Молочное животноводство России так и не стало бизнесом
В молочном животноводстве пренебрежение технологическими правилами распространено до непозволительного уровня Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России Сегодня на
Владимир Лабинов,
исполнительный директор
Молочного союза России
Сегодня на рынке такого важного для России продукта, как молоко, сложилась парадоксальная ситуация: рост потребления и общего спроса на товары молочной группы растет стабильно и в 2010 году достиг беспрецедентной цифры в 14%. Однако этот рост спровоцировал не увеличение производства, как можно было ожидать, а скачок цены. За последние 4 года молоко подорожало почти в три раза и таким образом перестало быть товаром, доступным для всех социальных групп. Засуха 2010 года только усугубила ситуацию, а о розничных ценах этой осенью не говорил только ленивый.
К чему это ведет? На данный момент цена российского цельного молока со средним содержанием жира и белка составляет около 18 рублей за кг, тогда как на мировом рынке молоко стоит в среднем 32 евроцента (это чуть больше 11 рублей). Диспаритет цен приводит к тому, что наши производители уже неконкурентоспособны на внутреннем рынке в таких сегментах как «сыры», «сливочное масло» и «сухое молоко».
Но, что самое интересное, даже при таких ценах находятся те, которые утверждают, что молочное животноводство в России нерентабельно. Находятся люди, и в немалом количестве, которые при любой цене — и при девяти рублях за килограмм, и при 12, и при 20 говорят, что на каждом литре теряют по два рубля. Почему же сегодня есть предприятия с 60–80% рентабельностью, и есть вечно жалующиеся на свою судьбу производители? На мой взгляд, молочное животноводство в России — сегодня одно из самых низкотехнологичных отраслей. И дело здесь даже не в наличии или отсутствии современных поилок и доильных аппаратов, дело — в слабом менеджменте, многие руководители и специалисты высшего звена просто не знают основных технологических процессов и законов рынка. Россия на данный момент является, возможно, единственной развитой страной, где сохраняются такие серьезные сезонные колебания цен на молочную продукцию. Хотя производить больше молока зимой, когда оно стоит дороже, и меньше летом, когда оно стоит дешевле, технологически научились уже давно. Можно порадоваться за наших свиноводов и птицеводов, которые давно не зависят от сезонности, а маржа в этом секторе у всех стабильная и примерно одинаковая. Сегодня на любом свинокомплексе, на любой яичной или бройлерной фабрике технологии отработаны до такой степени, что ни чем не отличаются от таких же предприятий Европы и Америки. Это позволяет нашим свиноводам и птицеводам стабильно выпускать конкурентоспособный продукт заданного качества. А вот в молочном животноводстве пренебрежение технологическими правилами распространено до непозволительного уровня. И осознания, что корень всех проблем молочного животноводства лежит именно в технологии, пока не наступило. Хотя молочное животноводство — объективно самовоспроизводимая рентабельная отрасль и имеет все условия для устойчивого развития практически на всей территории России. Почему же молочники до сих пор не сели и не подумали, как им в 21 веке избежать ситуации, когда пик производства приходится на момент наименьшего спроса?
При этом нужно отметить, что даже стабильное повышение потребления молока и молочных продуктов в последние годы не сократили нашего отставания в подушевом потреблении. Северные европейские страны, такие как Финляндия, Германия, Ирландия, потребляют в год на душу населения свыше 100 кг молока на человека, в России этот показатель не достигает и 70 кг. Потребление молочных продуктов у нас в стране значительно ниже рекомендованных еще в советское время норм, и это негативно сказывается на здоровии нации. Уровень лояльности россиян к этому продукту настолько высок, что возможностей для успешного бизнеса здесь, возможно, больше, чем где бы то ни было в сельском хозяйстве. Дело — за руководством предприятий, которое должно изменить свой подход и пересмотреть ситуацию, когда это производство может быть убыточным.
Владимир Лабинов
Колонка написана специально
для «Делового квартала»