Михаил Повалий: «Дефолт крупных компаний бьет по кредитному портфелю малого бизнеса»
О причинах пристального внимания банков к «малышам» и инструментах, помогающих их привлечь, рассказал член правления, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка.
В Казани прошла первая конференция «Клуба клиентов» – уникальной дисконтной программы Альфа-Банка объединяющей более 650 различных российских компаний в стране. В мероприятии, организованном крупнейшим частным банком страны, приняли участие премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, а также порядка 300 представителей малого и среднего бизнеса республики. В рамках конференции «Деловой квартал» задал вопросы члену правления ОАО «Альфа-Банк», руководителю блока «Массовый бизнес» Михаилу Повалию.
Как вы оцениваете экономическую ситуацию в стране в целом, каким видите состояние малого и среднего бизнеса?
- Экономическая ситуация непростая. Мы не видим тенденции к росту, зато наблюдаем стагнацию и замедление. С малым и средним бизнесом ситуация немного хуже. Стагнация в больших компаниях, неплатежи, прекращение производств ведет к тому, что малый бизнес страдает первым. Поскольку «маленьким» в первую очередь не платят. Мы сейчас наблюдаем дефолт крупных компаний на рынке, это отражается и на кредитном портфеле малого бизнеса: наши клиенты-заемщики страдают из-за того что им перестают платить «большие» партнеры и контрагенты. Более позитивная ситуация с предпринимателями занятыми в отрасли торговли товарами первой необходимости, это 50% наших клиентов. Торговые предприятия более легко могут перепрофилироваться, поменять направление деятельности, и в целом эта отрасль «живая» во все времена.
А как оцениваете развитие малого бизнеса в Татарстане? Каковы на ваш взгляд его перспективы?
- Последний раз я приезжал в Казань до Универсиады и был поражен развитием города, тем, каким он стал. Сегодня я поражен еще больше – Казань стала похожа на настоящий европейский современный город. Заметно, что высокими темпами растут все сегменты, в которых задействован, в том числе, и малый бизнес. Мне кажется перспективы развития в Татарстане малого и среднего бизнеса очень хорошие, особенно в условиях, когда на поддержку предпринимателей нацелено руководство республики.
Какую долю рынка по работе с малым и средним бизнесом занимает Альфа-Банк на федеральном уровне и в республике? Почему этот сегмент интересен банку?
- Интересен, потому что это очень большой сегмент бизнеса. Мы оцениваем рынок в 4,2 млн компаний в целом по России. Доля Альфа-Банка на конец 2013 года составляла 2,21% , а годом ранее - 1,1%. Мы выросли по количеству клиентов на 57% в 2013 году, фактически увеличили долю вдвое. Сейчас доля по количеству компаний в стране у нас уже 2,46%, и наша цель на ближайшие три года - 5% доли рынка. Что касается Татарстана, в частности по Казани мы достигли 5% порога доли рынка и до конца года ожидаем 6-6,5%.
Какие новые продукты для предпринимателей есть у банка?
- Мы решили пойти дальше предложения обычных банковских продуктов, наша идеология заключается в том, чтобы сделать для предпринимателей ведение бизнеса и работу с нами быстрой простой и удобной. Например, мы увидели что компании, у которых достаточно большой оборот наличности, сталкиваются с проблемой, куда и как ее сдавать в конце рабочего дня. Поскольку инкассирование обходится дорого, многие накапливали деньги, а затем, рискуя, в сумках несли их в банк. Мы разработали новый продукт Альфа-Cash. Это карта, которая позволяет в любом банкомате внести наличность на свой счет. В режиме он-лайн предприниматель видит все поступления от каждой торговой точки. Вообще для предпринимателей очень важно быть мобильными в управлении своими финансами, поэтому мы разработали еще один очень востребованный сейчас продукт – приложение для смартфонов и планшетов «Альфа-Бизнес Мобайл». С помощью приложения можно отправлять платежи и отслеживать состояние счетов.
Кроме того, мы придумали для предпринимателей несколько очень удобных и при этом нетрадиционных для кредитной организации не финансовых сервисов. Например, каждому, кто открывает счет, банк предоставляет сертификат на бесплатную юридическую консультацию. К таким оригинальным и полезным для малого бизнеса услуг также относится наша совместная акция с Яндекс: клиенты получают сертификат на бесплатную рекламу в интернете. Таким образом, они могут опробовать новый для многих представителей бизнеса инструмент продвижения.
Расскажите подробнее о «Клубе клиентов».
- Наша главная задача – помогать клиентам вести и развивать свой бизнес, и проект «Клуб клиентов» нацелен именно на это. Идея клуба в следующем: в каждом городе у нас есть партнеры, которые представляют ключевые отрасли сферы b2b и дают возможность получения скидок всем клиентам Альфа-Банка. Таким образом, скажем, начинающий предприниматель, которому необходимо оборудовать свой офис или магазин, может сэкономить до нескольких десятков тысяч рублей. Партнеры клуба в свою очередь получают дополнительную рекламу своих услуг, поскольку все предложения размещаются на нашем сайте, то есть мы обеспечиваем им поток новых клиентов. Уже сейчас транзакции между участниками клуба составляют десятки миллионов рублей ежемесячно, таким образом, банк экономит для клиентов очень серьезные деньги.
Тяжело конкурировать с другими банками?
- Непросто. Есть, безусловно, сильные региональные банки, у которых длительная история работы с клиентами в своем городе или регионе. В Татарстане есть такие банки, они исторически имеют большую клиентскую базу и в какой-то период времени находились в, может быть, не совсем естественной монополии, потому что федеральные игроки активизировали свою работу на этом рынке несколько позже. Поэтому да, банки региона имеют свои заслуженные сильные позиции.
Что входит в планы развития Альфа-Банка в Татарстане?
- Мы следуем нашей стратегии по расширению доли рынка во всех регионах присутствия. Татарстан является одним из приоритетных регионов, где мы будет усиливать свои позиции в работе с малым бизнесом. Мы планируем активно развивать такую услугу как «Персональный менеджер», чтобы небольшие компании и предприниматели могли получать максимально качественный сервис, поскольку эти клиенты особенно нуждаются в индивидуальном подходе. Кроме того, в приоритете расширение сети офисов, сейчас в Татарстане работают пять отделений для малого бизнеса. Альфа-Банк отличает от других банков большая линейка небанковских сервисов, и мы делаем серьезную ставку на развитие в регионе партнерской программы «Клуба клиентов», будем продолжать привлекать лучшие компании региона в качестве партнеров клуба.
Есть ли у банка проекты, направленные на поддержку предпринимательства, реализуемые вместе с правительством Татарстана?
- Мы надеемся, что совместные проекты появятся. Для нас было очень важно, чтобы правительство республики увидело и оценило нашу работу. И мне кажется, это произошло по итогам конференции. С премьер-министром Ильдаром Халиковым мы обсудили необходимость дальнейшей проработки совместных проектов поддержки экономики и компаний малого бизнеса Татарстана. Обязательно будем работать в этом направлении.