Рустем Янтыков: «Банкротство – единственный эффективный способ взыскать деньги!»
Управляющий партнер юридической компании «Сфера права» рассказал о выгодах, которые может принести бизнесу умелое применение технологий банкротства.
Юридическая компания «Сфера права» была основана в 2010 году, чем занимались до этого?
- Мой путь в профессии начался в 2007 году, когда я получил первое юридическое образование и начал практику в качестве корпоративного юриста в компании, которая специализировалась на госзакупках. Параллельно я получал высшее образование на Юридическом факультете КГУ, где впоследствии поступил в аспирантуру на кафедру Гражданского и предпринимательского права.
Всерьез хотели заниматься наукой?
- Наука и преподавание наравне с юридической практикой составляют значительную часть моей жизни. Более того, я считаю, что одно без другого невозможно. Не секрет, что максимальных результатов в профессии достигают именно те, кто совмещает науку и практику. Это позволяет не скатиться до банального исполнения буквы закона, а развивать дух закона, создавать прецеденты, менять сложившуюся практику, исходя из логики права.
Где вы сейчас преподаете?
- Я занимаю должность преподавателя в учебно-методическом центре Федеральной антимонопольной службы.
Почему именно это учебное заведение?
- Во-первых, сфера моих научных интересов – конкурентное право и вопросы антимонопольного регулирования, и учебный центр ФАС России максимально позволяет вести профильные для меня курсы. Во-вторых, это аудитория: учебный центр, прежде всего, занимается повышением квалификации сотрудников антимонопольной службы, которые съезжаются со всей страны, а также сотрудников министерств и ведомств государственных органов Республики Татарстан. Когда ты проводишь повышение квалификации уже состоявшихся в своей области специалистов, это всегда держит в тонусе и позволяет находиться на самом острие формирования практики правоприменения.
Давайте вернемся к 2010 году, как происходило создание компании «Сфера права»?
- «Сфера права» образовалась в результате объединения гильдии юристов «Капитал и право» и адвокатов известной адвокатской коллегии. Во время объединения перед нами стояла цель создания сильнейшей практики в регионе по разрешению судебных споров. И специализация компании заключалась исключительно в представительстве в суде.
Но со временем пред нами возникали все более сложные задачи в сфере банкротства, что сместило акценты. Спустя пять лет мы прочно занимаем свою нишу по юридическому сопровождению процедур банкротства и являемся, по-нашему мнению, сильнейшей командой, специализирующейся на применении технологий банкротства в Казани.
Пять лет на рынке юридических услуг – это много или мало?
- Опыт и квалификация компании измеряется совокупностью опыта и квалификации ее сотрудников. Лично у меня за плечами уже более восьми лет опыта работы в довольной узкой специализации, у части сотрудников компании этого опыта еще больше.
Так что пять лет на рынке юридических услуг – это совсем немало. Тем более что на наших глазах открылся и благополучно закрылся ни один десяток юридических компаний, которые так не смогли выдержать конкуренции и занять свою нишу на рынке.
Вместе с кем вы создавали компанию, сколько сейчас партнеров в «Сфере права»?
- При создании компании было три партнера. К третьему году деятельности компания сильно разрослась. Одновременно велись несколько разносторонних направлений практики. Это привело к логичному решению о разделении практик, и один из партнеров ушел, создав свою компанию. В результате мы отбросили непрофильные направления, сосредоточившись на самом главном, и только улучшили свои финансовые показатели. В настоящий момент в «Сфере права» два партнера: я и Рафат Хамидуллин.
У него такой же впечатляющий послужной список, как вас?
- Только в другом направлении. Рафат Хамидуллин – арбитражный управляющий, он руководит направлением практики банкротства. Кроме юрфака КФУ, он прошел обучение в Германии в весьма достойных юридических школах – в Высшей школе Бремена и в Кельнском университете.
Юридическое образование, полученное за рубежом, пригодилось в работе?
- Несомненно! Знания и навыки, полученные там, позволили провести значительное количество международных проектов и сопровождать внешнеэкономическую деятельность ряда компаний.
Подробности о клиентах и содержании сделок я не могу раскрыть в силу действия соглашения о конфиденциальности. В общих чертах это были весьма интересные проекты по покупке госпредприятием программного обеспечения из Прибалтики. Также достаточно серьезной проработке потребовала работа над лицензионными соглашениями о передаче исключительных прав в Королевство Таиланд и множество других проектов.
«Сфера права» специализируется на банкротстве. Эта процедура востребована?
- Сейчас особенно. Банкротство – единственный по-настоящему эффективный способ взыскать деньги! Большинство предпринимателей даже не подозревают обо всех инструментах, предоставляемых законодательством о банкротстве. К примеру, есть должник, который не вернул кредитору порядка 1 млн рублей. У должника была ценная недвижимость, в несколько раз превышающая долг, и директор перепродал ее своей же организации. Должник считает, что можно спать спокойно, а кредитор опускает руки и считает, что уже ничего не сделать. В такой ситуации инструменты банкротства позволяют весьма эффективно и быстро вернуть недвижимость и реализовать ее, чтобы погасить долг.
Есть ли другие преимущества?
- Самое важное преимущество – это контроль над компанией должника и управление его текущей деятельностью. Начало процедуры банкротства позволяет не просто арестовать счет должника, а владеть и распоряжаться всем имуществом и информацией в отношении должника. Также банкротство приводит к запрету на выход из общества, выплату дивидендов и реорганизацию компании должника. Но самым главным преимуществом является возможность привлечения директора или учредителя должника к личной (субсидиарной) ответственности по долгам компании. Такая возможность существует только в процедуре банкротства: ни приставы, ни коллекторы в этом помочь не смогут.
Банкротство – это еще и серьезный удар по репутации должника?
- Да, банкротство – это болезненная процедура для должника, влияющая на его репутацию, и, если должник хочет продолжать работать, то в его же интересах не допустить введения данной процедуры. Поэтому часто практически не взыскиваемый долг погашается, стоит только подать заявление о банкротстве. Банкротство связывает должника по рукам и ногам Никто не любит, когда копаются в «грязном белье» и получают полный доступ ко всей истории деятельности компании. Порой всплывают настолько темные истории, что должнику проще откупиться и полностью погасить долг, лишь бы не ворошить прошлое.
На входе в ваш офис есть вывеска «Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей». Как это соотносится с вашей деятельностью?
- «Сфера права» была выбрана для правовой поддержки бизнеса при конфликтах с государственными структурами, и в апреле прошлого года на базе нашей компании были открыты две общественные приемные федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова в Казани и Набережных Челнах. Работа по защите предпринимателей ведется в плотной связке с аппаратом уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова.
В каких случаях предприниматели могут обратиться в общественную приемную бизнес-омбудсмена?
- При любых конфликтах с государственными органами и для преодоления административных барьеров предприниматели смело могут обращаться к нам. Жалобы рассматриваются и разрешаются уполномоченным при поддержке профессиональных юристов совершенно бесплатно.
Источник: «Сфера права»