Казанские бизнесмены поощряют семейный бизнес
«Деловой квартал» спросил у бизнесменов Казани, как они относятся бизнес-династиям, и хотели бы передать свое дело детям.
Петр Трубаев, генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро»
Я против того, чтобы трое моих сыновей продолжали мой бизнес. Слишком уж сложный и стрессовый характер он носит. Для них я хотел бы более спокойной жизни. Но если бы кто-то из детей все-таки решился продолжить мое дело, я бы не стал его отговаривать. Я приветствую династии в бизнесе как таковые: если дети целенаправленно идут в семейный бизнес, если они осознанно делают выбор, наблюдая дело своих родителей – бизнес этим только укрепляется. Кроме того, это положительно сказывается на имидже компании.
Виталий Кольгин, генеральный директор Skyland Travel
Хорошо, когда бизнес передается от отца к сыну, когда возникают бизнес-династии. Что касается моего опыта, то я пока не задумывался на тему: хотел бы я, чтобы мои дети продолжили мое дело. Единственное, что меня настораживает в этом вопросе - не всегда дети успешных в бизнесе родителей получают правильное воспитание. Но если человек верно был сориентирован с детства – почему бы и нет?
Наталья Хамидуллина, директор РА «Concepto»
Не каждый человек сможет работать в рекламе и маркетинге, для этого нужны способности. Мне легче – у меня трое детей: кто-нибудь из них, возможно, и продолжит мое дело. В частности была бы рада видеть старшего сына (ему 19 лет) в своем бизнесе. Он уже сейчас активно мне помогает. Хотя нынешнее время настолько развращает людей, что есть острая необходимость оберегать детей от негатива и упадничества. С другой стороны, если ребенок подготовлен и правильно воспитан, почему бы ему и не продолжить дело родителей?
Максим Петров, директор филиала «Дженерал-Инвест», в Казани
Не думаю, что правильным будет ограничивать свободу выбора и насильственно задавать узкие векторы для развития. Задача родителей дать ребенку возможность выбрать из множества возможностей то, что будет наиболее гармоничным для него, как для самостоятельной личности. Мне, в свое время, дали возможность выбрать свое дело, хотя в нашей семье существовали очень хорошие традиции в медицине. В России, в отличие от Европы, Америки – культура преемственности и наследования только-только начинает развиваться, мы часто это видим на примерах клиентов нашего multi family office.
Ленар Салахутдинов, директор Многопрофильной Клиники «МЕДЕЛ»
Я бы хотел, чтобы мои дети продолжили дело, но только на другом, качественно более высоком уровне. Считаю, что бизнес-династии, которые начали у нас появляться – положительное явление. Передача эстафеты семейных ценностей воспитывает культуру бизнеса. Если в семье все занимаются одним делом, от поколения к поколению навыки только совершенствуются. В нашем бизнесе тоже имеется преемственность: несколько поколений нашей семьи занимаются медициной. Это помогает с ранних лет войти в нужную атмосферу, знать терминологию, свободно ориентироваться в профессии.