Нотариусы должны лучше относиться к клиентам
Фактически профессия нотариуса в нашей стране передается по наследству Дилюс Шавалиев,руководитель Центра повышения финансовой грамотности населения «Знак» Колонка написана специально для «
Дилюс Шавалиев,
руководитель Центра повышения финансовой грамотности населения «Знак»
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Пусть меня обвинят в разжигании социальной розни, я все равно скажу: в России сформировалась каста сверхлюдей: Homo Notarius, Человек Необыкновенный. Вообще-то латинское notarius переводится не так и дословно означает «писарь» или «секретарь». Но, согласитесь, мое определение подходит больше, поскольку представителей этой профессии, то есть касты, что-либо написать, или, не дай Бог, принести так просто не заставишь.
Я это неоднократно проверял на себе, поскольку по роду деятельности мне приходится посещать нотариусов довольно часто. Но последней каплей была поездка на прошлой неделе в нотариальную контору на улице Чистопольской, 20/12 с пятиминутным делом — заверить подпись. Приехал, простоял битый час в очереди и был устно послан в грубой форме. На часах 17:01, а на входе табличка «Режим работы», в которой сказано, что нотариус работает до 17:30! Ни уговоры, ни довод о том, что они не имеют права прекращать прием документов раньше этого времени, не помогли. Пришлось уехать ни с чем, кроме ощущения, что очередь я отстоял не в уважаемой юридической конторе, а в продуктовом магазине образца начала 90-х.
На этом мое терпение лопнуло. Я не могу и не хочу мириться с тем, что эти коммерческие организации имеют наглость по собственному усмотрению, безапелляционно и грубо пренебрегать интересами своих клиентов. Точнее, для нотариуса мы не клиенты, а посетители — незваные гости, которые хуже татарина. Нотариус ценит собственное время: его рабочий день, как правило, длится не более шести часов с перерывом на обед и выходными. Но плюет на время посетителей. Нотариус требует к себе даже не уважения, а почтения, что ли, но не считает нужным соблюдать элементарных принципов клиентоориентированности.
Почему так сложилось, и кто в этом виноват? Очевидно, дело в людях, которые работают нотариусами. Для тех, кто не знал, — количество нотариусов в России постоянно и строго регламентировано законом. Добавить новую вакансию нотариуса может только правительство. При этом место нотариуса в нотариальном округе может освободиться только по трем причинам: уход на пенсию, добровольная отставка (продажа места) и потеря лицензии (уголовное наказание).
При этом право на собственную практику получает только тот нотариус, который не менее трех лет проработал в другой нотариальной конторе. Таким образом, получение места нотариуса может затянуться на несколько лет, а может и не состояться вовсе. Поэтому каждый нотариус трепетно бережет свое теплое место, устраивая к себе в контору только родственников — чаще всего, своих детей. Как результат, фактически профессия нотариуса в нашей стране передается только по наследству. На мой взгляд, это, мягко говоря, неправильно.
Я не поленился и, надо сказать, не без труда нашел официальную информацию о численности популяции Homo Notarius в России. По данным Федеральной нотариальной палаты, их на всю страну около 7800 человек. То есть один на 18320 граждан. На миллионную Казань лишь 47 нотариусов, а всего в Татарстане их 158. Рынок пуст! Естественно, при таком раскладе народная тропа не зарастет ни к одной нотариальной конторе, даже с самой гадкой репутацией. И, конечно, это развращает, позволяет продавцу диктовать условия продажи покупателям, дает возможность доминировать и культивирует в нотариусах манию величия. Отсюда вытекают «прелести», описанные мною выше.
Зачарованному необычайной важностью нотариуса обывателю может показаться, что эти люди — порождение Мордора и неподвластны никому, кроме Сарумана. Может создаться впечатление, что Роспотребнадзор им не указ, Госалкогольинспекция тем более, а в законах они разбираются уж точно лучше, чем принявшие их депутаты. На самом деле, за нотариусами тоже есть надзор. Их деятельность в Татарстане регулируют Нотариальная палата и Минюст РТ. Туда же можно жаловаться на их работу и вносить предложения по ее улучшению. Я свое письмо туда уже направил, потому что считаю, что пора научить нотариусов хотя бы базовым основам потребительского рынка. Магазины образца начала 90-х давно вымерли, теперь даже кассиры госбанков умеют говорить клиентам «здравствуйте», а нотариусы и ныне там, где были 20 лет назад.
Реальность за прошедшие годы сильно изменилась. Казань активно развивается, на пороге Универсиада, которая привлечет к нам множество туристов. Город должен серьезно подготовиться к наплыву гостей и всячески способствовать развитию малого бизнеса, который будет их обслуживать. В создание благоприятных условий бизнесу и привлечение инвесторов Минэкономики РТ и лично президент Татарстана вкладывают огромные усилия. Поэтому у наших нотариусов, которые одними из первых встречают новых предпринимателей и инвесторов, должно быть соответствующее выражение лица.
Дилюс Шавалиев