На казанский рынок ритейла выходит несколько зарубежных игроков
По обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей Казань обгоняет Москву. Так почему же один ТЦ и ТРЦ продолжают закрываться,а другие напротив строить вторые очереди.
Казанцы практически живут в торговых центрах. В преддверии осени эта тенденция становится особенно заметной. В целом, тенденция стала характерной для всего 2013 - 2014 годов. Посещаемость растет, а средний чек - практически нет.
Напомним, что в прошлом году закрылись сразу несколько крупных представителей рынка. Среди них: "Старик Хоттабыч", "Евроинтерьер" и "Мой дом". Медиа Маркт в октябре вдвое сократил свои площади. С улицы Баумана в 2013 году ушли сразу три магазина – Mango, Bennetton и Tervollina, окончательно превратив ее в туристическую пешеходную улицу. В целом, ослабление street-retail, по словам старшего консультанта компании «Cushman & Wakefield» Стрюкова Елена, характерно для Казани, что в очередной раз доказывает прочность позиций ТЦ.
Если говорить о перспективе, то очевидно, что иностранные торговые марки проявляют к Казани особый интерес. Так, в Казани планирует осесть питерский DIY "Метрика", а также немцы – KARE (интерьеры и мебель), которые выходят на рынок в формате 500-700 кв.м. Открыться в Казани хочет также, французский Kiabi (одежда фаст-фешн) и польский LPP Brands с пятью магазинами. В ноябре в Меге открылся магазин Зара площадью 3 тыс. кв м, став таким образом самым большим отделом Zara в России.
По сообщению Стрюковой: 418000 кв.м – объем качественных площадей ТЦ в Казани. 15100 кв.м – введено в 2013 г. 150000 кв.м. – планируемый ввод торговых площадей в ближайшие 3 года. 2,7% - вакантные предложения в ТЦ и ТРЦ Казани, таким образом можно говорить, что спрос превышает предложение.
"Типичные явления на конкурентном рынке, когда проще что-то купить готовое, чем развивать с нуля. Риски развития с нуля выше, поэтому происходят сделки купли-продажи. В том числе с привлеченным финансированием. Происходит замещение неэффективного собственника более эффективным. На мой взгляд, надо работать всем, но выигрывает тот, кто уделяем много внимания структурным изменениям и издержкам", - считает генеральный директор OOO "Финам-Казань" Руслан Жуков.
Сделками года, по мнению Елены Стрюковой, стали продажи сразу двух действующих торговых центров. Так, "Галс Девелопмент" после тщетной попытки переформатировать ТЦ на ул. Петербургской, 9 из Детского мира в ТЦ "Бульвар" продал этот объект новому девелоперу – российской компании Imagine Estate.
"Они первым делом также взялись за переформатирование этого комплекса, и сейчас этот проект позиционируется как "Детская республика". Арендуемую площадь они увеличили с 19,5 тысяч кв. м до 31 тысячи", - рассказывает Стрюкова.
Вторая сделка – покупка "Барс Синтезом" у банка "Зенит" залогового ТЦ "XL". Пока информации по замене состава арендаторов или изменении концепции ТЦ нет.
Эксперты, также отмечают, что Казани не хватает "зеленых поректов", которые бы отличались качественной экологической продукцией.
"Я думаю, что сейчас городу не хватет зеленых проектов (качественная экологическая продукция) по повышенным ценам или супермаркеты здоровой и/или спортивной) еды с дополнительными сервисами могут найти своего покупателя", - поделился с DK.RU Руслан Жуков.
Справка
Общий объем рынка
GBA 622 тыс./GLA 418 тыс. кв.м. качественные торговые центры г. КазаниGBA 22 500/GLA 15 100 кв.м. введено в эксплуатацию в 2013 годуGBA 150 000 кв.м. торговых площадей планируется к вводу в ближайшие 3 года2,7% уровень вакантных помещений в ТЦ и ТРЦ Казани
Тенденции и прогнозы по мнению старшего консультанта компании «Cushman & Wakefield» Елены Стрюковой:
• Street-retail теряет свои позиции
• Появление новых форматов торговли
• Выход на рынок новых торговых марок в сегменте fast-fashion
• Выход на рынок новых сетей общественного питания
• Строительство big box-ов