Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

С.Алексашенко: "Механизм роста в России сломался"

Сергей Алексашенко: "Угроза 2012-13 годов, состоит в том, что у нас на колесах экономики стоит большой тормоз. Потому что внутри не нет механизма, который раскручивает рост".

 

На самом деле в России после кризиса 2008 года устойчивого экономического роста так и нет. Даже если смотреть на графики, которые Минэкономики рисует: два квартала мы растем, а два квартала либо падаем, либо стоим на месте. Отвечу почему.

Многие, наверное, ездят на машинах. Бывают ситуации, когда у вас прокололось колесо. Вы остановились, заменили колесо — и поехали дальше. А бывает, что со всеми четырьмя тормозными колодками что-то случилось, и они постоянно тормозят колеса. Вот здесь нужно разбираться с механизмом.
 
У нас экономика до кризиса 2008 года росла последние десять лет на  7-7,5% в год, очень быстро росла. И вот тот механизм роста, который был до 2008 года, сломался, его нет. А с новым двигателем — тут все непонятно. И угроза 2012-13 годов, состоит в том, что у нас на колесах экономики стоит большой тормоз. Потому что внутри нее нет механизма, который раскручивает рост. А на все это налагается низкое качество государственных институтов.

Я не анархист, я не говорю, что государство надо отменить. Просто у нас чиновники, начиная с самого верхнего уровня и дальше, почему-то считают, что от них очень много зависит. И они считают, что вот если они примут правильные, гениальные решения, то сразу в стране все будет хорошо. Это не так.

Например, есть проблема технологической модернизации, инновационной экономики. Вот если президент решил, что есть пять направлений технологического прорыва, то прорыв обязательно будет в этих пяти направлениях — и нигде больше. А для того, чтобы поддержать эти направления, нужно собрать умных чиновников, ну и еще там несколько бизнесменов, составить план действий и просто монотонно обсуждать: что еще можно сделать? Но при этом не обсуждается, ни кто будет делать, ни почему будет делать, выгодно это или не выгодно? 
 
Я, как экономист, понимаю, что экономикой движут стимулы, интересы. Рост экономики — это производство валового внутреннего продукта, производство добавленной стоимости. Производство добавленной стоимости – дело бизнеса. А бизнес, он занимается только тем, что ему выгодно. Вот если ему выгодно, он будет строить дома. Будет добывать нефть. Будет возить грузы — по железной дороге, по автомобильной, на тачках, на носилках. Если ему не выгодно, заставить его невозможно. И если государственный аппарат делает так, что бизнесом заниматься невыгодно, то экономика и будет расти ни шатко, ни валко.
 
Двигает экономику – конкуренция. А конкурируют сегодня в эпоху глобализации и страны, и города, и компании. Ведь продукт, который потреблять будет весь мир,  сегодня могут создать в Китае, а могут в России, и у каждой страны свои преимущества и недостатки.

И дело не только в инвестициях. Вот мы хотим привлечь иностранных инвесторов все время, но по факту не даем им нужных условий. Возьмите производство «Рено Ниссан» — они категорически боятся вкладывать в Россию деньги, за исключением сборочного производства. Вместе с тем очень дорогая иена заставляет их постоянно передвигать свое производство, перемещать его в другие страны. Им уже и хочется разместить его в России, потому что по ряду соображений им это удобно. Но боятся! В том числе и по причине отсутствия мирного договора между странами, и понимая, что деньги разворуют.

Когда генеральный директор АвтоВАЗа Игорь Анатольевич Комаров их спросил,  что бы вы первым создали в России, ему ответили: мы бы создавали пластмассовые панели. Он предложил им собственное производство, достаточно современное, с оборудованием. Вот — повышайте производительность труда: 50% прироста производительности труда ваши.
 
За неделю японские технологи, инженеры предложили план организационных мероприятий без денежных затрат, повысившие производительность труда на 30%. На тридцать! Дальше больше: в результате они создали себе мощности на АвтоВАЗе для производства нескольких десятков тысяч автомобилей из комплектующих, не вложив ни копейки. Вот что нам нужно от японцев: иностранные инвестиции — это не деньги. Это знания, это умения, это то, чего нам не хватает. 
 
В России умельцев «потратить» найдется миллион людей, даже все 140 млн людей в нашей стране. А вот уметь заработать могут не все. Количество людей, которые умеют зарабатывать деньги, ни в одной стране мира не бывает больше, чем 5%.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ

 

 

Материал написан по итогам выступления на форуме MadeInKazan

 

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.