Не до отдыха!
Рамиль Мифтаховпрезидент ассоциации туристских агентств Республики Татарстан МИНУС Клиентов у туркомпаний стало меньше — они заняли выжидательную позицию. Традиционно на октябрь‑ноябрь приход
Поток клиентов туристических компаний сократится на треть.
Рамиль Мифтахов
президент ассоциации туристских агентств Республики Татарстан
президент ассоциации туристских агентств Республики Татарстан
МИНУС
Клиентов у туркомпаний стало меньше — они заняли выжидательную позицию. Традиционно на октябрь‑ноябрь приходится пик бронирования новогодних туров. Однако нынешней осенью их забронировано на 40‑50% меньше, чем в прошлом году. Многие отложили поездку на февраль‑март. Пока сложно точно спрогнозировать, каким будет спад в летний сезон‑2009, однако, я полагаю, он составит не менее 30%.
Клиентов у туркомпаний стало меньше — они заняли выжидательную позицию. Традиционно на октябрь‑ноябрь приходится пик бронирования новогодних туров. Однако нынешней осенью их забронировано на 40‑50% меньше, чем в прошлом году. Многие отложили поездку на февраль‑март. Пока сложно точно спрогнозировать, каким будет спад в летний сезон‑2009, однако, я полагаю, он составит не менее 30%.
В большей степени пострадают турагентства, предлагающие массовый пляжный и экскурсионный отдых. Отдых — это первое, на чем в трудные времена люди начинают экономить. Кроме того, из‑за ужесточения кредитной политики банков турагентства и туроператоры лишатся клиентов, которые приобретали путевки в кредит. Компании, предлагающие дорогой отдых — событийные туры и экзотику, а также лечение и образование за границей — также недополучат часть прибыли. Клиенты, которые отдыхали по графику «летом — пляж, зимой — лыжи», будут покупать более дешевые туры. Например, менять дорогие Бали и Доминикану на демократичный Таиланд или Египет, а элитный Куршевель — на Австрию или Андорру.
Операторы будут снимать чартерные рейсы. К примеру, в октябре «Тэз тур» уже отменил 2 чартера на Хургаду с вылетом из Москвы. Операторы, отправляющие чартеры из Казани — «Тэз тур», «Мострэвел», «Coral Travel» и «Пегас‑Туристик» — сократили объем перевозок на чартерных рейсах на 20‑30%.
Авиакомпании ждет укрупнение. Однако, вопреки мнению некоторых игроков туристического рынка, возможное банкротство или поглощение авиакомпаний крупными игроками не приведет к улучшению качества и безопасности перевозок — даже у солидных компаний основу парка составляют старые самолеты, и возможности приобретать новые машины не предвидится.
ПЛЮС
Туристический бизнес «вылечится» от кадрового голода. В докризисные времена, когда поток туристов ежегодно увеличивался как минимум на 15%, в агентствах не хватало грамотных менеджеров. В сложившейся ситуации выжившие игроки получат возможность брать на работу квалифицированных специалистов. Я сам недавно делал тестовую рассылку по туристическим агентствам с объявлением о наборе персонала. За два дня на почту пришло 15 резюме на вакансию менеджера — такого высокого отклика не было никогда.
Число туристических компаний, безусловно, сократится. Прекратят свое существование туристические фирмы, созданные как дополнительный бизнес владельцами агентств недвижимости и юридических контор. Финансовый кризис приведет к закрытию компаний, созданных ради того, чтобы со значительной скидкой выкупать у туроператора путевки «для своих». Туристический рынок еще до кризиса демонстрировал отрицательную динамику — в первом полугодии 2008 г. было открыто на 30% меньше компаний, чем за первые 6 месяцев 2007 г., а крупные игроки прогнозировали уход с рынка мелких компаний. Сложившаяся ситуация только ускорит этот процесс.
Компании не станут «резать» продукт. Туроператоры будут продавать путевки на те же направления, что и раньше. Однако произойдет сокращение объемов продаж. Как следствие — не будет «горящих» путевок. Сокращение числа авиаперевозок приводит, во‑первых, к снижению рисков — лучше поднять один самолет с полной загрузкой, чем 3 полупустые машины. Во‑вторых, выросла «глубина» продаж: если раньше можно было за день до вылета купить тур с большим дисконтом, то сегодня бронировать путевку надо не позднее чем за 3 недели до вылета. Это позволяет туристическим компаниям работать с нормальной наценкой в 10‑12%.