Казань как площадь для стартапов: зачем городу столько технопарков?
В Казани представлен практически весь спектр имеющихся на сегодня в мировой практике бизнес-площадок – от инкубаторов до технополисов. «ДК» выясняет, помогают ли они реально бизнесу.
Большинство инновационных узлов республики сосредоточено в столице. В данный момент в Казани работают несколько технопарков и бизнес-инкубаторов, действует технополис. Начинает работу агропромпарк, который займется развитием малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. А в ближайших планах – амбициозные проекты «Иннополис» и «Смарт Сити Казань»: первый предполагает строительство города с особой экономической зоной технико-внедренческого типа, второй презентуется авторами как бизнес-центр для сферы услуг и международная экспо-площадка. «ДК» решил выяснить, какие задачи пытается таким образом решить город.
Все площадки в Казани востребованы
Татарстанские власти отчитываются об успешном функционировании бизнес-площадок региона. Для примера: три самых весомых казанских площадки – технополис «Химград», технопарк «Идея» и «ИТ-парк» - заработали сами в 2012 г. почти 18,5 млрд руб. С самоокупаемостью дела тоже обстоят неплохо. В частности, заместитель директора казанского ИТ-парка ИСКАНДЕР ДИНИСЛАМОВ в интервью специализированному изданию PCWEEK приводит такие цифры: "По нашим расчетам, за 10 лет бюджеты всех уровней получат сумму, в три раза большую суммы инвестиций в ИТ-парк. Что же касается текущих расходов, то на самоокупаемость казанский ИТ-парк перешел уже в 2011 г. И не только за счет предоставления услуг дата-центра (на территории ИТ-парка создан мощный дата-центр, который обслуживает не только резидентов, но и ряд коммерческих предприятий - например, КамАЗ: 64% его инфраструктуры размещено в ИТ-парке. - прим. ред.) Ведь у технопарка есть еще гостиница, где живут не только резиденты, есть конференц-залы и прочая инфраструктура, которые можно использовать для проведения различных мероприятий".
Между тем эксперты говорят, что ориентироваться только на цифры, оценивая влияние технопарков и бизнес-инкубаторов на экономику города, - распространенное заблуждение. ИГОРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, директор бизнес-инкубатора «Ингрия» (г. Санкт-Петербург) и директор по коммерциализации Технопарка «Сколково», убежден: глядя на цифры, мы никогда бы не оценили по достоинству ни Google, ни Dropbox, ни Facebook. «У стартап-компании первые несколько лет растет не выручка, а капитализация компании. Перечисленные мной компании «сидели» в больших убытках, в то же время имели миллиардные капитализации и очередь из инвесторов», - аргументировал свою убежденность г-н Рождественский.
Пользу от появления новых площадок для экономики города все опрошенные «ДК» эксперты считают очевидной (см. опрос на стр.26). Это систематизация, упорядочение бизнеса. «Если раньше предприниматели сидели в каких-то гаражах, заброшенных цехах, то сейчас есть возможность работать в нормальных условиях. Более того – в технопарках формируется особая среда общения. Бизнесмены имеют возможность расширять круг своего взаимодействия», - говорит ДМИТРИЙ ПАШИН, директор Центра нанотехнологий республики Татарстан. Похоже, бизнес для себя эти возможности в рамках технопарков видит: все имеющиеся площадки Казани без дела не простаивают – спрос среди потенциальных резидентов устойчиво высок. «Сегодня практически в каждом технопарке не осталось свободных площадей. Например, когда ИТ-парк объявляет конкурс для новых резидентов, люди занимают очередь задолго до «часа икс» – буквально всю ночь стоят, ожидая времени подачи заявок. Такая же ситуация и в «Химграде», и в «Идее»», - поделился с «ДК» наблюдениями г-н Пашин.
Ажиотажа вокруг инноваций нет
Оптимизм экспертов заканчивается на этапе «загрузки» технопарков проектами. Существует вероятность, что продукты, разрабатываемые на инновационных «плацдармах», могут так и не найти своего инвестора и спроса. Г-н Рождественский предупреждает: в скором времени возможен кризис перенасыщения проектами, потому что на сегодняшний день инвестора сложно убедить, что они вообще нужны. «По-прежнему мало умных венчурных денег, а главное - низкий спрос на инновации в отечественной индустрии. А если спроса нет, то венчурные фонды не видят своего «выхода» и, соответственно, менее активно финансируют проекты», - поясняет глава бизнес-инкубатора «Ингрия». Он не исключает возможности перепроизводства бизнес-акселераторов в ближайшее время, «если не будет гораздо больше громких «выходов» или иных историй успеха».
Таким образом, отсутствие интереса инвесторов к проектам создают для инновационных площадок риск со временем превратиться в рядовые площади под аренду. Генеральный директор Технопарка "Идея" СЕРГЕЙ ЮШКО не согласен: в отличие от обычных бизнес-центров, технопарки своих резидентов выращивают сами. И получается это в Казани неплохо. В качестве примера роста в технопарке «Идея» приводят научно-производственное производство «ГКС». НПП прошло все стадии становления в технопарке – от заявителя проекта до якорного резидента, а затем и самостоятельной компании, вышедшей "из-под крыла" технопарка. А начиналось все с одного человека, который пришел со своей идеей на экспертный совет в 2006 г. "Технопарк помог развиться нам практически с нуля: под проект предоставили все "от и до" - от помещения до оргтехники", - рассказывает заместитель гендиректора НПП "ГКС" ВИКТОР ПРОККОЕВ. Но кроме инфраструктурных преимуществ, полученных в "Идее", основой успеха он считает человеческий фактор - высококлассных специалистов, которые собрались на проекте. Сегодня компания занимается промышленной автоматизацией, разработкой систем учета и метрологического обеспечения для предприятий нефтегазовой отрасли – от Боснии до острова Сахалин.
Есть яркие примеры развития и в казанском Технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Один из таких стартапов, «выстреливший» на всю страну, – проект «Автодория», система фотофиксации нарушений ПДД. С марта этого года система фотофиксации нарушений ПДД «Автодория» в тестовом режиме работает на дорогах Татарстана, а скоро, возможно, выйдет и в другие регионы: первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов рекомендовал «Автодорию» к внедрению на территории всей России - на добровольной основе, по выбору местных властей.
Директор компании "Автодория" АНТОН КУХОВАРЕНКО вспоминает: «Когда мы подавали заявку в инкубатор, мы плохо представляли, как именно такая площадка будет функционировать. Но как оказалось - не ошиблись, потому что для "Автодории" инкубатор и ИТ-парк Казани дали возможность делать шаги вперед. Именно здесь мы проводили презентации первым лицам регионов, посещавших нашу республику в рамках деловых поездок. В том числе Дмитрию Медведеву в августе прошлого года». Таким образом, команда проекта прошла весь путь: на первоначальном этапе они пришли в инкубатор, раскрутились, выиграли грант, нашли стратегического инвестора, вышли из инкубатора, став резидентом уже самого ИТ-парка. А в октябре 2012 г. компания «Автодория» успешно прошла экспертизу инновационного центра «Сколково» и стала его резидентом.
ЭДУАРД КАНАЛОШ, директор по инвестициям фонда «Сколково», подчеркивает: какой бы команда не была умной и образованной, она, как правило, не может достичь каналов сбыта, чтобы покрыть рынок. Здесь должны вступать в игру корпорации – стратегические инвесторы. А здесь, считает эксперт, есть большая проблема – крупные российские компании не демонстрируют спрос на инновационную продукцию: «Они пока не стали потребителями инновационной продукции, про которого разработчик мог бы сказать: это наш серийный потребитель, и не строят свои планы исходя из этого спроса». Есть лишь единичные случаи – например, компания «Центр речевых технологий», которая присоединилась к «Сколково» в апреле 2011 г., а осенью всю эту компанию купил «Газпром» за внушительную сумму $32 млн. В случае с «Автодорией» роль единственного, но весьма «весомого» заказчика сыграло целое министерство – МВД России.
Не все эксперты считают инновационные проекты жизнеспособными без поддержки государства. АНТОН НОСИК, известный интернет-стартапер и журналист, в превентивных мерах государства видит как раз недостаток системы: бизнес, взращенный в «тепличных» условиях, теряет способность выживать в жестких реалиях конкуренции. В интервью «ДК» он упомянул, что все супер-прорывы в сфере IT (iPhone, iPad, Mac, Windows) не разрабатывались в технопарках - ни на один из этих проектов не был потрачен ни цент государственных денег, они не получили ни одной льготы. И даже тот аргумент, что господдержка достается не всем, а лишь самым перспективным проектам, прошедшим отбор, для г-на Носика не является решающим: «В реальном мире пользоваться будут тем проектом, который выиграл в жесткой конкуренции. Правила едины для любой страны. Какие у нас основания думать, что резиденты IT-парка выиграют в борьбе за клиента у компании ABS только потому, что они получили господдержку?»
УИЛЬЯМ СТИВЕНС (William Stevens), президент Tech Tour International SARL, не согласен с такой точкой зрения. Он говорит, что ничего уникального в господдержке инноваций через бизнес-инкубаторы и технопарки нет. Подобные проекты по-прежнему считаются перспективными и активно реализуются и в Европе, и в США. «Например, прогрессивно настроенный мэр Сиэтла так же, как и татарстанские власти, продвигает сотрудничество бизнеса с венчурными капиталистами, чтобы способствовать технологическому развитию и инновациям в этой области, - привел пример г-н Стевенс. - Я думаю, что это будущее инновационного развития, поскольку играет большую роль и для населения, и для бизнес-сообщества. Такие проекты стимулируют общение между заинтересованными сторонами. Для успешных инвестиций требуются два аспекта: с одной стороны – это региональная инфраструктура, с другой стороны – частный капитал. У вас очень заинтересованное руководство. Благодаря этому ты знаешь, куда можно пойти за помощью или за информацией». И этот курс татарстанские власти намерены держать и дальше, развивая два следующих амбициозных проекта: «Иннополис» и «Смарт Сити». Они должны, ни много ни мало, объединить высококвалифицированных специалистов со всей страны.
Амбиции должны подкрепляться реалиями
Строительство «Иннополиса» уже началось. Директором ОЭЗ, созданной для города, назначен признанный профессионал Игорь Носов, который имеет опыт работы в ОЭЗ «Алабуга» и в правительстве Москвы. Но как новый город сможет привлечь специалистов? В этом вопросе эксперты пока скептичны. Очевидно, что привлекать айтишников придется буквально со всего мира - руководство проекта всерьез задумалось даже о переманивании эмигрировавших за рубеж специалистов – бывших наших соотечественников. Однако эксперт «ДК» АНТОН ОСИПОВ, аналитик Brain Storm Analytics (Санкт-Петербург), сомневается в идее: чтобы привлечь в Россию высококлассного профессионала из Силиконовой долины, потребуются очень серьезные стимулы, считает эксперт. Перспективу он видит в новых кадрах: «Я бы сделал ставку на молодых профессионалов. Они работают в интересных им областях, в курсе последних тенденций, не требуют заоблачных зарплат и хотят решать амбициозные задачи. У них мало опыта, зато восприятие проблем и решения не зашорено штампами и шаблонами».
Идея самостоятельно взращивать кадры стала одной из основных в проекте Иннополис. Для этого в партнерстве с Carnegie Mellon University (CША) здесь будет создан первый в России университет, специализирующийся исключительно в области информационных технологий. Первый набор из 15 студентов, которые впоследствии станут сотрудниками университета, состоится уже в 2013 г.
На университет власти республики возлагают большие надежды. Как ранее сообщал АНТОН ГРАЧЕВ (нынешний глава ИТ-парка в Казани, а в недавнем прошлом - руководитель проекта «Иннополис»), университет поможет «подтянуть» в город компании, т. к. покажет определенную состоятельность проекта и придаст статус городу: «Примерно 80% из тех IT-компаний, с кем мы сейчас ведем переговоры, согласны переехать в Татарстан, если здесь будет Carnegie Mellon». В интервью «ДК» г-н Грачев уточнил: речь идет о российских компаниях - из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и еще пары крупных «городов-миллионников». Большинство из них склоняется не к полному переезду, а к открытию филиалов и перевозу части персонала, уточнил глава ИТ-парка. Названия компаний пока не разглашаются, поскольку с ними еще не подписаны соглашения о резидентской политике. Однако спикер подчеркнул: это именно отечественные компании, т. к. создание Иннополиса ставит своей целью развитие российской отрасли ИТ, а не иностранного аутсорсинга в этой сфере.
ВИКТОР ДЬЯЧКОВ, генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС», не считает, что главная проблема при создании Иннополиса – это нехватка кадров. «Основная проблема заключается в том, кто даст им работу. Поскольку ИТ-рынок - высококонкурентный, задача состоит не столько в подготовке и подборе специалистов, сколько в обеспечении их объемом работы», - считает г-н Дьячков.
Между тем, создатели проекта планируют, что совокупный объем производства компаний, расположенных на территории Иннополиса, уже на начальном этапе составит не менее 20 млрд руб. в год, что позволит привлекать инвестиции и даст по планам в перспективе 50-70 млрд руб. в год.
Аналитик Антон Осипов считает, что бизнесменов в нашей стране по-прежнему мало в любой отрасли, а потому полезна любая инициатива, способствующая развитию предпринимательской культуры. «Чем больше будет бизнес-площадок, тем больше компаний будет построено. Главное, чтобы этими инициативами занимались люди, которые верят в бизнес и хотят развивать предпринимательскую среду», - заключает г-н Осипов.
Антон Куховаренко с ним согласен: «Ключевую роль играют люди, которые этот бизнес строят. Т.е. когда продукт готовится выйти на рынок, какие бы идеальные условия не создавало государство, ничего не получится без воли и компетенции предпринимателя и его команды. Большое количество инкубаторов и технопарков оправдано, когда они заполнены проектами, показывающими результаты». Директор «Автодории» подчеркивает: это вопрос не только к власти, но к новой волне инициаторов своего дела.