"Не ждите глобальных конкурентов": Руслан Жуков, "ФИНАМ" в Казани /МНЕНИЕ
Руслан Жуков, инвестиционный эксперт представителя ГК «ФИНАМ» в Казани, в колонке DK.ru - о том, для чего казанский портал AdMe.ru открыл офис на Кипре.
Интернет-портал AdMe, созданный двумя казанцами в начале нулевых годов, открыл офис в Лимасоле. Один офис компании теперь будет в Казани, а другой на Кипре. Причины этого собственниками не раскрываются. С чем связана экспансия сайта?
Adme - интернет-портал о жизни, свободе и творчестве. Сегодня этот проект знают абсолютное большинство пользователей рунета, его аудитория превышает двадцать миллионов человек, и он вошёл в десятку самых посещаемых сайтов российского Интернета. Не все догадываются, что это ещё и один из самых долгоживущих российских сайтов – ведь его основали ещё в 2003 г.. В последние годы проект обрёл второе дыхание - каждый месяц аудитория сайта увеличивалась на 10%.
Проект был основан в Казани, здесь же более 12 лет и находилась его штаб-квартира. В июле Adme открыл вторую штаб-квартиру – в кипрском Лимасоле. Основатели проекта объявили о грядущем наборе сотрудников для нового офиса. Разумеется, интересно ответить на вопрос – зачем?
Идёт ли речь о международной экспансии или основатели попросту решили перебраться поближе к тёплому Средиземному морю?
Чтобы разобраться в ситуации, надо вспомнить, в чём, собственно, состоит сегодняшняя бизнес-модель Adme. Основатели проекта, Марат Мухаметов и Павел Радаев, решили автоматизировать творческий процесс и сделать его понятным и планируемым. В то время как обычные СМИ вкладывались в обмен аудиторией, тизеры и покупку трафика, Adme шлифовал свои ноу-хау - умение фильтровать контент, отбирать и продвигать «вирусные» материалы, тестировать заголовки и рейтинговать авторов. Из петабайтов, которые два миллиарда пользователей ежедневно выливают в океан глобального Интернета, редакторы Adme вылавливают и адаптируют для своих читателей самое интересное.
Основатели проекта первыми обратили внимание, как много интересного контента не получает необходимой раскрутки. Судьбу материала определяет случай – одну статью читает 3 тыс. человек, а другую – 30 тыс.. Рекомендательные сервисы, основанные только на искусственном интеллекте и пользовательских предпочтениях, пока что не оправдывают ожиданий. Adme делает ставку на гибридное решение, не отвергая алгоритмы, но превращая их в помощников редактора. Это и есть наиболее жизнеспособная на сегодняшний день технология.
В России Adme сейчас – лидер в своей нише. Но это не значит, что конкурировать не с кем.
У первопроходцев, конечно, есть некоторое преимущество, в частности, опытная команда талантливых специалистов. Эта команда рекордно эффективна – на каждого сотрудника приходится миллион пользователей. Однако интернет-индустрия быстро копирует любые находки. Все популярные СМИ интегрируются сегодня с социальными сетями и активно адаптируют контент. Ни временной отрыв, ни талантливая команда не помогут удержать сотни других изданий от копирования бизнес-модели.
Чтобы бежать впереди крупных СМИ, нужно снова открывать новые рынки.
Логично попробовать предложить что-нибудь глобальной аудитории. Конечно, вопрос о том, можно ли масштабировать бизнес-модель Adme на двухмиллиардную аудиторию, пока остаётся открытым. Однако задача удвоения аудитории за счёт глобального рынка кажется вполне реализуемой.
Но если проект Adme принял решение стать глобальным издателем, то проекту придётся адаптировать контент к другим аудиториям и осваивать управление интеллектуальной собственностью. Потребуется команда юристов и менеджеров для ежедневного решения оперативных задач.
Интернет-бизнес не знает границ, а бизнес-идеи не охраняются законодательством.
Либо ты дожидаешься, пока до тебя дорастут местные конкуренты, либо на твой рынок приходят глобальные компании. Либо глобальной компанией становишься ты сам.
Колонка написана специально для DK.ru