный продукт при понятном и плановом бюджете.
Я считаю, что бизнесы, направленные на реализацию готовых решений, имеют на рынке хороший потенциал.
Растет поколение тех, кто ни разу в жизни не держал в руках никаких инструментов. Поколение тех, кто умеет что-то делать или доделывает в доме сам, уходит.
У нас есть заказчики из ИТ-сферы, которые так и говорят: «Я ничего не хочу делать. Просто постройте дом, простой в обслуживании». Учитывая то, что заказы можно делать через интернет, потенциал роста у такого сегмента очень хороший. Люди еще не смотрят на дома, как на такой же сложный механизм, как автомобиль, поэтому пытаются строить сами. Но это представление уже меняется.
Стройка по правилам
Мы построили работу в компании так, чтобы у всех участников и контрагентов была одинаково высокая степень ответственности. По примеру западных компаний мы прописали на бумаге все нюансы работы организации, которые подписываются обеими сторонами и жестко контролируются.
Соблюдения сроков, указанных цен и качества мы требуем как от себя, так и от наших поставщиков и подрядчиков. За любые сроки – штрафы и другие санкции. И это очень помогает наладить все внутренние процессы.
Прежде чем прийти к такому решению, мы несколько раз серьезно «обожглись» с ненадежными контрагентами. Такой опыт мы получили, закупая лес. Выяснилось, что почти все, кто работает с лесом – это, скажем так, «ошалелые парни». У них всегда есть объяснение чему угодно. Если не вывезли лес, они говорят - все завалило снегом, потом будут дожди, а еще позже – будет совсем сухо. Мы пару раз пострадали от таких поставщиков, а потом перевели все наши с ними отношения в договоры. Мы даже прописали временные задержки по платежам, и после нескольких отладок схема начала работать.
Внутри компании у нас есть свод правил с требованиями, обязанностями и штрафами. Впервые я начал писать такие «правила поведения», когда работал руководителем представительства Техно-Колор по установке пластиковых окон. Там было все: от опозданий до небритости монтажников. Из таких мелочей, как мне казалось, складывалось впечатление о компании.
Я вообще не знаю, как без этого можно работать. Однажды я наблюдал, как рядом с моим домом шла стройка. Шла вторая неделя, но я так и не увидел там туалета. А у нас любое наше строительство начинается с установки туалета и организации труда на объекте. Это элементарные вещи, но в некоторых компаниях и их порой не бывает.
«Хозяин дома» я намерен в ближайшие годы позиционировать на рынке как полноценную строительную компанию, которая, в том числе, рискует своими деньгами. С 2017 г. мы становимся девелоперами, и это уже новый уровень для бизнеса.
Еще одна наша задача – развивать и некое архитектурное ателье для премиум-сегмента. С проектом ConceptHouseStore мы надеемся выйти в Москву. Для меня такой формат более интересен, чем массовое строительство. Мы бы хотели разрабатывать и строить не только отдельные дома, но и целые территории, которые бы содержали единый образ.
Карина Каримова