Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

Ринат Билалов, шеф-редактор электронной газеты "Бизнес Онлайн": "У нас не выдохнешь"

В кризисный 2008 год местному бизнесу остро не хватало качественной и проверенной информации. Бизнесмен Рашид Галямов с группой инвесторов уловили этот тренд и создали проект «Бизнес Онлайн».

Началась эта история с того, что Рашид Галямов, ранее работавший в медиабизнесе,  позвал на старте в свою команду редактора Рината Билалова, вместе они  ранее вместе развивали газету «Восточный экспресс», которая была продана в 2003 году холдингу «Эфир». «Бизнес Онлайн» же ждал другой путь.

Взрывного роста не было - чтобы попасть в топы по посещаемости и цитируемости, понадобилось около двух лет. Однако теперь сайт у всех на слуху, а за публикациями следят первые лица Татарстана.

Точно в нишу

Создатели проекта уверены, что выйти на успешный уровень им помог правильный выбор ниши именно в тот период, когда в Сети еще не было подобных проектов, а спрос на них ощущался. Глядя с высоты пройденных лет, шеф-редактор называет три слагаемых успеха, помимо стратегии «голубого океана»: по крупицам собранная команда, большая самоотдача ключевых сотрудников.

«Ходят слухи, что запустить сайт нам «помогли» представители власти, но это не так, все делалось на небольшие частные деньги, - рассказывает Ринат Билалов. – Кризис пришелся нам на руку: создавая газету как СМИ влияния, мы исходили из того, что бизнес-сообществу в республике не хватало серьезного издания, позволяющего быть в курсе происходящего. Читать о бизнесе в Казани было нечего. А бизнесу нужна была и площадка для коммуникации между собой, и для рекламы. Мы к тому времени уже довольно долго занимались деловой журналистикой и обладали пониманием сути экономических процессов, доступом к информации, к ключевым персонам. Первоначальная сумма была скромной для такого проекта – около $100 тыс, которую потратили в основном на зарплаты (кстати, так происходит и по сей день – зарплаты в редакции выше, чем в среднем по рынку, люди – наш основной капитал)».

Окупились вложения года через два, когда команда вышла в 2009 году на показатели в 10 тысяч посетителей в сутки (поначалу заходили 1-2 сотни людей в день). Работать стало легче. Но привлекать рекламодателей сразу не торопились – ведь и трафик рос постепенно. Да и рекламный рынок резко обвалился через 2-3 месяца после запуска газеты, но проект это пережил.

Коллектив тоже собирали «по крупицам»: ценные кадры искали в разных редакциях. Сейчас в редакции – несколько десятков журналистов. «Костяком» же команды стали люди, которые раньше уже работали с Рашидом Галямовым и Ринатом Билаловым. БИЗНЕС Online изначально позиционировал себя как газета, а не информагентство или журнал: ставка делалась на «глубокие» материалы, а их появление в Сети, как ни парадоксально, было очень оперативным. Тогда же был создан и логотип, который претерпел незначительные изменения – название газеты с циферблатом в оранжевом цвете.

«Галстучная» аудитория

К слову, аудитория сайта и сейчас весьма консервативна, поэтому дизайн сайта тоже стараются не менять кардинально. Консервативность в первое время мешала продвижению продукта: в те годы успешные бизнесмены и политики не читали новости в Интернете, некоторые не работали за компьютерами принципиально, но постепенно пришла мода на планшеты и смартфоны. Ринат Билалов в шутку замечает, что некоторые читатели покупали гаджеты ради того, чтобы читать их газету.

«Вообще, тогда  аудитория не была готова к восприятию Интернет-СМИ как полноценных изданий, зато в других городах-миллионниках уже успешно развивались различные сайты, и мы поняли: пора, - вспоминает шеф-редактор. – Мы сразу решили, что не будем использовать различные технологии по , например, seo-продвижение: да, они дают скачок трафика, но потом волна утихает. Соцсети тоже не являются средством для существенного прироста нашей аудитории. У нас четкая позиция: если предлагаем резонансные темы, люди придут, будут делиться ссылками – получается такое «галстучное радио».

Увеличение трафика – не самоцель, отмечает г-н Билалов. Это при том, что портал входит в число лидеров по посещаемости в республике – сейчас ежедневно на сайт заходят 50-80 тысяч человек.

«Есть ядро сайта – люди, которые читают нас постоянно. Это средний класс, это люди, принимающие решения, чиновники, топ-менеджмент. И они для нас – самая большая ценность, – говорит шеф-редактор. – Рекламодателя не обманешь цифрами трафика. А нам не хочется размывать аудиторию, наращивая посещаемость только ради цифр. Образно говоря, можно открыть большой гипермаркет,  а можно - бутик для вашей аудитории, и при этом вы будете понимать, с кем дело имеете и какие у них запросы».

Эксклюзивные материалы – ценность любой редакции. В «Бизнес Онлайн» к журналистам предъявляют особые требования:

«У нас есть анонимные источники в ведомствах, в крупных компаниях. И мы пишем первыми о многом – например, про ситуацию в «ВАМИНе» рассказывали задолго до того, как она стала очевидной. Кроме того, у нас сильная экспертная база. На интернет-конференции к нам приходили и Минтимер Шаймиев, и Ильсур Метшин, и Рифкат Минниханов, первые лица ключевых компаний. В разгар кризиса работал наш Антикризисный клуб, в котором казанские предприниматели могли встретиться с  экспертами федерального уровня».

Мобильность ради роста

Основной способ монетизации проекта – продажа баннеров, а также текстовой рекламы. Особо выгодные места на сайте проданы на несколько месяцев вперед. При этом прибыль, по словам шеф-редактора,  сравнительно небольшая – она инвестируется в кадры и в текущие расходы, а также в развитие новых направлений.

«У нас есть амбиции, но пока мы не боремся за федерального читателя, он и так к нам заходит, мы работаем плотно по республике – в частности, целый отдел пишет про бизнес  Закамья. Сейчас развиваем видео-контент, так как видим интерес нашей аудитории к этому продукту, работает целый отдел, мы активно размещаем видео в статьях, - делится Ринат Билалов. – Создали вкладку «Спорт». Работаем и над технической составляющей: у нас полностью под нас написанный движок, мы видим, кто в системе сдал статью и когда ее редактировал».

Что касается дизайна, то сейчас в тренде простота, убираем визуальную перегруженность. Существует и мобильная платформа – ведь аудитория все чаще выходит в Сеть с гаджетов. Это не единственный тренд  в Сети. Как грибы после дождя, растет число сайтов, в том числе СМИ.

«Конкуренция придает сил, некоторые пытаются нас копировать, вместо того, чтобы искать свое лицо, - замечает г-н Билалов. – Но… мало свежих мыслей. Порог вхождения вырос за последние годы, им надо бы искать новые ниши, как в свое время сделали мы. Революционное время мы  застали – идет смена приоритетов, всю информацию люди теперь ищут в Сети».

Жизнь в дедлайне

Печатные издания охотно «перетекают» в Интернет, а вот обратной тенденции не наблюдается, хотя некоторые читатели ждут этого.

«Как ни странно, нас иногда спрашивают, намерены ли мы выпускать версию «в бумаге». А зачем? Мы не несем расходов на печать, мы оперативны, - рассуждает Ринат Билалов. – Сейчас многие «печатники» пробуют силы в Интернете, но воспринимают свой сайт как вторичный продукт, в этом их ошибка. Каких еще ошибок не прощает Интернет? Лень  мешает успеху.

Я много лет работал в печатных СМИ и знаю, что там перед сдачей номера все усиленно работают, а потом можно выдохнуть. Так вот, у нас не «выдохнешь». Мы живем в режиме постоянного дедлайна, очень немногие журналисты выдерживают такие нагрузки».


Ринат Билалов замечает, что благодаря такому подходу им удалось создать успешный проект, который не зависит от каких-либо вливаний и способен «прокормить» сам себя. Это дело жизни – серьезная журналистика – которое переросло в бизнес.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.